Слайд 2
Традиции трудовых песен — одной из древнейших форм
народной поэзии — получили значительное развитие. Вошло в обычай
сопровождать многие трудовые процессы песнями, по происхождению не трудовыми и исполняющимися в самых различных случаях жизни (например, пели разные лирические и эпические песни во время сенокоса или на «толоках» — коллективной помощи при выполнении какой-либо работы — рубки капусты и др.) Помимо этого, при исполнении некоторых работ пели особые припевки и песни, ритм которых организовывал движения работающих. Общеизвестным примером такой трудовой песни является бурлацкая «Дубинушка». Бурлаки, шедшие по берегу реки и тянувшие бечевой барку, создали песни-припевки, помогавшие им в работе. Пение таких песен давало возможность одновременно напрягать силы, выполняя тяжкую коллективную работу.
Слайд 3
То же назначение — объединить силы работающих в
едином движении, в одновременном напряжении мускулов и энергии —
имели песни рабочих на лесоразработках и лесосплавах. Аналогичны трудовые песни, созданные рабочими других профессий. Выразительный образец подобных трудовых песен описал А. М. Горький.
Слайд 5
И-эх-ма, бра-атцы, дюжо жарко! И-эх! Никому-то нас не
жалко! О-ой, дубинушка, У-ухнем!
Ой-е-ей, ой-е-ей, Дует ветер верховой! Мы
идём-о-ом босы, голодны, Каменьс-о-ом ноги порваны. Ты подда-а-ай, Микола, помочи, Доведи-и-и, Микола, до ночи! Эй, ухнем! Да ой, ухнем! Ша-агай крепче, друже, Ло-ожись в лямку тз'же! Ой-ой, оё-ёй... .
Слайд 6
Форма русских трудовых песен (т. е. песен, помогающих
выполнить работу, включаемых в самый процесс труда, как его
составной элемент) специфична. Назначение этих песен — быть сигналами для одновременности движений многих работающих— и отнесение каждой песни к отдельному движению привело к тому, что трудовая песня приобрела форму короткой припевки.
Слайд 8
В некоторых случаях отдельные припевки связаны по содержанию
друг с другом; но настоящего сюжетного развития, в котором
бы четко обозначилась завязка действия, его развитие с кульминационным пунктом и развязкой, в трудовых песнях не было. Чаще песня-припевка имела совершенно самостоятельный характер и не была связана с другими, исполняемыми вместе с ней.
В трудовых песнях дается лишь констатация одного сюжетного положения, одного какого-либо момента упоминаемого происшествия.
Слайд 10
Включение трудовой песни в работу, выполняемую группой людей,
обусловило и другую особенность текстов этих припевок. Песня-припевка имеет
специфическое строение: она состоит из двух или четырех строк, в которых описывается действие, и выкрика-припева, во время которого и выполняется коллективная работа. Такое двучленное строение составных частей («куплетов») трудовых песен характерно для их композиции. Любой куплет «Дубинушки» представляет типический пример композиции трудовой песни:
Наша барка на мель села, — Эй, ребята, берись смело, Подернем, подернем, эй! Раз, два, эй! Еще раз, эй! Еще! Эй! Раз! Взяли!
Слайд 11
Содержание и образы бурлацких, лесорубных и т. п.
трудовых песен часто связаны с характером выполняемых работ и
с отдельными моментами их. Но сводить образы и темы песен только к трудовому процессу невозможно. В трудовых песнях довольно часто встречаются темы и образы общественного быта, нередко акцентируются моменты сексуального порядка, что затрудняло запись и публикацию песен сплавщиков, лесорубов, бурлаков.
Слайд 12
В песенной поэзии трудовые песни занимают сравнительно скромное
место; другие жанры народной лирики значительно разнообразнее, сюжетно полноценнее
и богаче их.