Слайд 2
- 2 –
Биографическая справка
Ф. Тённис родился в богатой
крестьянской семье в Дании, впоследствии переехавшей в Германию. Получил
диплом филолога Страсбургского университета. Докторскую диссертацию по философии защитил в университете г.Киля.
Занимался изучением социальной философии ХУШ-Х1Х вв. Написал книги о Гоббсе и Марксе, целый ряд статей о Спинозе, Лейбнице, Спенсере.
Социологическая концепция была сформулирована в работе «Общность и общество (теорема философии культуры)» – 1881.
В этот же период исследует проблемы девиантного (отклоняющегося) поведения: преступности, самоубийства, бедности как основы девиантного поведения.
Был автором работ как теоретического, так и эмпирического характера. В ХХ столетии были опубликованы книги:
«Мораль»
«Критика общественного мнения»
«Собственность»
«Прогресс и социальное развитие»
«Введение в социологию»
Слайд 3
- 3 -
Академическое признание пришло поздно. Только в
1913 г. (в 58 лет) стал внештатным профессором университета
в г.Киле. До этого времени занимал позиции приват-доцента (преподавание с частичной занятостью).
Тем не менее, в 1921 г. избирается президентом Немецкого социологического общества. Остается на этом посту до его разгона нацистами в 1933 г.
Выступал против национал-социализма, подвергался преследованиям. В этот сложный период разделял взгляды социал-демократов, агитировал за Веймарскую республику.
2. СПЕЦИФИКА ВИДЕНИЯ СОЦИОЛОГИИ
Одной из основных проблем изучаемой Тённисом философии 18-19 вв. было определение основополагающих принципов государственного устройства. Здесь определяющими были 2 подхода:
1-й подход – рационалистический. Основывался на признании:
естественных прав человека;
права на самоуправление народа;
необходимости установления разумных законов, разумного государственного устройства.
Слайд 4
- 4 -
Здесь общим был постулат: разумные основания
соответствуют человеческой природе.
2-й подход – исторический. Он отстаивал важность
традиций, исторически закрепившихся норм права и форм государственности.
Таким образом, рационалисты делали акцент на разуме и его возможностях, историцисты – на силе традиций.
Теннис решил объединить эти 2 подхода: рациональный научный метод следует дополнить историческим подходом к анализу общества.
Исторический подход предполагал выделение исходной пары антиномических понятий - «община» и «общество», определяющих основу 2-х типов государственности.
3. ОБЩИНА И ОБЩЕСТВО
Эти понятия были обоснованы в 1881 г. в работе с соответствующим названием (см. п. 1):
Gemeinschaft / community / община (сообщество);
Gesellschaft / society / общество.
Они рассматривались как идеальные типы, в реальной жизни встречающиеся в смешанном виде. Здесь необходимо определять, что доминирует.
Слайд 5
- 5 -
Противоположность понятий определялась противоположностью типов связей:
с одной стороны, - общинных – эмоциональных, традиционных, длительных,
объединяющих, основанных на бескорыстии;
с другой, - общественных, основанных на рациональном обмене, договоре, отчуждении и конъюнктурных целях.
Общинные отношения:
родовые и кровно-родственные;
соседство (совместное проживание);
духовной близости, дружбы, религиозной общности и т.д.
Общественные отношения изначально основываются на общинных (осознаваемое единство), но со временем приобретают отчужденную форму. Люди преследуют разные цели, их отношения становятся рациональными, поскольку они понимают функциональную полезность разных ролей в обществе.
Община, сообщество – это органическое единство социального целого, а общество – механическое единство.
Слайд 6
- 6 -
4. ДВА ТИПА ВОЛИ
Тённис считал, что
основой для 2-х типов обществ являются 2 типа воли.
Wesenwille
– воля сущности, воля целого, определяющая все аспекты жизни и
Kurwille - воля произвольного, избирательного = наличие многих воль, механически объединенных в едином социальном целом.
К сущностной воле относятся - симпатия, привычка, память.
К избирательной - обдуманность, произвольность/избирательность, представление.
Почему во главу угла поставлена воля? Особенностью человеческого общества является наличие духовной деятельности. Она представлена единством разума и воли. Именно воля организует разум (мышление).
Слайд 7
- 7 -
5. СОЦИОЛОГИЯ ФОРМ
Социологию Тённиса иногда называют
формальной или геометризированной. Почему? Вспомним название основной работы: «Общность
и общество (теорема философии культуры)».
Действительно, Тённис сделал первый шаг в направлении чистой, формальной, абстрагированной социологии.
Он считал, что чистая, абстрактная наука возможна:
об абстрактных предметах и мыслимых вещах (например, геометрия);
о принципах, сконструированных мышлением, которые нельзя воспринять чувственно (например, о принципах социальных институтов, политики, государственности).
Здесь познание может быть безграничным (more geometriko – лат.). Если очистить изучение различных форм социальной жизни от волеизъявлений, интересов и ценностей, то можно получить универсальное, общезначимое знание об обществе.
Слово «теорема» возникло из желания закрепить принципы доказательного, абстрактного мышления, в противовес эмпиризму и иррационализму.
Слайд 8
- 8 -
Основным методом рационалистической методологии социального познания
у Тённиса стал метод объективации социальных явлений. Социальное познание
должно быть логически строгим и абстрагированным. Только в этом случае будет достигнуто общезначимое знание.
Соответственно, средствами объективации стали:
абстрагирование;
идеализация;
конструирование идеальных типов.
Полученное знание или идеальные типы рассматривались как понятийные мерки, по которым оценивалась реальная жизнь. Разрыв, несоответствие живой жизни полученным социальным образцам или эталонам – должны изучаться социологией в 1-ю очередь.
Т.о., направленность социальных и социологических исследований должна быть представлена продвижением от абстрактных понятий и идеальных типов – к конкретному анализу социальной реальности.
Считал, что в реальной жизни всегда присутствуют 2 типа организации: община и общество. Когда определяем специфику, смотрим, что преобладает.
Слайд 9
- 9 -
Однако в социологической теории Тённиса присутствует
и ряд детализированных типологий, лишь через ряд опосредующих звеньев
выходящих на дихотомию община/общество.
Так, он выделяет 3 абстрагированных типа общественной жизни:
социальные отношения;
социальные группы;
корпорации и объединения.
Социальные отношения объективны. Они представлены правами и взаимными обязанностями. Осознаются как необходимость.
Социальная группа – осознанное объединение индивидов для достижения цели.
Корпорации и объединения - наличие внутренней организации, соподчинения и контроля в процессе достижения целей.
Слайд 10
- 10 -
Подобным образом представлена и классификация социальных
норм (нет соответствия предыдущей – самостоятельна):
нормы социального порядка
– общее согласие, договор, конвенция;
правовые нормы – из обычаев или законодательно закрепленные;
нормы морали – религии или установленные общественным мнением.
Тённис сам говорил о том, что это – абстрактная, аналитическая типология. В реальной жизни нормативные системы состоят их совокупности всех 3-х типов норм.
Разработка абстрактных типологий и идеальных типов - задача формальной, чистой теоретической социологии. Анализ общества в его развитии, несоответствии с идеальными типами – задача прикладной социологии.
Социология – это единство теоретического и прикладного знания.
Слайд 11
- 11 -
Метод теоретической социологии – осмысление социальных
сущностей в состоянии покоя.
Метод прикладной социологии – применение принципа
антиномий к анализу социальной динамики, развития, движения.
Общая направленность развития социума – от общины к обществу, т.к. разум и рациональность начинают преобладать.
6. СОЦИОЛОГИЯ И ПОЛИТИКА
Социология – это социальное познание, социальная наука, разрабатывающая социальную теорию.
Политика – это деятельность, основанная на интересах, целях, ценностях, т.е., - социальная практика.
Позитивистское абстрагирование от ценностей в социологии не означало отказ от социологического изучения ценностей (например, в политике).
Научный социологический подход может дать объективные результаты. Их можно рассматривать как научно удостоверенные факты для осуществления политической деятельности.