Слайд 2
Иудаизм как религия – важнейший элемент еврейской цивилизации.
Благодаря сознанию своей религиозной избранности и особого предназначения своего
народа еврейство смогло выжить в условиях, когда оно не раз утрачивало свою национально-политическую идентичность.
Слайд 5
три исторических периода в развитии иудаизма : храмовый
(в период существования Иерусалимского храма), талмудический и раввинистический (с
VI века по настоящее время).
Слайд 7
Религией Моисея допускалось сооружение особого шатра, скинии завета,
служившей видимым знаком божественного присутствия, а также ковчега завета
– деревянного, обитого золотом ящика, где помещался «завет» Яхве, таинственный предмет.
Слайд 8
«Слушай, Израиль. Господь – Бог наш, Господь –
един»
Бог есть дух, абсолютное существо, именующее
себя «Я есмь Сущий». Бог – Творец всех вещей во все времена, он – непрерывно мыслящий Разум и постоянно действующая Сила.
Слайд 9
Считается, что нееврею нет необходимости становиться
евреем для того, чтобы обрести спасение, ибо «праведники всех
народов обретут удел в грядущем мире». Для этого от нееврея требуется только исполнять заповеди сынов Ноя, а именно:
отказаться от идолопоклонства;
воздерживаться от кровосмешения и прелюбодеяния;
не проливать кровь;
не произносить имя Бога всуе;
не творить несправедливости и беззакония;
не красть;
не отрезать частей от живого животного.
Слайд 12
Согласно Библии, Авраам был первым, кто признал духовную
природу единственного Бога. Для Авраама Бог – верховный Бог,
к которому верующий может обратиться, Бог, он не нуждается в храмах и священнослужителях, всемогущ и всеведущ. Авраам покинул свою семью, которая не отказалась от ассирийско-вавилонских верований, и до своей смерти в Ханаане кочевал с места на место, проповедуя веру в единственного Бога.
Слайд 13
При Моисее (вероятно, 15 в. до н.э.) иудаизм
принял более сложные и утонченные формы. Моисей придал религии
форму исключительного поклонения Яхве (имя Бога)
Слайд 14
Текст десяти заповедей по Синодальному переводу Библии.
Я Господь,
Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из
дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицом Моим.
Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвёртого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.
Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.
Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай в них всякие дела твои, а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни [вол твой, ни осёл твой, ни всякий] скот твой, ни пришелец, который в жилищах твоих; ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и всё, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его.
Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо и чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, даёт тебе.
Не убивай.
Не прелюбодействуй.
Не кради.
Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ничего, что у ближнего твоего.
Слайд 16
Традиционное понимание
в иудаизме
3. Не произноси имени
Господа, Бога твоего, напрасно [дословно «ложно» — то есть,
во время клятвы], ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно [ложно].
6. Не убей. В оригинале: רְצָח» обозначает безнравственное преднамеренное убийство (ср. англ. murder), в отличие от любого вообще убийства, например в результате несчастного случая, в целях самообороны, во время войны или по решению суда (ср. англ. kill). (Так как сама Библия предписывает смертную казнь по решению суда в результате нарушения некоторых заповедей, этот глагол не может означать убийство вообще, при любых обстоятельствах)
7. Не прелюбодействуй [в оригинале это слово обыкновенно относится только к сексуальным отношениям между замужней женщиной и мужчиной, не являющимся её мужем]. Согласно другому мнению, к этой заповеди относятся все так называемые «запреты кровосмешения», включает муже- и скотоложство.
8. «Не кради». Запрет на хищение имущества также изложен в Лев.19:11.
10.«Не возжелай…» К данной заповеди относится запрет хищения имущества. Согласно еврейской традиции хищением является также «кража образа», то есть создание ложного представления о предмете, событии, человеке (обман, лесть и т. п.).
Слайд 18
Пророки в Пятикнижии
Ной, Евер,
Валаам, Иов, Авраам, Сара,
Исаак, Иаков, Моисей, Аарон, Мариам, Иисус Навин, Финеес
Пророки в Эпоху Судей и объединённого царства
Девора, Илий, Анна, Самуил, Давид, Соломон, Гад , Нафан, Ахия Силомлянин
Письменные пророки
Великие пророки: Иезекииль, Иеремия, Исаия, Даниил
Малые пророки: Аввакум, Авдий, Аггей, Амос, Захария, Иоиль, Иона, Малахия, Михей, Наум, Осия, Софония
Другие пророки Израиля и Иудеи
Самей, Илия, Елисей, Олдама
Слайд 19
Священного писания
Тана́х (ивр. תַּנַ"ךְ) — принятое в иврите
название еврейского Священного писания (в христианской традиции практически полностью
соответствует — Ветхому Завету).
Слово «ТаНаХ» представляет собой акроним (начальные буквы) названий трёх разделов еврейского Священного Писания:
Тора́ (ивр. תּוֹרָה) — Пятикнижие
Невии́м (ивр. נְבִיאִים) — Пророки
Ктуви́м (ивр. כְּתוּבִים) — Писания (Агиографы)
Слайд 20
Талмуд состоит из двух частей. Первая
часть – Мишна, произведение таннаев, редакцию которой осуществил Иуда
ха-Наси («Иуда-князь»); вторая – Гемара («завершение»), результат работы амораев. Законодательный материал Талмуда называется Галаха, а гомилетический, аллегорический и поэтический материал – Агада («сказание», «повествование»).
Слайд 21
Вообще говоря, Талмуд представляет собой не столько упорядоченный
кодекс, сколько простое собрание законов. Кроме того, Талмуд пополнялся
обширными комментариями раввинов, толковавших его сообразно изменениям социальных и культурных условий. Не существовало ни жестких правил интерпретации, ни главного авторитета или последней инстанции. В большинстве случаев комментаторы старались найти обоснование своим взглядам в Библии и Талмуде или в трудах раввинов-предшественников.
Слайд 22
Один из внешних символов иудаизма с XIX века
— шестиконечная Звезда Давида.
Более древним символом иудаизма является семисвечник
(Менора), который, согласно Библии и традиции, стоял в Скинии и Иерусалимском храме.
Слайд 23
Флаг
Государства Израиля
Герб
Государства Израиля
Слайд 24
Молитва. Еврей обязан молиться ежедневно,
три раза в день. Молитвы нравственны и не враждебны
интересам других.
Пищевые запреты считаются частью особого кодекса святости, применимого только по отношению к еврейскому народу.
Обряды рождения и совершеннолетия. Младенцу мужского пола делают обрезают крайнюю плоть, чтобы союз-договор с Богом был отмечен знаком на теле. Мальчики получают имя при обрезании. Девочек нарекают именем в синагоге. По достижении 13 лет мальчики участвуют в церемонии бар-мицва (у девочек бат-мицва), позволяющей им войти в общину Израиля в качестве полноправных членов, ответственных за свои поступки.
Слайд 25
Праздники. Среди главных праздников и
священных дней –
Шаббат (Суббота), еженедельный день покоя в
память о сотворении мира и исходе из Египта;
Рош ха-Шана (Новый год), годовщина сотворения мира и день духовного и морального обновления;
Йом-киппур (Судный день), день покаяния и возвращения к Богу через духовное обновление и добрые дела;
Суккот (Кущи), девять дней (в Израиле и у реформистов восемь), посвященных сбору осеннего урожая и напоминающих о странствиях в пустыне, последний день праздника – Симхат Тора (Радость Торы);
Песах (Пасха), знаменующий наступление весны и освобождение из египетского рабства;
Шавуот (Пятидесятница), отчасти земледельческий праздник, но в первую очередь воспоминание о дне, когда Моисей получил Тору на горе Синай;
Ханукка (праздник Освящения, или Огней), отмечаемый в честь победы Маккавеев над войсками Антиоха Эпифана, в результате которой евреи добились свободы исповедания своей религии;
Пурим (праздник Жребиев, или Есфири), в ознаменование поражения Амана, замышлявшего уничтожить евреев;
Тиша бе-Ав (Девятое ава), день траура в память о разрушении Первого и Второго храма.
Слайд 27
Если Храм снова стал местом жертвоприношений,
то синагога предоставила всем возможность для изучения Торы (Закона).
Моисеев Закон ограничивал поле деятельности жреческого (священнического) сословия; задачу толкования Торы приняли на себя ученые книжники («соферим»).
Слайд 29
Основные направления иудаизма
Каббала развивалась как
метафизическая система, сосредоточенная на учении о божественных эманациях и
откровениях, учении о «сфирот» (стадиях эманации и иерархических ступенях духов и ангелов), а также о «гилгуле» («переселении душ»). В каждом слове или действии человек должен был обращаться к мысли о новом соединении с духовным миром. Имя Бога было тайной, покрывающей все и на все воздействующей, его буквы обладали мистической силой.
Наряду с этой мистической теорией развивалась и практическая каббала, делавшая акцент на важности человеческой природы. Она выстроила систему демонологии и магии, поощряла аскетизм, но в центре ее внимания были мессианство и спасение Израиля.
Слайд 30
В начале 19 в. в
Германии возникло движение, получившее название реформистского иудаизма. Оно стимулировалось
желанием евреев, включившихся в процесс политической и культурной эмансипации, приспособить иудаизм к современным условиям. Вначале усилия реформистов были направлены главным образом на то, чтобы сделать синагогальную службу приемлемой для западного мира. В богослужение вводился орган, смешанный хор, пение немецких религиозных гимнов; немецкий язык использовался в качестве языка молитвы и проповеди. Во время службы женщины и мужчины находились вместе. Позднее из молитв было исключено всякое упоминание о Сионе, выражавшее еврейские национальные чаяния возродить древнюю родину. Это обновленческое движение возглавляли люди, не имевшие раввинского звания, хотя необходимость перемен отстаивали и реформистские раввины, среди