Слайд 2
Цель
Изучить особенности женского национального
костюма славянских народов (русского, украинского, белорусского).
Слайд 3
Гипотеза
Женская одежда славянских народов имеет общие
черты
Слайд 4
Русский народный костюм
Женский костюм
Северорусский
Южнорусский
Сарафановый
Поневный
Слайд 5
Северорусский костюм
Северорусский костюм широко распространен в северных и
центральных губерниях (Архангельская, Вологодская, Рязанская, Тверская, Ярославская).
Главной частью этого
костюма являлся сарафан. Изготавливался сарафан из холста, крашенных тканей, шелка или парчи. Мягкие плавные линии сарафана, которые как бы струились при движении, делали женщину похожей на лебедя. Недаром в народных песнях и сказках женщин зовут лебедушками. Украшали сарафаны вышивкой, лентами, тесьмой и бахромой.
Кроме сарафана были белая тонкая рубаха, кокошник с алым верхом, шейное украшение.
Слайд 6
Южнорусский костюм
К южнорусским губерниям относятся Воронежская, Тамбовская, Орловская,
Нижегородская, Курская, Тульская.
В южнорусском женском костюме самой главной
деталью была понёва.
Понёва – это прабабушка современной юбки. Понёва непременно одевалась поверх рубахи, далее шел передник, затем “навершник” и завершал костюм головной убор.
Одежду украшали вышивкой, тесьмой.
Этот тип костюма считается более древним по сравнению с сарафановым комплексом.
Слайд 7
Костюм Тамбовской губернии
кичка
рубаха
передник
понёва
Слайд 8
Белорусский народный костюм
Женская одежда состояла из украшенной сорочки,
юбки (поясной вид одежды: андарак, саян, понёва, летник), фартука,
пояса. В женский костюм мог входить гарсет (жилет). Юбки - красные, сине-зелёные, в серо-белую клетку, с продольными и поперечными полосами. Фартуки украшались кружевами, складками; безрукавки (гарсет) - вышивкой, кружевами.
Пояс имел особенное значение.
Дополняли костюм постолы, лапти или черные хромовые чаравики (ботиночки).
Особой оригинальностью отличаются женские головные уборы, которые определяли семейное положение, возраст особы. У девушек это разнообразные венки, повязки. У женщин это древняя намитка, платки, коптуровые (чепцовые) и рогатистые головные уборы.
Слайд 9
Украинский народный костюм
Основу костюма составляет рубашка - кошуля,
сорочка.
Особенность украинской женской рубахи - украшение подола, каймы
(подподольницы) вышивкой.
Девушки до самой свадьбы носили только подпоясанную рубашку; замужние женщины носили поневу (плахту, запаску, дергу).
Понева - общеславянский элемент традиционной одежды, прикрывающая тело женщины сзади и закрепляющаяся на талии.
Дополнением к костюму были нагрудные украшения из драгоценных камней, стекла, бусы или подвески с монетами - "монисто", "дукачи".
Обязательной частью любой одежды у украинцев был пояс
Головные уборы замужних женщин были платок, очипок.
Украинские венки из искусственных и живых цветов с лентами - это девичий головной убор.
Кожаная обувь с высокими голенищами (чоботи) шилась без каблуков.
Слайд 10
Выводы
Общие черты народных костюмов:
- наличие длинной рубахи,
юбки (понёвы), передника, головного убора;
- прямой, расширенный к низу
силуэт изделия и рукавов;
- преобладание симметричных округлых линий в деталях, отделке;
использование декоративных узорных тканей, отделка вышивкой, тканью другого цвета.
одежда могла многое рассказать о семейном положении, возрасте ее владельца.
вышивка не только украшала одежду, но имела еще и волшебное значение
Слайд 11
Использованные источники
Белорусские народные сказки
Гоголь Н.В. «Вечера на
хуторе близ Диканьки», «Сорочинская ярмарка»
Ильин М.А. Вещи рассказывают. М.,1989
г
Клиентов А.Е. Народные промыслы. М. Издательство “Белый город”, 2002 г.
Костюмы народов мира. Издательство “Литур”, Екатеринбург, 2004 г.
Лотман Ю.А. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства. С.-Пб.,1994 г.
Маленькие чудеса: Очерки/Составитель Н. Тарановская. – Л.: Дет. лит., 1981
Пармон Ф.М. Композиция костюма. – М.: Легпромбытиздат, 1985 г.
Первые страницы истории. Московская учебная фирма “Рекорд”, 1994 г.
Преображенский Л.А. История раскрывает тайны. М.,1991 г.
Русский народный костюм. Издательство “ Мозаика- синтез”, М.,2006 г
Русские народные сказки
Русский сказочный костюм. С-Пб., 2006 г.
Сказки Ивана Билибина. Неорусский стиль. М., 2004 г
Украинские народные сказки
Шпикалова Т.Я. В мире народного творчества М.,1998 г.
Энциклопедия. Царство людей. М., Издательство “Росмэн”, 1994 г.