Слайд 2
Арабская культура возникла и развивалась на территориях Аравии,
Сирии, Палестины, Ирака, Ирана, Египта, странах Магриба (от арабского
«запад» - Ливия, Алжир, Тунис, Марокко), на территории южной Испании в VII – XVI вв.
Слайд 3
Зарождение арабской культуры было связано с появлением религии,
которая называлась ислам по-арабски или мусульманство по-персидски. Основателем новой
религии, исповедующей покорность Аллаху, являлся Мухаммад (Мухаммед, Магомет) (570-632), житель Мекки, крупного торгового города. В 622 г. Махаммад за проповедь ислама был изгнан из Мекки и бежал в Ясриб, названный с того момента Мединой – городом пророка. Новое осмысление мира и человеческого бытия Мухаммад изложил в виде религиозных мифов, составивших Коран. Помимо мифологических сюжетов Коран содержит религиозно-правовые предписания, определяющие угодные Богу образ жизни и поведение.
Слайд 4
Новая религия дала могучий импульс для культурного развития
арабов. Меньше чем за 100 лет они покорили Сирию,
Палестину, Персию, вдоль берега Северной Африки дошли до Испании и заняли большую её часть. Завоёвывая народности, арабы заимствовали у них образование и науку. При дворах халифов собирались философы, астрономы, математики, литераторы, врачи; высшие государственные должности занимались учеными людьми; при мечетях обязательно открывали школы; организовывались библиотеки, в которые стекались ценные рукописи; переводились сочинения античных философов, врачей, математиков; организовывались университеты.
Слайд 5
Ислам никогда не допускал возможности внешнего сходства Бога
с человеком или другим земным существом, поэтому изобразительное искусство
оказалось исключенным из религиозной жизни мусульманина, оставаясь достоянием главным образом светской культуры. Хотя Коран не запрещал изображать людей и животных, в некоторых хадисах (изречения, действия пророка Мухаммада, рассказы о его жизни) говорилось о том, что Мухаммад порицал таких художников. Придавая изображению реальную форму, человек тем самым как бы оспаривал у Бога его исключительное право на творчество. Художник, не смея уподоблять свои произведения Божьим творениям, не стремился воспроизводить земную реальность. Поэтому главенствующее место в изобразительном искусстве занимает орнамент. Сложились три основных типа орнаментов:
1. Арабеска - сложный восточный орнамент, состоящий из геометрических и растительных элементов. Арабеска может включать изысканную графику арабского шрифта.
Слайд 7
2. Гирих (персидск. girich — "узел") — линейно-геометрический орнамент,
представляет собой причудливое переплетение многоугольников и звезд посредством вариации нескольких повторяющихся элементов.
Гирих строится по принципу центральной симметрии.
Слайд 8
3. Эпиграфический орнамент. Состоит из надписей, органично включенных
в декоративный узор.
Согласно одному из хадисов, Мухаммад сказал: «Письмо
– половина знания». В средневековой культуре мусульманских стран степень овладения «красотой письма» стала показателем интеллектуальности, образованности и духовного совершенства личности.
Для арабской каллиграфии характерны строгие пропорции прямолинейных и криволинейных элементов букв, определенное соотношение вертикальных и горизонтальных элементов, количество букв в слове и строке.
Существует несколько стилей арабского письма:
1. Куфический стиль письма имеет очень четкие, специфические геометрические пропорции. Угловатость и ширина букв строго выдержана, вертикальные линии слабо выражены, буквы вытянуты по горизонтали.
Слайд 9
Ранняя куфическая рукопись Корана 7-го века, хранящаяся в
музее Дом Корана, Бахрейн.
Слайд 10
Образец куфического письма. Коран. Х век.
Слайд 11
2. Сульс (сулюс) - разновидность стиля арабской каллиграфии с
округлыми и переплетающимися формами букв, чаще используется для заглавий,
нежели для написания основного текста. В XI веке сулюс вытеснил распространённый до того куфический стиль.
Слайд 13
3. Насх (арабск. nasch — "письмо, переписка") в
искусстве арабской каллиграфии — стиль беглого курсивного письма с легкими, размашистыми штрихами как бы летящих букв.
Слайд 14
Особенностями арабской архитектуры являются пристрастие к простым геометрическим
формам – кубу, сфере, цилиндру; наличие так называемой «скрытой
архитектуры», при которой массивные стены с дозорными башнями скрывали либо дворцовые помещения, расположенные вокруг открытых дворов с водоемами, фонтанами и цветниками, либо внутренний двор с водоемом и крытыми террасами в мечетях.
По принципу «скрытой архитектуры» построены все известные дворцы восточных правителей: загородный замок Омейядов Мшатта (нач. 8 века), дворец Аббасидов (10 – 13 вв.) в Багдаде (не сохранились), дворец гранадского эмира Альгамбра (13 – 14 вв.) в Испании (в настоящее время является музеем исламской архитектуры), дворец турецких султанов Топкапы (15 – 16 вв.) в Стамбуле.
Слайд 15
Дворец Топкапы. Врата приветствия, или Средние врата. XV-XVI
Слайд 16
Комната повелителя. XVIв., перестроена в XVIII-XIX вв.
Слайд 17
Павильон Завоевателя. Сокровищница.
Слайд 18
Альгамбра (на окраине города Гранада в Испании) укрепленная
резиденция гранадских правителей. Является ярким примером «скрытой архитектуры». Массивные
стены крепости, башни и ворота с бастионами, ловушками и потайными входами скрывают и защищают роскошный дворец.
Альгамбра состоит из парадной и камерной зон. Их центром является двор с водоемом по центру и апартаментами по периметру. Помещения парадной зоны группировались вокруг двора Альберки, почти полностью занятого бассейном прямоугольной формы. Помещения камерной зоны (зал Двух Сестер, зал Амбессерахов и др.) группировались вокруг Львиного двора.
Слайд 19
Львинный дворик. Альгамбра. Гранада.
Назван так, потому, что
чашу расположенного в нем фонтана поддерживали 12 каменных изваяний
львов.
Слайд 20
«Сталактиты». Купол зала Амбессерахов. Альгамбра. Гранада.
Слайд 21
Купол зала двух сестер. Альгамбра. Гранада.
Слайд 23
Наряду с дворцами халифов типичными для арабской архитектуры
являются мечети – здания для ежедневной молитвы; минареты –
башни, с которых призывали верующих на молитву; медресе – духовные училища; мавзолеи – надгробные памятники властителей и видных людей.
Главное место в застройке городов принадлежало мечетям, которые подразделялись на соборные – для пятничных молений, камерные – для ежедневных молений и загородные. Разные типы мечетей отвечали потребностям культа и климатическим условиям: открытый двор с водоемом посередине служил для омовений, предшествующих молитве; галереи и колонный навес укрывали от палящих лучей солнца.
В обращённой к Мекке стене мечети находилась молитвенная ниша – михраб (в ней хранили Коран и религиозные книги). По правую сторону от михраба располагалась кафедра (минбар), с которой произносили проповеди.
Выделяют различные типы мечетей. Колонная мечеть – тип мечети, для которой характерно наличие прямоугольного (или квадратного) двора окруженного галереями на столбах или колоннах На стороне обращенной к Каабе (главная мусульманская святыня, священный центр ислама), ставили 5 или более рядов колонн, которые создавали открытый во двор молитвенный зал. Купольная мечеть – тип, основой архитектуры которого является молитвенный зал, перекрытый большим куполом. Айванная мечеть - тип соборной мечети с айванами (сводчатый или колонный зал без передней стены) на каждой стороне двора.
Слайд 24
Примером колонной мечети является мечеть в Дамаске – самая
знаменитая колонная мечеть, перестроенная из христианской базилики. Михраб поместили
в южной продольной стене и колонны базилики оказались расположенными поперек движения к михрабу, что стало типичным для всех колонных мечетей. Нефы уравняли по ширине и высоте. Северную продольную стену прорезали аркадой, в результате чего пространство двора перетекало в пространство молитвенного зала.
Панорамный вид Мечети Омейядов
Слайд 25
Мечеть Омейядов в Дамаске, 8 в.
Слайд 26
Мечеть Омейядов в Дамаске, 8 в.
Слайд 27
Кордовская соборная мечеть – особый вариант колонной мечети. Её
молитвенный зал разделен 600 колоннами на 19 нефов.
Слайд 28
Колонный зал. Кордовская мечеть.
Слайд 29
Многолопасные арки, обозначающие подход к михрабу. Кордовская мечеть
Слайд 31
Мечеть султана Хасана в Каире(1356-1363 г). Айванный тип
мечети.
В ансамбль мечети султана Хасана в Каире входят: мечеть,
медресе, кельи, 4 минарета.
В центре мечети – квадратный двор, от него – 4 ниши со сводами, вход и залы под углом 45 гр. ко двору, кубическое пространство
Восточный айван с михрабом из зеленого мрамора в виде полуоткрытой двери, за ним расположен мавзолей. Фасады зданий расчленены стрельчатыми нишами, в которых в несколько этажей расположены окна.
Слайд 32
Внутреннее убранство мечети Хасана в Каире.
Слайд 34
Купольная мечеть. Мечеть «Купол скалы» (Куббат ас-Сахра –
третье святое место ислама после Мекки и Медины. Мечеть
построена на вершине горы Мориа (VII в.), которая считается в исламе центром мира. Куполом закрыт выступ скалы, с которого, по преданию, Мухаммед вознесся на небеса. Именно благодаря этому выступу Куббат ас-Сахра получила своё название.Храм – правильный восьмиугольник, до половины облицован мрамором, выше украшен мозаикой из перламутра, цветного мрамора и золота. Диаметр купола – 20 м, его высота – 34 м.
керамикой, инкрустацией, мозаикой, росписью. В различных странах под воздействием местных традиций выработались самостоятельные типы мечети.
Слайд 40
АРАБО-МУСУЛЬМАНСКАЯ ПОЭЗИЯ.
Высочайшее достижение арабо-мусульманской культуры – лирическая поэзия.
Зародилась она как поэзия кочевников-бедуинов и была пронизана ностальгией
по покинутым становищам Аравии, яркому южному солнцу, цветущим оазисам (Имру-иль-Кайс).
Дальнейшее развитие поэзии было связано с восприятием культурных традиций покоренных народов.
При халифах из династии Омейядов (661 - 750) ведущим жанром придворной поэзии была небольшая поэма-панегирик – касыда. Придворные поэты наделяли своих покровителей такими добродетелями как храбрость, великодушие, воинская доблесть (Джарир).
Распространенным жанром был жанр газели – стихотворения о любви (Кайс ибн Муад).
При Абассидах (750 - 1258) поэты прославляли пышные придворные увеселения, призывая ловить минуту счастья и не думать о загробном воздаянии. Ярким представителем гедонистической лирики был Абу Нувас.
Гедонистическая лирика соседствовала с философскими стихами – зухдийят – обличающими забвение нравственных предписаний ислама (Абу-ль-Атахия).
Слайд 41
В 10 веке произошел распад арабо-мусульманской империи на
отдельные провинции, наместники которых, продолжая номинально признавать аббасидских халифов
в Багдаде общемусульманскими правителями, добились фактической независимости. Это способствовало возникновению новых очагов культуры и мощному расцвету поэзии в различных регионах арабского халифата. В это время создавали свои произведения: Фирдоуси (поэма Шахнаме), Низам Гянджеви (автор «Хамсе» (Пятерица)- пять поэм «Сокровищница тайн», «Хосров и Ширин», «Лейли и Меджнун», «Семь красавиц», «Искандер-наме»), Омар Хайям, автор всемирно известных философских четверостиший – рубаи, главной темой которых является человек.
***
Мы источник веселья – и скорби рудник.
Мы вместилище скверны – и чистый родник.
Человек – словно в зеркале мир – многолик.
Он ничтожен – и он же при этом велик!
***
Отчего всемогущий Творец наших тел
Даровать нам бессмертия не захотел?
Если мы совершенны – зачем умираем?
Если несовершенны – то кто бракодел?
***
Много лет размышлял я над жизнью земной.
Непонятного нет для меня под луной.
Мне известно, что мне ничего не известно!
Вот последний секрет из постигнутых мной.
Слайд 42
В 13 веке нашествие войск Чингизхана на Среднюю
Азию и Иран нанесло ущерб культуре, но поэзия не
остановилась в своем развитии. Она стала нарочито усложненной, иносказательной, символичной. Поэтами этого времени являются Саади, Хафиз.
В 15 веке работают Джами, Алишер Навои. В своих произведениях они воспевают высокие идеалы правдолюбия и человеколюбия, их поэмы проникнуты идеями гуманизма, любовью к ближнему, глубокой веротерпимостью.
***
Поймите, люди всей земли: вражда – плохое дело,
Живите в дружбе меж собой – нет лучшего удела.
Алишер Навои
Слайд 43
МИНИАТЮРНАЯ ЖИВОПИСЬ
Миниатюрная живопись получила распространение с эпохи Аббасидов
(749 – 1258 гг.). Самыми ранними миниатюрами считаются иллюстрированные
рукописи по астрономии, медицине, ботанике и истории созданные в Багдаде в конце 12- середине 13 вв. Их принято относить к багдадской или арабо-месопотамской школе живописи, стиль которой характеризуется линейным рисунком и условным отображением конкретной среды. К примеру 1-2 дерева обозначали сад, а противоборство двух воинов – бой. Фигуры людей показывались в движении, что достигалось благодаря точно схваченным жестам. Лица чаще всего изображались в профиль, а глаза в фас. Цветовое решение отличается преобладанием охристых и коричневых тонов.
Слайд 44
Макам аль-Харири, караван паломников (тридцать первый макам). 1237
Слайд 45
Макам аль-Харири, караваны верблюдов (тридцать второй макам). 1237
Слайд 46
Макам аль-Харири, восточный остров (тридцать девятый макам). 1237
Слайд 47
Тебризская школа миниатюры. Для живописи характерно соединение реального
изображения и орнамента: цветы, травы, деревья, птицы на ветках,
звери с живо схваченными повадками переданы необычайно реалистично. Заметно китайское влияние в изображении человека (индивидуализация образов, наделение их экспрессией и драматизмом); в графичной манере исполнения гор, громоздящихся вверх крутыми уступами; прихотливо изгибающихся стволов и ветвей, облаков закрученных в сложный узор.
Бахрам Гур убивает дракона.
Фирдоуси, "Шахнаме" 1371г.
Стамбул, Топкапы-сарай.
Слайд 48
Султан Мухаммед. Хосров и Ширин. Хамсе. Низам Гянджеви.
15 в.
Слайд 49
Султан Мухаммед. Спящий Рустам. Миниатюра, 1515—1522 годы. Шахнаме,
Фирдоуси. Лондон, Британский музей.
Слайд 50
Гератская школа миниатюрной живописи возникла в начале 15
века. Для миниатюр этой школы характерны: индивидуальная характеристика изображенных
людей; рационально составленная композиция, в основе которой лежит круг; тщательная прорисовка мельчайших деталей и обилие орнаментов, украшающих интерьер.
Художником, создавшим лучшие миниатюры гератской школы живописи, был каллиграф Камалетдин (Кемаледдин) Бехзад.
Бехзад. Искандер и сирены. Миниатюра. «Хамсе» Низами. 1495-6 г.
Слайд 51
Бехзад ввел в миниатюру множество бытовых деталей, а
также установил своеобразный иконографический канон и место действующих лиц
в композиции. Например, главное действующее лицо изображалось по центру миниатюры на ковре или за столиком; его собеседники с книгой, с сокрытыми в знак особого расположениям руками располагались рядом; поодаль стояли слуги с подарками для отличившегося музыканта или поэта. Изобразив каждого в конкретном действии, Бехзад тем самым «оживлял миниатюру», гармонично связывая персонажей друг с другом.
Бехзад. Искандер и семь мудрецов. Миниатюра. «Хамсе» Низами. 1495-6гг.