Слайд 2
2. СОДЕРЖАНИЕ
1.Титульный лист.
2. Содержание.
3. Введение.
4. Главы основной части.
4.1. Из истории глиняной народной игрушки.
4.2.
История дымковской игрушки.
4.3. Орнамент дымковской игрушки.
4.4 Мастерские и выставки.
4.5Развитие современного народного искусства.
5. Выводы.
6. Литература.
7. Приложение.
Слайд 3
Несколько лет назад мне купили интересные глиняные игрушки.
Я захотела сделать что-то похожее, так началось моё знакомство
с дымковской игрушкой.
Слайд 4
Цель работы.
Исследование развития глиняной народной
игрушки на примере дымковской игрушки. Современность, развитие народной глиняной
игрушки, её изменения, связанные с развитием общества.
Слайд 5
Задачи.
Привлечь внимание одноклассников к изучению истории возникновения,
развития глиняной игрушки и ее изменений, связанных с развитием
общества.
Используя опубликованные материалы и свои наблюдения, собрать материалы об особенностях народной дымковской игрушки.
Рассмотреть использование цветовой гаммы и различных геометрических форм при изготовлении дымковской игрушки.
Сделать вывод: сохраняются ли традиции народной глиняной игрушки в современном обществе.
Воспитание патриотизма, гордости за своё Отечество.
Слайд 6
4.1. Из истории глиняной
народной игрушки.
Глиняные игрушки, которые были найдены в
славянских погребениях 6-8 веков нашей эры и при раскопках древних русских городов 10-14 веков- Киева, Новгорода, Рязани, Москвы, Радонежа, Коломны и др. в большинстве своем плохо сохранились, но настолько выразительны, что легко узнаются: фигурки людей, свистульки- кони, птицы, бараны и т.д.
Слайд 8
1. История дымковской игрушки.
век
Средь поля, средь леса, в снегу
и сугробах
Приткнулась деревня домишек убогих.
В них печи топили, хоронясь от зимы,
Трещали в печурках поленья осины,
Забаву ребятам лепили из глины.
Дымы над домами всю зиму стояли,
И Дымково все ту деревню прозвали.
Слайд 10
«Дымковская слободка за рекою Вяткою, на выгонной земле,
которая в бывшее под дирекциею Шувалова межевание межевана, коя
в весеннее время вся потопляется: по стечении же весенних вод в свои границы окружаема, бывает зеленеющимися лугами, близ коей со стороны полуденной облегчает старого течения река Вятка проток; по древнему ее строению регулярных улиц не имеет, в ней домы деревянного строения», — сообщает старинная рукопись.
Слайд 11
Некоторые историки вятского края считают, что производство игрушек
в Дымковской слободе появилось, вероятно, только в начале XIX
века. Вряд ли с этим можно согласиться, хотя никаких письменных доказательств для более точной даты их возникновения не обнаружено. Вместе с тем происхождение и история дымковской игрушки неотделимы от местного праздника — Свистопляски. Именно к ней приурочивали производство и массовую продажу глиняных игрушек и свистулек.
Слайд 12
Существует легенда, по которой
начало празднику положило так называемое хлыновское побоище. Его подробно
описали путешествовавший в 1770 — 1772 годах по разным провинциям Российского государства капитан Н. П. Рычков и сосланный в Вятку в 1811 году зять М. И. Кутузова, опальный генерал-майор Н. 3. Хитрово. По их сведениям, в XIV—XV веках (конкретные даты авторы называют разные — 1392, 1418, 1421) под укрепленными стенами Хлынова собрались жившие в крае инородцы, чтобы взять город, основанный якобы пришельцами-новгородцами. Не надеясь только на свои силы, жители Хлынова послали за подмогой к устюжанам. Устюжане пришли ночью, но не с той стороны, с которой их ждали. Не распознав в темноте друзей, вятчане перебили многих и только утром увидали свою ошибку: «Своя своих не познаша». В намять погибших на месте побоища поставили часовню, а в ней деревянный крест, и с тех пор ежегодно устраивали здесь панихиду — поминовение невинно убиенных, после чего начинался праздник Свистопляски, в ритуал которого входило катанье глиняных шаров с высокого берега Вятки вниз по Раздерихинскому спуску, кулачище бои, свист, песни и пляски. Все это сопровождалось продажей сластей и особенно глиняных кукол «в честь оставшихся после сражения вдов».
Слайд 13
Но в конце XIX века местные историки выражали
сомнение в достоверности этой легенды. Высказывались мнения, что Свистопляска
— скорее «остаток времен язычества» и имеет сходство с семиком — древним народным праздником, означавшим наступление лета и посвященным культу растительности.
Как бы то ни было, но в 1882 году дымковские игрушки привлекли внимание на Всероссийской художественно-промышленной выставке в Москве и отмечались среди разного рода производств Вятской губернии как «оригинальное и едва ли существующее в других местностях России».
В XIX веке в росписи дымковской игрушки почти отсутствуют геометрические орнаменты и фигуры. Это видно на игрушках того времени.
Слайд 14
1.2. XX век
Каждая отдельная дымковская фигурка начала
XX века несла в себе яркий образ-тип, конкретный и
в то же время собирательный, увиденный в жизни и отраженный условным светом игрушечного мира, где любой персонаж становился оправданным и убедительным. Растворенная во множестве отдельных экземпляров, сила образной выразительности возрастала в общей массе игрушек. В. Лебедев писал: «Я сам замечал, какое разнообразие оттенков женского характера появляется в этих раскрашенных вятских бабах, когда они стоят друг около друга . Поставишь десяток глиняных баб рядом, и вырастает перед тобой вся улица, вятская улица, где к воротам выходят франтоватые няньки с ребятами на руках».
Однако, кроме отдельных фигурок, из тех же персонажей составлялись композиции и группы, хотя и весьма немногочисленные в рассматриваемое время. Они живо воспроизводили сценки окружающей жизни — танцующие и гуляющие пары, катанья в лодке.
Слайд 15
Лишь несколько сюжетов отражают темы народного
быта. Самым распространенным был «Женщина доит корову», типичный для
глиняной народной игрушки многих районов. В Дымково в начале XX века этот сюжет исполнялся разными мастерицами, но во вполне сложившейся и характерной композиции. На экземпляре из Государственного музея этнографии миниатюрная черноволосая женщина едва видна около большой коровы с человечьими глазами. Композиция игрушки точно следует за реальным действием: расположение и естественные позы фигур сопровождают меткие детали, достоверная передача облика животного, вплоть до торчащих от худобы костей.
В XX века дымковская пластика развивалась как народный художественный промысел, которым занималось сезонно или постоянно немало жителей Дымковской слободы.
Слайд 16
В конце 19 века промысел пришел в упадок.
В начале XX века возникла серьезная угроза существования промысла.
Помог выжить промыслу и сыграл решающую роль в судьбах игрушечниц вятский художник-пейзажист, подвижник и знаток дымковского ремесла Алексей Иванович Деньшин.
Слайд 17
Потомственные мастерицы А.А.Мезрина, Е.А.Кошкина, А.И. Деньшин первыми встали
на новый путь в творчестве.
Слайд 18
Начавшаяся Великая Отечественная война нанесла большой удар возрождавшемуся
дымковскому промыслу. Мастерицы остались без работы.
Вскоре оптимистичная дымковская
игрушка вновь стала пользоваться успехом. В 1942 году производство игрушек возобновили.
В 1956 году в промысле работали восемь мастериц-игрушечниц. С конца 1950 годов в стране стали возрождаться народные промыслы. Стали интересоваться древними национальными корнями, исследовались проблемы традиций и их развития.У дымковских мастериц начался творческий взлет.
Слайд 20
ОРНАМЕНТЫ
В орнаменте присутствуют параллельные полосы, кривые, сетка с
узором в ромбе, круги с узором внутри,
квадраты, спирали.
Слайд 21
Фрагменты геометрического орнамента на дымковской игрушке
Слайд 22
Игрушка расписывается простым геометрическим орнаментом - это яркие
пятна, круги, зигзаги, полосы, клетка. Смело сочетаются контрастные краски
- синяя, красная, голубая, желтая, малиновая, зеленая - от четырех до десяти цветов, иногда дополненных ромбиками медной потали Когда-то использовались даже листочки сусального золота
Слайд 23
Используя осевую симметрию можно дорисовать узор для хвоста
дымковского индюка
Наряд барыни может быть расписан с помощью той
же осевой симметрии
Слайд 24
Геометрические фигуры
Квадраты, круги, кольца, ромбы, овалы;
параллельные прямые и полосы, пересекающиеся под разными углами, создающие
сетку с разнообразной формой ячеек - все это говорит о том, что геометрические фигуры являются основой для росписи дымковской игрушки, что делает её гармоничной и запоминающейся на долгое время. Красота и гармония достигаются через использовании в росписи геометрических орнаментов и фигур.
Слайд 25
Круги, овалы, клетка, полоска, точки, штрихи все это
многообразие расположено по-разному в узорах ,элементы относительно друг друга.
в ряд;
в шахматном порядке;
в клетке между линиями.
Точки располагаются :
между кольцами;
на кольцах;
по краю колец.
в клетке между линиями
.
Слайд 26
Контрастность цветовой гаммы подчеркивает яркость и красочность узора
Слайд 27
Печатка – тычок для рисования маленьких кружочков и
точек.
Слайд 28
Групповые композиции
Жанровые сцены, представляющие многофигурные композиции,
изображают сегодняшний быт города и деревни: гуляния и чаепития,
цирковое представление и прогулку компании в лодке. Все это близко традиционным мотивам, что придает игрушкам убедительность и показывает своеобразную связь истоков дымковского промысла с современными поисками.
На ярмарке
Коза с козлятами
Слайд 30
Сюжеты берутся из жизни людей и подаются в
таком виде, что пройти мимо никак нельзя, поэтому любой
турист нашего города Кирова мечтает приобрести данную красоту к себе в дом.
Слайд 32
И горда и величава,
Выступает будто пава…
Слайд 34
Формы и окраска свистулек удивляют и поражают своей
неоднотипностью, убранством и конечно же неповторимостью.
Слайд 35
Птицы
Петушок, петушок
Красный гребешок
Синие сапожки
Свистишь при дорожке
Хвост красивый распустил
Клюв
свой золотом покрыл
Яркий, светлый, заводной
Крылья пестрою волной.
Слайд 36
Фигура индюка - весьма декоративная по своему оперению
птица - становится откровенно декоративной скульптурой, которая неудобна для
игры и потому должна занимать конкретное место в убранстве интерьера.
Слайд 37
4.4. Мастерские и выставки.
Крупнейшая коллекция дымковской игрушки представлена
в постоянной экспозиции Кировского художественного музея им. Виктора и
Аполлинария Васнецовых. Уникальной коллекцией обладает Кировский областной краеведческий музей. В марте 2011 года в Кирове открыт музей "Дымковская игрушка: история и современность", фонды которого насчитывает более 700 экспонатов, около 200 из них представлены в экспозиции.
Слайд 39
4.5. Развитие современного народного искусства.