Слайд 2
Не сохранились фотографии маленького Тукая, вернее, будучи ребенком,
он никогда не фотографировался, ибо в деревне тех времен
не было фотографа, поэт только в 1903 году, в возрасте семнадцати лет, осмелился встать перед объективом.
Тукай стоит рядом с высоким шакирдом.
Слайд 3
Габдулла Тукай в 1905-1907 гг. в городе Уральске
тесно сотрудничал с сыном Мутыгуллы Тухватуллина Камилем. Эта фотография
(Камиль слева) – свидетельство тесных взаимоотношений между ними в те годы.
Слайд 4
Г.Тукай в Уральске в период его работы в
типографии. 1905 г.
Слайд 5
На фотографии 1907 г. Г.Тукай среди своих уральских
товарищей. Слева направо: Наджиб Нигматуллин (буфетчик), Курушкин (бухгалтер), Рахматулла
Хайруллин (приказчик), Габдулла Тукай, Сиразетдин Белюков (шакирд, который покинул медресе вместе с Тукаем).
Слайд 6
На фотографии 1908 г. сотрудники редакции газеты "Эль-Ислах"
Казани (слева на право): редактор Вафа Бахтияров, театральный критик
Кабир Бакир, идейный руководитель и активный сотрудник Фатих Амирхан, сотрудник редакции Ибрагим Амирхан, Габдулла Тукай.
Слайд 7
Г.Тукай по приезду в Казань. 1908 г. (Увеличенный
фрагмент из групповой фотографии).
Слайд 8
Г.Тукай и Ф.Амирхан. Фотография 1908 г.
Слайд 9
Три друга, три поэта. Тукай поставил на скамейку
ногу, Сагит Рамеев в середине, внизу — Фахрелислам Агиев.
Слайд 10
Габдулла Тукай. Фотография 1908 г.
Один из близких друзей
поэта Вафа Бахтияров пишет, что этот фотоснимок сделан по
настоянию издателя Бургана Шарафа, чтобы тот сделал Тукая упитанным, круглолицым. Фотограф какими-то профессиональными ухищрениями изобразил Тукая откормленным буржуем. Тукаю фотография понравились, но это не истинное лицо поэта, а созданное ретушированием. На обложках очень многих сборников и альбомов помещается именно это фотоизображение, не соответствующее оригиналу; взгляд у Тукая здесь самодовольный, успокоенный. И каляпуш на голове, и галстук не принадлежат самому Тукаю, это Шараф позаботился сделать его этаким татарским денди начала прошлого века.
Слайд 11
На астраханской фотографии 1911 г. – Габдулла Тукай,
Сагит Рамеев и Шахид Гайфи сидят в лодке. Гайфи
был организатором, устроителем быта поэта во время его пребывания в Астрахани. Под его руководством Тукая вывезли множество раз на кумыс. Тукай жил в Астрахани в санаторном режиме.
Слайд 12
Фотография Г.Тукая 1911 г. Фрагмент из общей фотографии,
которая была сделана летом в Астрахани.
Слайд 13
Фотография, сделанная летом 1911 г. по случаю пребывания
Г.Тукая в Астрахани. В среднем ряду слева: артист Зайни
Султанов, Габдулла Тукай, поэт Сагит Рамиев.
Из альбома в альбом кочует эта фотография, но обычно — урезанная, ибо в оригинале на ней семнадцать человек, а публикуют всего восемь из них. Почему редакторы «укоротили» историю? Ведь вне кадра оставались исторические личности, друзья Тукая, судьбы которых очень трагичны: кто-то, не вытерпев гонений советской власти, наложил на себя руки, кого-то расстреляли большевеки. Тукай здесь совсем как мальчишка.
Слайд 14
Г.Тукай. Фотография 1912 г.
Это единственная фотография, где Тукай
еле заметно улыбается.
Слайд 16
Фотография 1912 года, где Г.Тукай запечатлен вместе с
другом Ф.Амирханом, Г.Кулахметовым, К.Кулахметовым.
Это известная фотография, многократно изданная в
книгах, альбомах, учебниках. Однако мало кому известно, что это только тщательно вырезанный фрагмент большой групповой фотографии. На ней могли быть еще от 4 до 8 человек. Кто они? Кто был вынужден своей собственной рукой кромстать столь драгоценное фото? Мы не знаем этого сегодня, но надеемся, что когда-нибудь тайна откроется.
Слайд 17
Г.Тукай. Фрагмент из групповой фотографии 1912 г.
Слайд 18
1913 год. Больница Клячкина Казани. Через сутки Тукая
не станет.
Друзья Г.Тукая, понимая, что дни поэта сочтены, с
его разрешения 1 апреля пригласили в больницу фотографа. Друзья решили сфотографироваться с уходящим Тукаем. Их было трое. Но безжалостная цензура и здесь сделала своё дело, все те, кто ухаживал за умирающим Тукаем, были стёрты с изображения. Тукай остался один.
Слайд 19
Татарский народ навсегда простился со своим любимым поэтом
17 (4) апреля 1913 года. Проводить поэта в последний
путь на улицы Казани вышло великое множество народа. Среди них друзья поэта, духовенство, сотрудники газет и журналов, издательств, артисты труппы "Сайяр", шакирды, студенты и вообще масса людей из самых различных сословий.