Слайд 2
Моя малая Родина - Агинское
Агинское (бур. Ага) —
посёлок городского типа Агинского Бурятского округа в Забайкальском крае
России.
Административный центр Агинского Бурятского округа Забайкальского края, Агинского муниципального района и муниципального образования городской округ «Посёлок Агинское».
До 2008 года посёлок являлся центром субъекта Российской Федерации — Агинского Бурятского автономного округа.
Население — 17 708 чел. (2016).Населённый пункт возник в 1811 году, а первое упоминание о селении связано с тем временем, когда представители восьми родов хори-бурят из Прибайкалья в XVII веке отделились и перекочевали в Агинскую степь в долины рек Ингоды, Аги и Онона. Постепенно бо́льшая часть их сосредоточилась по реке Аге, богатой пастбищами.
Слайд 3
География
Расположен в 153 км к юго-востоку от краевого
центра, города Чита, на федеральной автомагистрали А350, на левом
берегу реки Аги (левый приток Онона). Ближайшая железнодорожная станция — в 36 км к северо-востоку в пгт Могойтуй.
Слайд 4
Достопримечательности
Памятник Гомбожабу Цыбикову
В Агинском национальном музее имени Г.
Ц. Цыбикова, стоит памятник Гомбожабу Цыбикову — просветителю, путешественнику и исследователю
Центральной Азии и Тибета. На высоком постаменте из камней, символизирующем горы, — огромная гранитная глыба с бронзовым барельефом Цыбикова. На камне выбит маршрут учёного через Кяхту, Ургу, Гоби, Лавран, Гумбум до Лхасы и караван верблюдов. На отдельно стоящей мраморной плите с орнаментом — барельефный портрет и надпись: «Гомбожаб Цыбиков (1873—1930), русский путешественник, исследователь Тибета». Памятник был установлен в 1973 году по случаю столетия со дня рождения учёного. Гранитную глыбу, подобную той, на которой в Гималаях на перевале Найчжи-Ла, потеряв надежду остаться в живых, он оставил надпись-напоминание «25.06.1900. Русский подданный Г. Ц.», отыскали на горе в окрестностях Читы. Мраморную плиту привезли из Саяногорска. Автор барельефа неизвестен.
Слайд 5
Танк
За сквером школы № 2 на пересечении
с улицей, которая носит имя Цыбикова, установлен танк Т-34.
На постаменте надпись: «Самоотверженному подвигу агинцев в тылу и на фронтах Великой Отечественной войны». Танковая колонна «Агинский колхозник», построенная на средства трудящихся округа, в составе 64-й гвардейской танковой бригады героически сражалась в боях под Прохоровкой в июле 1943 года. Сразу за танком здание окружного суда. Через дорогу (ул. Б. Ринчино, 75) — здание типографии, в котором размещаются редакции газет «Агинская правда» и «Толон».
Слайд 6
Аги́нский даца́н «Дэче́н Лхундубли́нг»
(«обитель спонтанной реализации великого блаженства», бур.
Агын хийд) — буддийский монастырский комплекс (дацан), являющийся наиболее крупной буддийской общиной Забайкальского
края. Объект культурного наследия федерального значения.
Расположен в селе Амитхаша, в 6 км юго-западнее центральной части посёлка Агинское. Относится к Буддийской традиционной сангхе России.
Дацан основан в 1811 году в местности Булактуй, напротив горы Улиртуй на левобережье реки Аги. Первый каменный Цогчен-дуган возводился русскими каменщиками и плотниками, до этого строившими Анинский дацан. Общая конструкция одноглавой православной церкви была приспособлена под буддийский храм.
Слайд 7
Памятник Бабжа-Барас-баатару
Туншээ — «четверо дружных». Скульптор — Даши
Намдаков. Июль 2012
Будамшуу. Скульптор — Геннадий Васильев. Июль 2012
Памятник Алдару Цыденжапову
на Аллее Героев. Июль 2012
Скульптура «Бальжин-хатан» на въезде в поселок Агинское. Июль 2012
Слайд 8
Мой Род
Я из Рода Шарайд, племени Хори-бурят.
Хо́ри-буря́ты, Хо́ри
(бур. хори буряадууд, хори) — этническая группа (племя) участвовавшее
в образовании бурятского народа.
В период степных дум (с 1822 по 1905 года) делилась на 11 административных родов: бур. галзууд, хуасай, хүбдүүд, гушад, шарайд, харгана, худай, бодонгууд, хальбан, сагаангууд и батанай.
Слайд 9
11 родов племени Хори-бурят
Слайд 10
Герой
Мой прадедушка по материнской линии Сарахаев Самбу,
родился в 1909 году в урочище Верхний Замhа Челутайского
района в семье Намжилай Сараха, представляющего род Улаалзай Хубдууд.
Рос Самбу веселым, жизнерадостным мальчиком. Вместе со своим братом Бадара ставили петли и ловили зайцев и приносили добычу домой. Своим детям он рассказывал, в первый раз на паровоз сел в 1929 году, когда он ездил навещать старшего брата Бадара 1907 года рождения, в то время сидевшего в тюрьме г. Улан-Удэ, за то что он был в свое время хубараком или ламой в дацане.
При проведении коллективизации выяснилось, что в Челутае, где они жили, организуется коммуна «Октябриин Хубисхал» с полным обобществлением собственности, т. е. скота, а в местности Ульзыто организуется ТОЗ (товарищество по совместной обработке земли) «Ниигам Зам», где частично обобществлялась собственность (где разрешено было иметь скот в личном подсобном хозяйстве) и семья переехали в Ульзыто, потом ТОЗ преобразована в сельхозартель, а затем в колхоз имени Лазо. В то время когда началась Великая Отечественная война Самбу работал бригадиром трактористов в Агинской МТС и их бригада работала в местности Ульдирга в сельхозартели «8 Марта». 25 июля 1941 года был призван в ряды Рабоче-крестьянской Красной армии, на один день раньше своего старшего брата Бадара. В начале служил на станции Оловянной и он рассказывал, что паек в тылу был маленький и сильно голодовали, даже собирали капустные листья около кухни. Из-за голода все стремились отправиться в действующую часть, писали заявления на отправку на фронт. Осенью 1942 года его часть перебросили под Сталинград, где сибирские соединения концентрировались для нанесения решающего удара по немецко-фашистским захватчикам.
Слайд 11
Самбу - Баабай рассказывал сынам, как он поехал
на фронт, как воевал, сначала на Западном фронте потом
на Третьем Белорусском, под командованием Черняховского, как угодил в штрафную роту и т. д. История со штрафной ротой такая: наши войска готовились к ответному удару под Сталинградом. Прибывали новые свежие силы, подбрасывалась новая техника и все скрытно, чтобы враг не разгадал преждевременно замысел советских войск. В один зимний злополучный день 1943 года, Самбу Сарахаев в спешке забыл проверить автоматическую 76-миллиметровую скорострельную пушку, которая оказалась заряженной, а просто произвел спуск боевого механизма и, естественно, она выпустила 5 снарядов. За эту оплошность был чуть не расстрелян на месте. Был арестован, подвергнут допросу. Затем была штрафная рота. «В те часы, дни, - рассказывал он, - у меня была одна мысль, как же я дожил до позора быть расстрелянными своими. Я тогда молил только об одном - чтобы дали шанс истребить хоть одного фашиста. А дальше будь что будет». Трижды ходили в атаку штрафники. И каждый раз пуля вражеская миновала его, хотя товарищей его косило подряд. Поэтому поводу он рассуждал так: коль не подоспело время кончины, то любые ситуации бессильны уничтожить человека.
В 1943 году, находясь в разведке, имея приказ: не стрелять ни в коем случае, встретился лицом к лицу с немцем. Случилось это так: лежала груда длинных бревен, проползая мимо них, из-за конца бревна увидел желтые глаза в длинной траве. Видимо, считал сам Самбу-ахай, тот тоже имел такой же приказ. В общем, посмотрели друг на друга, ползком попятились и разошлись без выстрела. Далее воевал в направлении на Ржев, Могилев, Смоленск и Кенигсберг. Награжден медалями «За отвагу», «За боевые заслуги», «За взятие Кенигсберга». Воевал на Западном, 3-ем Белорусском фронте под командованием Черняховского.
Слайд 12
После ранения был комиссован 11 июня 1945 года
и прибыл домой где-то, по словам дочери Дулмы(моей бабушки),
в июле месяце 1945 года. В послевоенное время работал в колхозе плотником, заведующим свиноводческой фермы. Вырастил и воспитал пятерых детей: Долгоржаб, Дулма, Ширабнимбу, Дашидондок и Дашинима.
Запомнился односельчанам как добряк, веселый человек, большой шутник. Всегда ходил в кирзовых сапогах, картузе(кепке). В шестидесятых годах, взяв шефство над бригадой школьников, обучая их мастерству плотника, переносил с ними две летние стоянки молочно-товарных ферм в местности Арангата. Как упоминает его бывший подшефный Бадмацыренов Цыдендамба, он никогда не ругал их за шалости, терпеливо учил их приемам плотницкой работы, и на их просьбы рассказать о войне, иногда, закурив самокрутку махорки, рассказывал им о своем боевом пути.