Слайд 2
Дрессировка
Дрессировщики
Дрессировка животных в древности
Каких животных можно дрессировать
Способы дрессировки
животных
Дрессировщики цирковой династии Дуровых
История театра зверей «Уголок дедушки Дурова»
Артисты
театра – люди и животные
Источники информации
Оглавление
Слайд 3
ДРЕССИРОВКА,
дрессура (от франц. dresser - обучать, натаскивать),
жанр циркового искусства, приручение и подготовка животных к публичной
демонстрации трюков на манеже или зрелищной площадке.
Слайд 4
Дрессировка
сводится к выработке у животных с помощью
длительной тренировки стойких условных рефлексов, заставляющих животное реагировать на
сигнал дрессировщика ответным действием.
Слайд 5
Дрессировка может производиться с целью развития дружеских отношений,
формирования адекватного поведения животного для нахождения его в человеческом
обществе, поиска объектов какого-либо типа, защиты в определённых обстоятельствах или развлечения. Дрессировка является необходимостью для комфортного взаимососуществования человека с определёнными видами животных.
Слайд 6
Артист, работающий в жанре дрессуры, называется дрессировщиком (раньше
они назывались укротителями).
Слайд 7
Российские дрессировщики
братья Запашные
Слайд 8
Дрессура как жанр была известна с древности. В
средние века в Западной Европе с дрессированными животными в
ярмарочных театрах выступали странствующие комедианты.
Слайд 9
«Лев. Я хочу рассказать вам о дрессировке льва.
Тот, кто дрессирует льва, имеет двух собак Когда он
хочет заставить льва что-либо выполнить, он ему приказывает. Если лев рычит, укротитель бьет своих собак. Когда лев видит, как бьют собак, на него нападает великий страх. Его смелость пропадает, и он делает все, что ему приказывают. Я не говорю о тех случаях, когда лев взбешен, так как тогда он не подчиняется ничьей воле и не сделает ни хорошего, ни дурного И знайте, этот лев нарисован с натуры».
Альбом архитектора XIII века Виллара де Оннекура. Дрессировка льва.
Слайд 10
В Древнем Египте и в Древнем Риме использовались
дрессированные животные для зрелищных мероприятий. Известны такие зрелища, как
гладиаторские бои с барсами, тиграми, медведями, собаками.
Слайд 11
Дрессировка лошадей в Древнем Риме
Слайд 12
Дрессированных животных использовали для охоты и защиты жилища
от грызунов и ядовитых змей.
Слайд 13
В Индии и Тайланде с древних времён используют
дрессированных слонов для работы, а в наши дни ещё
и для развлечения туристов. Слоны хорошо поддаются дрессировке и их часто можно увидеть в цирке
Слайд 14
Казнь слонами на протяжении тысяч лет была распространённым
в странах Южной и Юго-Восточной Азии и особенно в
Индии методом умерщвления приговорённых к смертной казни. Азиатские слоны использовались для раздавливания, расчленения или при пытках пленных на публичных казнях. Дрессированные животные были разносторонне обученными, способными убить жертву сразу или пытать её медленно в течение длительного времени. Служа правителям, слоны использовались, чтобы показать абсолютную власть правителя и его способность управлять дикими животными.
Вид казни слонами военнопленных вызывал обычно ужас, но вместе с тем и интерес европейских путешественников и был описан во многих тогдашних журналах и рассказах о жизни Азии. Хотя казнь слонами была в первую очередь характерна для стран Азии, эта практика иногда применялась западными державами древности, в частности — Римом и Карфагеном, в основном для расправы над мятежными солдатами.
Слайд 15
Дрессированные слоны в древней Индии
Дрессированные львы на улицах
Константинополя (Византия)
Слайд 16
Владимир Рябчиков. Скоморохи с медведем
На Руси одним из обязательных атрибутов
ярмарок и народных гуляний были дрессированные медведи
Слайд 17
В старину медведи обильно заселяли русские леса. Ловить
и дрессировать их не составляло особого труда.По данным 1887
года, в отдельных селах держали по 50, 120 и даже 150 дрессированных медведей.
Вожаков с медведями знали не только на гуляньях в больших городах. Не одну сотню лет встречали их на всех дорогах России, в самых отдаленных уголках страны.
«Медвежья потеха» — так называли их выступление в старинных записях.
Вожака медведя в разное время и в разных местах звали: «потешник», «забавник», «игрец с медведем», «медвежатник», «медведчик», «медвежий поводчик», «поводильщик», «поводырь», «поводатарь».
Медведя тоже каждый звал как только мог: косолапый, куцый, космач, мохнач, хозяин леса, мишук, Потапыч, Михайло Иваныч Топтыгин. Медведя-артиста прозывали «потешным», или «плясовым».
Слайд 18
Дрессировке поддаются разные животные. Лучшими учениками являются дельфины
и киты, обезьяны, собаки, лошади, свиньи, слоны, бегемоты, кошки,
птицы. Среди цирковых артистов можно встретить дикобразов, змей, крокодилов, мышей и даже насекомых.
Слайд 19
Можно приучить голубей к перелетам на дальние расстояния.
Именно благодаря работе человека с этими птицами, и выработалась
способность почтовых голубей находить дорогу к дому.
Слайд 20
Пчеловоды, которые хотят получить мёд с определённого вида
растений, заранее работают над созданием у пчёл условных рефлексов
на запах необходимых цветов. Этот метод был впервые предложен советским учёным А. Ф. Губиным в 1933 году. Достигаются необходимые действия методом подкармливания насекомых сахарным сиропом с добавлением аромата определенного медоноса. Привыкнув к определённому виду, вкусу и запаху, пчёлы в дальнейшем будут искать именно это растение.
Слайд 21
Дрессировщик должен уметь чувствовать зависимость типа высшей нервной
деятельности обучаемого животного от его особенностей и только после
определения этой зависимости можно выбрать необходимый для данного животного метод дрессировки.
Слайд 23
Выделяют следующие методы дрессировки животных:
Болевой
Поощрительный
Подражательный
Слайд 24
Болевой метод, который вынуждает животное выполнять необходимые дрессировщику
действия, основан на ощущениях боли, которое заставляет животное делать
то, чего от него добивается человек. Этот негуманный метод применяется при дрессировке хищников в цирке и крупных животных. Вырабатывая навыки, человек добивается от животного выполнения заданных действий. Жестокие и болевые методы дрессировки много лет подвергаются критике различных обществ защиты животных.
Слайд 25
При поощрительном методе обучения натуральные рефлексы закрепляют дачей
корма, или лаской. Например, многие животные готовы выполнить необходимое
задание за то, что хозяин их просто погладит, или даст кусочек лакомства. Чем выше развит в интеллектуальном уровне объект дрессировки, тем быстрее он воспринимает и выполняет задания, тем быстрее происходит закрепление необходимого рефлекса.
Слайд 26
Подражательный метод дрессировки основывается на повторении молодым животным
действий другого, более старшего и уже обученного. Этот метод
широко применяется для обучения пастушьих собак, охраняющих отару овец и помогающих чабану собирать животных в отару. Щенки, видя как их родители выполняют необходимые команды, получают похвалу человека, очень быстро повторяют действия старших особей и дрессируются в процессе работы.
Слайд 27
Дрессированных животных человек использует в разных целях. Специально
обученные собаки помогают людям охранять жилища, отыскивать и спасать
пострадавших. Есть пастушьи собаки, собаки-поводыри, собаки-компаньоны и даже собаки-няньки и собаки-лекари. Собаки служат на границе, помогают обнаруживать контрабанду в аэропортах и др.
Слайд 28
Дрессированных морских животных можно использовать в армии. Первые
опыты с боевыми морскими животными ставились именно в России,
еще в 1915 году. Тогда в Генеральный штаб морского флота обратился дрессировщик Владимир Дуров. Он предложил использовать тюленей для поиска подводных мин. Военные заинтересовались, было решено провести эксперимент.
За три месяца в Балаклавской бухте подготовили 20 боевых тюленей. Животные научились легко находить под водой муляжи мин и помечать их буйками. Но испытать тюленей в боевых условиях так и не удалось. Однажды ночью все «ластоногие диверсанты» были отравлены.
Слайд 29
1967 год. Севастополь. Казачья бухта. Первый советский военный
океанариум. Блестят на солнце гладкие бока дельфинов-афалин. На первый
взгляд – ничего особенного, обучение-игра. Вот только в роли «игрушек» - муляжи мин и учебные торпеды. Дельфины учатся находить подводные снаряды, охранять акваторию, обезвреживать вражеских шпионов-аквалангистов.
Слайд 30
Но чаще всего самых различных дрессированных животных, начиная
от слонов, заканчивая мышами, можно увидеть в цирке.
Слайд 31
В 19 веке жили-были два брата Владимир и
Анатолий Дуровы. Они больше всего на свете хотели стать
артистами цирка, а точнее, клоунами! С детства они много тренировались, занимались акробатикой и гимнастикой. Всеми силами добивались работы в цирке. Владимир Леонидович работал фокусником, клоуном, силачом, подражал различным звукам, пел смешные куплеты.
Анатолий Леонидович Дуров
Владимир Леонидович Дуров
Слайд 32
Но больше всего он прославился как дрессировщик животных.
Причем очень добрый дрессировщик. Раньше зверей дрессировали кнутом и
голодом. Животные слушались дрессировщика от страха. А Владимир Леонидович добивался послушания зверей лаской и доверием. Он изучал особенности поведения животных. А дом свой, где жили все его зверюшки, называл лабораторией.
Слайд 33
К нему даже ученые и профессора приходили, чтобы
пополнить свои знания о животных. А еще дом его
был известен, как райский уголок. До того там было зверям привольно и хорошо. С тех пор он так и называется «Уголок дедушки Дурова».
Сейчас он находится в городе Москве на улице В.Л.Дурова и называется «Театр зверей имени В.Л.Дурова». Про своих любимых зверей, многие из которых были им спасены, он написал книги «Пернатые артисты», «Мои звери», «Звери дедушки Дурова»…
Слайд 34
Если основная часть дрессировщиков использовала болевые методы в
работе с цирковыми «артистами», то В. Л. Дуров впервые
применил безболевой поощрительный метод, основанный на учении И. П. Павлова об условных рефлексах. Именно этот метод позволил Дурову подчинять и работать с животными, дрессировка которых ранее была невозможна.
Слайд 35
У Анатолия и Владимира Дуровых все дети, внуки
и правнуки стали артистами цирка. В Театре зверей долгие
годы хозяйничала внучка Владимира Леонидовича - Наталья Дурова. И вы, наверное, слышали о театре клоунады Терезы Дуровой. Она правнучка Анатолия Леонидовича. А в этом году исполнилось 100 лет со дня рождения его внука Владимира Григорьевича Дурова, знаменитого дрессировщика. И это далеко не все Дуровы! Их родовое дерево имеет очень много ветвей. И все произрастают из одного ствола – из волшебного мира цирка…
Слайд 37
Дуровы дрессировали слонов, бегемотов, морских животных, кенгуру, обезьян,
верблюдов, разнообразных пернатых, а также домашних животных - свиней,
собак, кошек и пр., звери у них разыгрывали мини-спектакли, комические сценки.
Слайд 38
Анатолий Леонидович Дуров
(8.11.1864 — 7.1.1916), основатель знаменитой цирковой династии
Ты автор шуток беззаботных,
Люблю размах твоих затей,
Ты открываешь у животных
Нередко качества людей.
Гиляровский В.А.
Слайд 39
Владимир Леонидович Дуров
(25 июня
(7 июля) 1863, Москва — 3 августа 1934) — российский дрессировщик и цирковой артист. Заслуженный артист Республики (1927). Брат Анатолия Леонидовича Дурова.
Слайд 40
Анатолий Анатольевич Дуров
(11 (23) апреля 1887, Петербург — 19 ноября 1928, Ижевск) — выдающийся артист цирка, клоун-сатирик и дрессировщик, сын Анатолия Леонидовича Дурова.
Слайд 41
Тереза Васильевна Дурова
(5 сентября 1926, Воронеж — 28
июля 2012, Москва) — советская и российская артистка цирка, народная
артистка РСФСР. Внучка Анатолия Леонидовича Дурова.
Слайд 42
- советская и российская артистка цирка, дрессировщица, писатель.
Народная артистка СССР. Правнучка Владимира Леонидовича Дурова
Наталья Юрьевна Дурова
(1934—2007)
Слайд 43
Владимир Григорьевич Дуров
(1909-1972) - советский и российский артист цирка, дрессировщик. Народный артист СССР . Внук Анатолия Леонидовича Дурова
Слайд 45
"Уголок дедушки Дурова", "Страна чудес дедушки Дурова", "Театр
зверей имени В.Л. Дурова" - эти названия знакомы не
только жителям Москвы и городов России, но и многим гостям из других стран.
И действительно - это необычный дом, подобного которому в мире больше нет. Здесь царит мир и согласие между Человеком и Природой. Здесь живут рядом быль и сказка.
Слайд 46
Открыл Уголок 8 января 1912 года Владимир Леонидович
Дуров - знаменитый цирковой артист, клоун-сатирик, дрессировщик, писатель, ученый-зоопсихолог,
первый Заслуженный цирковой артист России. Он разработал свой метод дрессировки - отказался от хлыста и палки при работе с животными. "Жестокость унижает, только доброта может быть прекрасна" - утверждал Дуров.
В Уголке были открыты театр "Крошка", на сцене которого выступали животные и птицы, обширный естественнонаучный музей и зоопсихологическая лаборатория, где работали известнейшие ученые: академик В.М. Бехтерев, профессора А.В. Леонтович, Г.А. Кожевников, А.Л. Чижевский и др.
и любовью.
Слайд 47
В 2012 году "Уголок дедушки Дурова" отметил свой
100-й день рождения. Внешне дом практически не изменился с
1894 года, когда он был построен архитектором Августом Вебером.
Парадную лестницу Дуров украшает фигурами доисторических животных, вылепленных собственноручно. Посетителей в фойе второго этажа встречает надпись на латыни "Salve", означающая приветствие дома своим гостям.
Сегодня "Страна чудес дедушки Дурова" включает в себя Большую и Малую сцену, аттракцион "Мышиная железная дорога", а также музей театра.
Девиз Уголка всегда был "Забавляя - поучай!".
Надеемся, что и вы будете относится к братьям нашим меньшим также, как и Владимир Леонидович Дуров - "как к существам чувствующим, понимающим", с добротой.
Слайд 48
Ведущие артисты Театра «Уголок дедушки Дурова» непохожи на
артистов других театров с одной стороны, и на артистов
цирка, с другой.
Чтобы быть артистом этого театра нужны особые способности, доброе сердце, любовь к братьям нашим меньшим и, конечно, талант.
Каждый из артистов, работающих сегодня в театре, с детства любил животных, мечтал о сцене или манеже и начинал в «Уголке» в роли… служащих по уходу за животными.