Что такое findslide.org?

FindSlide.org - это сайт презентаций, докладов, шаблонов в формате PowerPoint.


Для правообладателей

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Яндекс.Метрика

Презентация на тему по биологии: Где хлеб- там и песня.

«Где хлеб – там и песня»
муниципальное автономное общеобразовательное учреждение  «Средняя общеобразовательная школа п. Волот»Выполнили проект: Викторова «Где хлеб – там и песня» Хлеб в человеке войн.В былинах о русских богатырях и народных героях написано Хлеб на стол, так и стол престол; а хлеба ни куска – Кузьмина Е.М. (1937 г.р.) рассказывает о рогатке для размешивания муки с водойОтдута Беседа  дорогу коротает, а песня - работу«Рожь жали серпом, косили косой, Хлеб – всему голова,В песне правда поётся.Хлеб едим мы с утра,А как «Основным продуктом питания новгородцев был хлеб. Без него не обходилась ни Хлеб батюшка, вода - матушкаПо словам людей старшего поколения хлеб, испечённый из Потребительское общество «Волотхлеб» Выпекает такие виды хлеба :«Яровой», «Бородинский», «Зёрнышко», «Рябинушка», «Лечебный». Деревня Красный Луч, Мария Васильевна  достаёт из русской печи пареную репу. На огороде Тимофеевой И.Н. в д. Красный Луч цветёт картофель сорта «Скарлет»Знакомтесь: Самое большое хозяйство в д.Верёхново у Кузьмина Г.И. Поэтому они сажают картофель На Земле есть три драгоценности: пища, вода и добрые словаВ летнем лагере
Слайды презентации

Слайд 2 «Где хлеб –
там и песня»

«Где хлеб – там и песня»

Слайд 3 Хлеб в человеке войн.
В былинах о русских богатырях

Хлеб в человеке войн.В былинах о русских богатырях и народных героях

и народных героях написано множество достоверных черт быта и

жизни, например, о работе на пашне. «Подъехали богатыри к полю. Вытащил пахарь сошеньку, распахал широкое полюшко, засеял золотым зерном…» Ещё заря горит, а у пахаря поле колосом шумит. Тёмна ночь идёт – пахарь хлеб жнёт. Утром вымолотил, к полудню вывеял, к обеду муки намолотил, пироги завёл. К вечеру созвал народ на почестен пир», - из былины о Микуле Селяновиче.

«Взял Илья хлебца ржаного корочку, опустил её в реку Оку, сам Оке – реке приговаривал:
- А спасибо тебе, матушка Ока – река, что поила, что кормила Илью Муромца», - так нежно, с любовью и угощая самым дорогим благодарит богатырь реку из былины «Как Илья из Мурома богатырём стал».

«-Добро пожаловать, русский богатырь, зайди в мой высокий терем, выпей сладкого вина, скушай хлеба – соли, жареной лебеди»,- написано в былине «Три поездки Ильи Муромца»
Хлебом – солью на Руси всегда угощают и встречают гостей. Хлеб воплощает пожелания благополучия и богатства. Соль играет роль оберега, защищает от врага и злого влияния.

Коллаж «Богатырь Волот на ржаном поле у
д. Гривы»


Слайд 4 Хлеб на стол, так и стол престол; а

Хлеб на стол, так и стол престол; а хлеба ни куска

хлеба ни куска – так и стол тоска
В сказке

«Царевна – лягушка» проверяют, какие жены -хозяйки, умеют ли печь хлеб: «Их жены –то поспускали тесто в печь. Как им бабушка – затворенка сказала и вышла у них горелая грязь.» Бабушка – затворенка видимо занималась затворением хлеба. Здесь же описывается труд царевны – лягушки: Взяла она частые решета, мелкие сита, просеяла муку пшеничную, замесила тесто белое, испекла каравай – рыхлый да мягкий, изукрасила разными узорами мудрёными: по бокам – города с дворцами, садами да башнями, сверху – птицы летучие, снизу – звери рыскучие.

В сказках называют не буханка хлеба, а коврига, краюха, каравай. Например, в сказке «Горе»: «Через неделю даёт ему богатый одну ковригу хлеба»; в сказке»Летучий корабль» : «Взял дурень краюху – глазам своим не верит: превратилась краюха в мягкий да белый каравай».

Когда в сказках отправляются в путь, то всегда берут с собой хлеб. «Было у него с собой немного хлебушка. Ну, они поели, ключевой воды попили и легли отдыхать», - говориться в сказке «Иван – царевич и серый волк».

Иллюстрация к сказке «Про ленивую и радивую».

В сказках в подробностях воссоздаётся старый быт. Народ метко подбирает слова для его описания, используя народные выражения и слова.


Слайд 5 Кузьмина Е.М. (1937 г.р.) рассказывает о рогатке для

Кузьмина Е.М. (1937 г.р.) рассказывает о рогатке для размешивания муки с

размешивания муки с водой
Отдута появляется хлеб?
Как здорово!
В

нём здоровье наша,
В нём чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло.
В нём – земли родимой соки,
Солнца свет весёлый в нём…
Уплетай за обе щеки,
Вырастай богатырём!



Рос сперва на воле в поле.
Летом цвёл и колосился,
А когда обмолотили,
Он в зерно вдруг превратился.
Из зерна – в муку и тесто,
В магазине занял место.

В поле родился
К обеду пригодился.


Режут меня,
Вяжут меня,
Бьют нещадно,
Колесуют меня;
Пройду огонь и воду,
И конец мой –
Нож и зубы.

Тарелка супа меж локтями,
А он в руках у всех ломтями.
Без него, как видно,
Не вкусно и не сытно!

Загадки учат познавать мир. В них
с удивительной поэтической изобретательностью русский народ описывает хлеб , этапы превращения зерна в хлеб, его полезность.

И комковато,
И ноздревато,
И мягко, и ломко,
А всех милей.

Без кореньев растёт, без костей встаёт

Есть такие слова:
«Он всему голова»
Хрустящей корочкой одет
Мягкий, черный, белый…


Слайд 6 Беседа дорогу коротает, а песня - работу
«Рожь

Беседа дорогу коротает, а песня - работу«Рожь жали серпом, косили косой,

жали серпом, косили косой, затем закладывали в молотилку. Работали

дружно и весело. Часто пели частушки.

Рожь высока, рожь высока.
Рожь быстрее колосись.
Милый я не воображаю,
Но и ты не возносись.

Рожь высокую я жала,
Ещё выше буду жать.
Жива буду, век не буду
Тебя милый уважать», - вспоминает М.В.Фомина

Много поётся о хлебе в календарных песнях.

Выходила туча,
Выходила туча
С-под тёмного леса.

Не бей, не бей, боже,
Не бей, не бей, боже,
Ни ржи, ни пшеницы.

Ни ржи, ни пшеницы,
Ни ржи, ни пшеницы,
Ни всякого хлеба!





Уборка озимых ООО «Новгородский бекон»
Газета «Вперёд» №44 10 августа 2014 год

… А хочу я, ржаное жито,
Во пучок завязаться,
В засенку ложиться,
А чтоб меня, а ржаное жито,
Во пучок взвязали,
Из меня рожь выбирали.

Отрывок из осенней песни, которую пели, прощаясь с последнем снопом.


Слайд 7 Хлеб – всему голова,
В песне правда поётся.
Хлеб едим

Хлеб – всему голова,В песне правда поётся.Хлеб едим мы с утра,А

мы с утра,
А как он достался!
Сколько надо хлопот,
Чтоб на

стол он явился,
Сколько надо забот,
Чтобы он уродился.
Для земли всё отдать,
Не считаясь с затратой,

Раньше солнца вставать
И ложиться с закатом.
Будет хлеб на столе –
Будет всё остальное:
И ковёр на стене,
И кольцо золотое,
Сила в крепких руках,
И к труду вдохновенье,
Смех на детских устах
Твоего поколения.

И. Р. Иванов, родился в 1926г. в г.Старая Русса. Детство провёл в д. Долга Волотовского района.

Хлеб

Ученики бывшей начальной школы д.Жизлино чествуют на поле комбайнёров. Это как раз те люди , о которых говориться в данном стихотворении .
Один из них их односельчанин Пашков Василий Григорьевич. 1976год.

Фото из архива Ивановой Е.К.

Уборка яровых зерновых ООО «Новгородский бекон»
Газета «Вперёд» №36 2013г.

Аграном
Алексеева В.П.(1950 г.р.), бывшего совхоза «Поляны»


Слайд 8


Хлеб войны

Александр Симанов 1956 год

Газета «Аргументы и факты»
№ 49 3-9 декабря 2014г.


Слайд 9 «Основным продуктом питания новгородцев был хлеб. Без

«Основным продуктом питания новгородцев был хлеб. Без него не обходилась

него не обходилась ни одна трапеза. Преимущественно пекли черный

ржаной хлеб. Белый пшеничный хлеб был доступен не всем, в семьях простых новгородцев выпекали его только по праздникам. Самым лучшим считался ситный хлеб. Его пекли из муки, просеянной через сито. В голодные, неурожайные годы, когда хлеба не хватало, в муку добавляли лебеду, кору деревьев, молодые желуди, отруби, крапиву». Варнаева Н.В., СмёноваИ.Е. История и культура Новгородской земли с древнейших времён до конца ХV века. - СПб:. Издательство «Первый класс», 2008. – С.231.

В настоящее время хлеб с добавками считается полезным. Жители д.Черенцово помнят, что раньше при выпечки хлеба семена дикого тмина и аниса добавляла Петухова Л. И. (1923г.р.).Делала она это для того, чтобы придать хлебу особый запах и вкус.




«Для затворения теста использовали деревянную квашню. Её изготовляли чаще всего из осины или дуба. Муку обязательно просеивали, через сито. Раньше его изготовляли из липовой коры деревенские умельцы. Затем стали покупать в магазине. Рогатку для помешивания муки с водой делал мне муж. В лесу находил еловую рогатую ветку, очищал, рогатулинки – выступы загибал и завязывал веревкой , чтобы они были прижаты более менее к ручки. Сушили, а затем ею пользовались. Таких рогаток было несколько. Моя мама пекла хлеб из своей муки, а я для своей семьи уже использовала покупную. В основном ржаную , иногда обойную пшеничную первого сорта. Ржаная стоила 27 копеек»,- рассказала Мария Васильевна Фомина.










Хлеб – дар божий, отец, кормилец


Слайд 10 Хлеб батюшка, вода - матушка
По словам людей старшего

Хлеб батюшка, вода - матушкаПо словам людей старшего поколения хлеб, испечённый

поколения хлеб, испечённый из зерна, выращенного на своём поле

и без дрожжей сам по себе уже является целебным. Раньше родители обязательно приучали детей есть хлеб. «Старики говорили, что хлеб нужен для крепости организма.Он силу придаёт», - поведала нам Васильева К.В.(1936г.р.)
«Вырастив зерно, его мололи в жерновах. Получалась мука. Из неё пекли хлеб. В основном пекли из ржанной муки. Семьи были большие и поэтому выпекали до 10 буханок. В начале делали закваску: вливали в квашню воду, сыпали немного муки, щепотку соли и ставили в теплое место на сутки. Эта масса закисала, в неё добавляли теплой водички и муки. Размешивали рогаткой. Ставили в теплое место, на печь или ошосток печи. За ночь тесто поднималось. Утром мешали и сыпали еще муки. Теперь мешали рукой. Раскладывали в формы, сверху приглаживали водичкой. Давали немного постоять формам с тестом, чтобы тесто поднялось и в печь. Печь к этому времени была уже протоплена, а уголья сдвинуты по сторонам. Испеченный хлеб вынимали из форм, клали на стол, сверху корочку водичкой смазывали и накрывали полотенцем. В квашне оставляли для следующей выпечки немного закваски», - рассказала Фомина М.В.

Закваска, оставленная для приготовления хлебного теста


Хлеб испечённый
13 декабря 2014года
Викторовой Н.М.
(1957г.р.) д.Черенцово. Больше в окрестностях д.Верёхного хлеб, никто не печёт.


Слайд 11 Потребительское общество «Волотхлеб» Выпекает такие виды хлеба :«Яровой»,

Потребительское общество «Волотхлеб» Выпекает такие виды хлеба :«Яровой», «Бородинский», «Зёрнышко», «Рябинушка»,

«Бородинский», «Зёрнышко», «Рябинушка», «Лечебный». Технолог Елена Афанасьевна Дмитриева

(1960 г.р.) рассказала нам, что лечебным считается «Бородинский» и «Лечебный»хлеб. Для выпечки «Бородинского» используется мука ржаная, кунжут. Выпекают его без дрожжей, он менее калорийный, добавляют йодированную соль. Он считается зерновым.«Лечебный» предназначен для больных сахарным диабетом. Его выпекают без сахара и соли.

Учащиеся 4-го класса на хлебокомбинате

Хлеб да вода – здоровая еда.

«В нашей местности хлеб используют для лечения ячменя на глазах. Для этого необходимо взять небольшой кусочек хлеба и нагреть, затем приложить к ячменю. Так нужно сделать несколько раз», - вспомнил Матвеев П.С. (1947 г.р.)
«Для лечения фурункулов можно взять мякиш, пожевать и приложить к нарыву», - рассказала Гриднева Е.Т.( 1959г.р.)
«Горячий хлеб можно использовать для лечения радикулита. Для этого берут буханку , заворачивают в полотенце и кладут на спину. Если кашель, то можно срезать горбушку горячего хлеба , завернуть в ткань и положить на грудину», - вспоминает Алексеева В.П. (1950г.р.)


Слайд 12 Деревня Красный Луч, Мария Васильевна достаёт из

Деревня Красный Луч, Мария Васильевна достаёт из русской печи пареную репу.

русской печи пареную репу.
До появления картофеля репа считалась

«вторым хлебом».

Летописи упоминают репу рядом с рожью, античные источники отводят ей третье место после пшеницы и винограда…

« Основными огородными культурами были репа и капуста. Для их выращивания нередко отводились специальные участки земли с соответствующими названиями: «репица» и « капустница»… Часто Новгородцы готовили похлёбку, называемую репней. Нетрудно догадаться, что репня – это похлёбка из репы». Н.В. Варнаева, И.Е. Смёнова История и культура Новгородской земли с древнейших времён до конца ХV века - СПб:. Издательство «Первый класс», 2008. – С.103,232.
«Репу ели в сыром виде, варили, пекли, из неё делали квас, добавляли в кашу. Очень часто репу парили. Для этого брали чугунок, наливали немного воды и клали репу. Когда печь стопится, уголья разгребали по сторонам и ставили чугунок с репой. Репа прела до вечера. Затем, очистив её разрезали на ломтики и ели. Некоторые пили чай с репой, т. к. она сладкая. Хранится репа долго. Сейчас у верующих пост, поэтому я репу и парю»,- рассказывает Мария Васильевна Фомина (1934г.р.)
Но приплыла из-за океана сытная , калорийная картошка и отодвинула репу на такой дальний план, что и не всегда её там разглядишь. В наших краях теперь очень редко, кто выращивает репу .



Слайд 13 На огороде Тимофеевой И.Н. в д. Красный Луч

На огороде Тимофеевой И.Н. в д. Красный Луч цветёт картофель сорта

цветёт картофель сорта «Скарлет»
Знакомтесь: его величество картофель
По калорийности

он обгоняет практически все овощи. В клубнях картофеля есть белки, минеральные соли калия, витамины группы В, аскорбиновая кислота. А вот жиров почти нет. И поэтому, вероятно, мы предпочитаем сдабривать картошку маслом.
Нет, не зря пристрастились мы к картофелю. Мало того он полезен – кормит нас круглый год, от урожая до урожая.


Местные жители картофель называют «вторым хлебом» из – за питательности, разнообразия блюд из него , необходимости для приготовления супа и невозможности обойтись без него ни одного дня, с ним можно всё есть.
Все опрошенные жители деревень отметили его лечебные свойства. При простудных заболеваниях делают так : картофель варят в «мундире» в небольшом количестве воды, после чего накрываются полотенцем и вдыхают пары в течение 10- 15 минут. Детям при кашле отваривают картофель в «мундире», добавляют немного растительного масла, толкут и эту массу заворачивают в ткань и кладут на грудину ребенка, а сверху накрывают одеялом. Если после работы со сваркой болят глаза, то можно к ним приложить ломтики сырого картофеля. Жаворонков В.А. (1953г.р.)

В Россию картофель попал в конце ХVII. Во второй половине ХVIII в. картофель начали сажать на крестьянских огородах. В народе его называют «вторым хлебом».
Страшно подумать как бы пришлось нам изворачиваться теперь, приискивая себе пропитание на зиму, если бы не картофель. И в самом деле, если сравнить картофель с рожью, то с каждого гектара он даёт втрое больше сухих веществ. А если говорить о питательности, то здесь картофель почти не уступает зерновым, поскольку 70 – 80% сухих веществ приходиться на крахмал.


Слайд 14 Самое большое хозяйство в д.Верёхново у Кузьмина Г.И.

Самое большое хозяйство в д.Верёхново у Кузьмина Г.И. Поэтому они сажают

Поэтому они сажают картофель больше всего в д. Верёхново.

Площадь картофельного поля составляет 30 соток.

Отец, Геннадий Иванович с сыном Дмитрием сажает картофель.

«Предприниматель Алексей Охотников 4-й год выращивает картофель. В нынешнем году посадили 15 гектаров. Вспахано и подготовлено земель в два раза больше, часть из них планируется оставить под пары. Весь картофель прошлого года реализован».

Газета «Вперёд» №19 23 мая 2014г.

Картофель – хлебу присошка. Картофель – хлебу подпорка

«…Во время войны по нескольку дней мы жили в окопах. В нашем окопе находилось 9 человек. Иногда меня ночью посылали в деревню за едой. Я приеду на коне, затоплю печку, сварю картошки, истолку её пестом, испеку «гульбишников» , заверну и везу в окоп…» Из воспоминаний труженицы тыла Ивановой М.А. (1924-2013г.) записала Самуйлпова Валентина в 2000году
Рецепт приготовления «гульбишников»
Отварить картофель, очистить его, затем растолочь. Полученную массу раскатать на столе. Затем отварить морковь, очистить, порубить. В эту массу можно добавить мак. На раскатанный картофель выложить порубленную морковь с маком и завернуть, как пироги поставить в печь и выпекать.


  • Имя файла: prezentatsiya-po-biologii-gde-hleb-tam-i-pesnya.pptx
  • Количество просмотров: 170
  • Количество скачиваний: 0