Слайд 3
В Древней Индии роза пользовалась таким почетом, что
по существовавшему тогда закону каждый принесший царю розу мог
просить у него все, что пожелает. Брамины украшали розами храмы, а цари - свои покои, розами усыпали пути богов во время религиозных процессий, розами уплачивали дани и подати.
Слайд 5
По индийским пуранам (мифам), красивейшая из женщин -
Лакшми - родилась из распускавшегося бутона розы. Хранитель Вселенной
Вишну, увидев красавицу, спящую в своей розовой колыбельке, разбудил ее поцелуем и взял в жены. Лакшми стала богиней красоты, а укрывавшая ее роза - символом божественной тайны и с тех пор считается у всех восточных народов священной.
Слайд 7
В Древней Персии поэты не уставали воспевать красоту
розы. По персидским сказаниям, она была подарком самого Аллаха.
Явились к нему однажды все цветы с просьбой назначить им нового повелителя вместо сонного лотоса - тот хотя и был красив, но часто забывал о своих обязанностях. Аллах внял их просьбе и назначил правительницей белую розу с охраняющими ее острыми шипами. Соловей, увидав новую царицу цветов, был очарован ее красотой и в восторге прижал розу к своей груди. Но острые шипы вонзились ему в сердце, и алая кровь, брызнув из груди несчастного, оросила нежные лепестки дивного цветка. До сих пор наружные лепестки многих роз сохраняют свой розовый оттенок.
Слайд 9
Греки считали розу даром богов. По словам Анакреона,
роза родилась из белоснежной пены, покрывавшей тело Афродиты, когда
богиня любви вышла из моря. Увидев этот цветок, очарованные боги обрызгали его нектаром, который и придал ему чудный аромат.
Слайд 11
Жрицы Афродиты украсили белыми розами алтарь храма и
сад. Цветок оставался белым до тех пор, пока Афродита
не узнала о том, что ее возлюбленного Адониса смертельно ранил вепрь. Богиня, устремившись в рощу Пифона, где находился ее любимый, бежала по розам, не обращая внимания на их шипы, которые ранили ей ноги до крови. Капли божественной крови падали на розы, превращая их из белых в ярко-красные.
Слайд 13
Роза у греков - спутница радостных и печальных
торжеств. Венками из роз, перевитых миртами, украшали невест. Розами
убиралась дверь, ведущая в дом, а лепестками усыпалось брачное ложе. Розами греки усыпали путь возвращавшегося с войны победителя и его колесницу. Ими же убирали тело и гробницы умерших. Розы носили на голове и на груди в знак траура, как символ кратковременности нашей жизни, которая так же быстро увядает, как и этот душистый цветок. В религиозных обрядах греки венками из роз украшали лица богов, клали венки у их ног.
Слайд 15
Из Греции роза была перенесена колонистами в Рим
и прекрасно там прижилась. Если в Греции у богов
она служила символом любви и красоты, а у людей - выражением веселья, радости и глубокой печали, то у римлян во времена республики этот цветок считался символом строгой нравственности и служил наградой за выдающиеся деяния.
У римлян был обычай во время дружеских пиршеств бросать в вино лепестки со своих розовых венков. Вино с лепестками роз выпивали в знак расположения к тому, с чьего венка они осыпались.
Слайд 17
Римские воины, отправляясь на войну, снимали шлемы и
надевали венки из роз, чтобы вселить в себя мужество.
Роза служила эмблемой храбрости.
У римлян первой республики роза считалась священной. Ежегодно в память умерших здесь совершались торжества, носившие названия розалий, или розалийских дней - "Dies rosationis". В эти дни могилы умерших и урны, где хранился их прах, убирались гирляндами и венками из роз. Розы использовали и в религиозных церемониях, и в быту. Ими украшали жилища и домашние алтари, усыпали путь во время
торжественных процессий.
Слайд 19
Со временем дивная красота и аромат снискали розе
расположение в странах Западной Европы. Прошло несколько столетий, и
святые отцы, забыв ее значение в дни упадка Рима, объявили розу райским цветком и даже посвятили ее Пресвятой Богородице. Германские живописцы изображали Богоматерь с младенцем, окруженную тремя венками из роз. Венок из белых роз означает ее радость, из красных - ее страдания, а из желтых - ее славу. Некоторые из этих картин сохранились и до сих пор.
Слайд 21
В католических легендах роза выступает защитницей добрых дел.
Одна из них повествует про святителя Николая. Студеной зимней
порой он нес взятый в монастыре хлеб, чтобы накормить им бедных, и когда его остановил строгий настоятель монастыря, хлеб превратился в розы в знак того, что это доброе дело было приятно Господу.
Слайд 23
Большой любовью пользовалась роза и во Франции. Здесь
ее так высоко чтили, что даже разводить ее позволялось
не всякому. И тот, кто получал эту привилегию, обязывался ежегодно доставлять городскому совету в день Благовещения три венка, а в день Вознесения - корзину с розами. Из них потом готовили драгоценную розовую воду, которая по обычаю того времени добавлялась почти во все праздничные кушанья.
Слайд 25
Почти неизвестная в Англии до XIV в., роза
появилась при дворе английских королей незадолго до начала кровавой
распри между йоркским и ланкастерским домами. Роза так пленила своей красотой претендентов на престол, что и тот, и другой поместили ее в свой герб: первый избрал себе белую, а второй - алую. Поэтому ожесточенная междоусобная борьба Генриха VI Ланкастера с Эдуардом Йоркским за английский престол, длившаяся, как известно, более 30 лет, носит название Войны алой и белой розы.
Слайд 27
В Германию поклонение розе пришло вместе с христианством.
Любопытно возникшее в то время сказание о происхождении загнутых
шипов розы. Сатана, изгнанный Господом с неба, задумав вновь подняться туда, решил воспользоваться шиповником - его прямые стволы с шипами могли бы служить ему лестницей. Но Господь угадал мысли врага и согнул стволы шиповника. Тогда рассерженный сатана согнул и шипы. С тех пор шипы роз не прямые, а загнутые книзу и цепляются за всех, кто до них дотронется.
Слайд 29
Со средних веков роза начинает играть и роль
таинственного знака разных тайных обществ. Изображение ее встречалось в
гербах знатнейших рыцарских родов, дворянских фамилий и в гербах городов. Между прочим, розу имел в своей печати и Мартин Лютер.
Слайд 31
В Россию роза впервые попала лишь в XVI
в., и в то время была, конечно, достоянием лишь
царского двора и некоторых сановников. В наших садах она появилась лишь при Петре I, а популярна стала при императрице Екатерине II.
Известный петровский вельможа, первый русский канцлер граф Г.И. Головкин был страстным любителем роз. В своем подмосковном имении, селе Клевине Серпуховского уезда, он развел великолепный розовый сад и для ухода за ним даже выписал из Англии садовника. В помощь ему были даны несколько крепостных. Один из них вскоре так преуспел в уходе за розами, что превзошел самого англичанина. Граф был в восторге и отпустил его со всей семьей на волю, приказав ему именоваться Розановым. От этого-то садовника будто бы и пошла эта распространенная теперь фамилия.
Слайд 33
Чайная роза, называемая так за свой дивный чайный
запах, была привезена в Европу лишь в начале XIX
в.: розовая - в 1860 г. из Ост-Индии, а желтая - в 1824 г. из Китая. От этих двух сортов и пошли гибриды чайных роз, красующиеся в современных цветниках. Бурбонская роза была привезена с острова Бурбон в 1819 г., где кустики ее были случайно найдены директором тамошнего Ботанического сада. А ремонтантная была получена от чайной и бенгальской розы, привезенной в Европу в 1789 г. из Кантона.