Слайд 2
Биография писателя, поэта неразделимо связана
с его творчеством, а также, биография писателя очень тесно
связана с творческой историей создания произведения. Она является той основой, тем материалом, который затем преображается в произведение.
Слайд 3
Зачем нужна биография?
Знание биографии нужно для того, чтобы глубже
понять произведение, настроиться на его восприятие, по-новому увидеть некоторые детали текста.
Каждый должен знать, что биография писателя связана напрямую с его творчеством. А биография писателя, который пишет рассказы для детей, тем более. Человеку, который пишет о детях и для них, трудно отвлечься от опыта своего детства и от детских переживаний.
биография писателя?
Многие могут задать вопрос,
зачем ребенку нужно кроме произведений автора знакомиться с его биографией. Интересный вопрос. В первую очередь знакомство деток с биографией играет и воспитательную роль. Ведь биография автора - это один из примеров служения человека искусству, пример жизнестойкости автора. Это и отображает отношение автора к своему творчеству, к людям, к социальному устройству своего времени.
К тому же, биография пригодится и взрослому и ребенку. Взрослый сможет благодаря знакомству с биографией глубже понять его мысли, желания, творчество, его социальную роль. Благодаря этому же ребенок может читать произведения автора с большим упоением и осознанностью. Причем после прочтения биографии писателей все знакомство с творчеством этого автора проходит с большей эмоциональной красочностью.
Слайд 5
Следует ли вводить в речь дошкольника понятие «биография»?
Биография
(греческое) – жизнеописание, история жизни, жизнь. Это понятие можно
ввести в речь детей старшего дошкольного возраста, объяснив его смысл.
Слайд 6
Когда надо знакомить с биографией автора?
С элементами биографии можно знакомить ребенка, начиная с
4 лет. В семье это можно делать на четвертом году жизни малыша, в зависимости от степени его развития и педагогического дара взрослого, умеющего выбрать нужные эпизоды биографии и доступно преподнести их ребенку.
В дошкольном возрасте нет необходимости знакомить детей с полной биографией автора. Биография может быть рассказана как на занятии, специально ей посвященном (в течение 15-20 минут), так и перед чтением произведения (в течение 5-7 минут).
Слайд 7
Биография автора сообщается на
этапе подготовки к восприятию произведения. Для того чтобы настроить
ребенка на длительное и внимательное слушание текста, чтобы разбудить его эмоции, интерес к произведению, рассказываем короткий, но яркий эпизод из биографии писателя. Он может быть связан с историей создания, содержанием текста, а может быть просто воспоминанием о детстве, о формировании личности писателя. Все это перекликается с изображенным в произведении.
Рассказ должен быть ярким, доступным, но не упрощенным, выразительным, но без излишней театральности.
Слайд 8
Даты жизни писателя, создания
произведения никогда не сообщаются, но ощущение времени дать надо,
сказав, что «это было давно», или, сообщив о том, что автор жив и продолжает писать для детей. Псевдоним писателя или поэта - называется старшим детям. При этом необходимо заметить, что псевдоним – это вымышленное имя. Взрослому нужно знать, что причины избрания вымышленного имени у каждого автора свои и в зависимости от этого объяснять детям (доступно).
Не следует говорить детям, когда и какие книги автора были выпущены, какова очередность их выхода: это та информация, которая не будет воспринята дошкольниками в силу особенностей возраста.
Рассказ о зарубежном авторе советуют предварить сообщением о его стране, используя при этом какие-то необычные описания, факты, подкрепляя повествование иллюстрациями или фотографиями.
Слайд 9
Полезно познакомить детей с
портретом писателя. В ДОУ портрет нужно помещать в книжный
уголок, где дети несколько дней могут разглядывать его, запоминая черты лица. Воспитатель, улучив момент, повторяет сам или просит детей повторить имя и фамилию автора. Но делать это надо неназойливо, чтобы не достичь обратного эффекта.
Слайд 10
Рассматривая портрет или фотографии
автора в разные моменты его жизни, можно обратить внимание
детей на то, похож ли автор на своих героев. Можно поразмышлять с ребятами о чертах характера человека, пишущего для них свои произведения.
Слайд 11
Также в ДОУ можно
собрать видео- и фонотеку, записав голоса писателей, читающих свои
произведения, выступающих перед детьми, ведущих детские передачи по телевидению и радио.
Слайд 12
Рассказывая об авторе, можно
использовать автобиографические произведения, или воспоминания тех, кто его хорошо
знал, что обязательно приблизит слушающих к писателю, сделает тон рассказа мягким, лиричным, проникновенным. Но во всем этом, как всегда, надо знать меру: не утомлять детей, не переигрывать в сообщении, не допускать излишнего драматизма и слащавости.
Рассказывая о писателе, рисуйте его словесный портрет (как выглядел, во что любил одеваться, какая обстановка окружала его), говорите о его пристрастиях, любимых занятиях, окружении.
Слайд 13
Сообщать об авторе все
сразу нецелесообразно. Имеющийся по годам материал можно разделить по
годам жизни и пребывания ребенка в детском саду. Если вы читаете книгу по методу «чтение с продолжением», можно рассказывать фрагменты биографии перед каждым новым этапом чтения. Последующее обращение к биографии нужно начинать с воспоминаний о том, что уже известно детям. Воспитатель или родители сами напоминают то, о чем говорилось ранее, или задают краткие точные вопросы детям, чтобы в их памяти восстановить известные им эпизоды биографии автора.
Слайд 14
Заключение
Развитие познавательных, или интеллектуальных
способностей ребенка – постоянная забота родителей и воспитателей. Процесс
воспитания интереса и любви к художественному слову эмоционально обогащает познавательную деятельность ребенка, расширяет его кругозор, способность самостоятельно систематизировать знания, делать выводы, использовать их в прогнозировании результатов.