Слайд 2
Зачем ребёнку кукольный театр?
Живая кукла - возможно
ли это?
Слайд 4
Живая кукла –
возможно ли это?
Какой ребёнок не
мечтал хотя бы однажды, чтобы его любимые игрушки, ставшие
лучшими друзьями, ожили и заговорили? Чтобы они смогли разомкнуть темницу своей статичности, рассказать о себе, стать настоящими партнерами по играм? И даже куклы-роботы не способны эту мечту исполнить, ведь их движения механистичны и, пожалуй, ещё более далеки от желаемого "оживления", которого чает ребенок. Но, оказывается, чудо "живой" игрушки всё-таки возможно!
Слайд 5
Речь пойдёт об удивительном создании рук
человеческих – кукле-перчатке. О тряпичной мягкой кукле, которую можно
"оживить" с помощью руки и "одушевить" силой своих эмоциональ- ных переживаний.
Слайд 6
Ребёнок видит куклу, которая тянется к
нему руками, кивает головой, непринужденно раскланивается и здоровается с
ним будто сама собой…
Изумление, любопытство, желание потрогать и разгадать тайну "живой и говорящей" игрушки – все одновременно выражается на лице ребёнка. За первым неизгладимым впечатлением следует освоение возможностей куклы, которые оказываются практически безграничными.
В чем же преимущества такой игрушки?
Слайд 8
Во-первых, одевая куклу на руку,
ребёнок "сливается" с ней, отождествляется с персонажем, в которого
будет играть. С её помощью он может не просто отрабатывать модели поведения, как он это делает с обычной куклой. С ней он способен эмоционально выразить всё то, что его тревожит и волнует, говоря не от своего лица, а от лица сказочного персонажа, живущего в воображаемом мире.
Слайд 9
Во-вторых, кукла-перчатка, сама по себе несёт
некоторый эмоциональный образ. Как правило, кукла – весёлая или
грустная - изображает положительного или отрицательного героя какой-либо сказки, мульт- или телефильма. Играя с куклой, ребёнок психологически переживает роль. А значит, приобретает столь необходимый ему эмоциональный опыт прохождения полярных состояний. Несколько разнохарактерных кукол-перчаток помогут учащимся ответить на вопрос, каково это – быть злым или добрым, лживым или правдивым, умным или глупым, доверчивым или подозрительным, смелым или трусливым, открытым или замкнутым, раздражительным или спокойным… И наконец, главное, каково это – быть взрослым? В игре он больше не ребёнок, он – взрослый: решает взрослые проблемы, сам справляется с жизненными ситуациями, самостоятельно делает выбор.
Слайд 10
Подражаем, сочиняем, говорим... и взрослеем!
Преимущество кукольных театров в том, что, как правило, все
они основаны на известных и любимых детьми сказках. Все мы знаем, что без сказок невозможно полноценное развитие ребёнка. Сказка затрагивает самые глубинные пласты психики человека и открывает основополагающие человеческие ценности. Очевидно благотворное влияние сказки даже на психику взрослого человека. Для ребенка же сказка – это возможность научиться думать, оценивать поступки героев, усвоить этические нормы, развить память и речь. Ритмичный, простой и певучий язык сказок, полный повторов и устойчивых оборотов ("жили-были", "жить поживать да добра наживать", "зайчик-побегайчик", "лисичка-сестричка", "бил-бил, не разбил"), значительно облегчает понимание сказок и тренирует речевой аппарат ребёнка при произнесении сказки вслух.
Слайд 12
Но вернёмся к разговору о полезности.
Что ещё даёт ребёнку игра в кукольный театр? Вспомним,
что кукла полностью подвластна ребёнку, зависит от него. Это дает ему возможность смоделировать собственный мир, который будет являться отражением "настоящего" мира, мира взрослых. В этом моделировании параллельно происходят два очень важных для развития малыша процесса. С одной стороны, это подражание взрослым, которое является одним из ключевых факторов детского развития. Раз за разом ребёнок повторяет движение, ситуацию, фразу, сказку, отслеживая при этом реакцию окружающих. Через это подражание ребёнок учится самоопределению.
Слайд 13
Второй процесс противоположен по своей сути, но внутренне
тесно взаимосвязан с первым. Это процесс создания своего, нового
мира, т.е. творчество. Сюжет сказки – лишь опора для малыша, лишь толчок к самостоятельному творчеству. В идеале, кукольный театр нужен ребенку как возможность для бесконечных экспериментов, модуляций.
Слайд 14
Что такое творчество? Это способность создавать собственные идеи,
не действовать по шаблонам и подсказкам. Творческие способности закладываются
в детские годы и развиваются на основе собственной активности, заинтересованности реальным миром. Поэтому так важно дать ребенку возможность свободного познания окружающей действительности. Поощрять его не только в том, чтобы он выучил, запомнил и "правильно" сыграл ту или иной роль, но и в том, чтобы он развивал свои сюжеты, свободную игру, в которой он сможет реализовать свои фантазии. Именно так формируется основа будущего творческого восприятия мира. Возможность сформировать эту основу и дает малышам игра в кукольный театр.
Слайд 16
Презентацию подготовила
Учитель изобразительного искусства
муниципального общеобразовательного учреждения –
средняя
общеобразовательная школа
№ 17
г. Клина Московской области
Жирненкова Нина
Юрьевна
2010 – 2011 учебный год