Слайд 2
Русская национальная культура как "вторая природа" это:
- материальные и духовные ценности народа, созданные им
в ходе своей истории;
- способ и своеобразие жизнедеятельности и мироустройства русских людей;
- совокупность русских социальных норм, законов, обычаев, традиций;
- религия, мифология, наука, искусство, политика в их конкретно-историческом проявлении.
Слайд 3
Национальный характер = менталитет
Совокупность наиболее устойчивых психологических качеств,
сформированных у представителей нации в определённых природных, исторических, экономических
и социально-культурных условиях её развития.
Мировоззренческая матрица, картина мира в сознании человека и его вписанность в эту картину.
Слайд 4
Субъект русской национальной культуры
Кто такие русские?
Слайд 5
Факторы от которых зависит специфика культуры народа (В.С.
Соловьев)
географический ("природа страны");
этнографический ("характер племени");
культурологически-исторический (характер
"народного воспитания" и "исторические обстоятельства его внутренней и внешней жизни");
религиозный (антитеза "язычество- христианство").
Слайд 6
Важнейшие при изучении культуры каждого народа вопросы
1. Каковы генетические корни русской национальной культуры;
2.
Каковы исторические условия и факторы, определившие становление и развитие русской национальной культуры;
3. Каковы главные, фундаментальные ценности русской культуры, определяющие ее сущностные характеристики;
4. Каков исторический вектор русской национальной культуры;
5. В чем состоит высший критерий зрелости и прогрессивности культурной деятельности русского народа;
6. Каков характер взаимосвязи и взаимодействия русской культуры с культурами других стран и народов.
Слайд 7
Корни русской национальной культуры
Русская культура формировались на основе
языческого мировоззрения славян, финно-угров, балтов, викингов при участии христианской
Византии, исламской Волжской Булгарии (и через нее Арабского халифата) и иудейского Хазарского каганата.
Слайд 8
Субкультуры древнерусской цивилизации
- Южная субкультура (Киевская Русь);
-Юго-западная субкультура
(Галицко-волынские земли);
- Новгородская субкультура;
Северо-восточная субкультура;
Московское царство – наследница, но
не преемница Северо-восточной Руси
Слайд 9
Факторы, обусловившие специфику русской культуры
Природно-географические факторы (по И.Ильину)
а)
особенности национального характера, сформировавшиеся под воздействием «бремени суровой природы»:
способность
интенсивно трудиться в течении непродолжительного отрезка времени;
«навалиться всем миром» для спасения урожая, для борьбы со стихией;
игра на удачу, надежда на авось;
пассивно-созерцательное, фаталистическое отношение к миру.
Слайд 10
б) особенности национальной культуры, сформировавшиеся под воздействием «бремени
обширных территорий»:
- Экстенсивный способ развития экономики;
Русскому человеку не свойственны
бережливость, рачительность;
Широта русской души;
Лень, беспечность, недостаток инициативы, слабо развитое чувство ответственности;
Смиренность, жертвенность;
Русский никогда не чувствует себя организатором. Он привык быть организуемым.
Слайд 11
в) особенности национальной культуры, сформировавшиеся под воздействием фактора
многонациональности
Национальная терпимость;
Открытость, пластичность, удивительная способность к сотрудничеству и взаимодействию
с другими культурами;
Способность к "всеединству", "всечеловечности"
Русский человек успешно адаптируется в чужой социокультурной среде.
Слайд 12
б) особенности национальной культуры, сформировавшиеся под воздействием геополитического
фактора
Бинарность – обозначение двойственности русской культуры, которая складывается из
двух полярных позиций при отсутствии срединой;
Вариативность – постоянное присутствие ситуации выбора;
Слайд 13
г) особенности национальной культуры, сформировавшиеся под воздействием православия
Мироощущение
избранности и отчужденности с падением Константинополя в середине XV
века. (Москва – третий Рим);
Доминирующее в русской культуре коллективное начало (соборность).
Долготерпение;
Особая трудовая этика;
Правовой нигилизм.
Слайд 14
д) особенности национальной культуры, сформировавшиеся под воздействием борьбы
за своё выживание
1. Небывалая концентрация и централизация
в едином государстве. Несгибаемая воля русских людей, проявляемая в строительстве и защите государства.
2. Русские готовы были терпеть любые лишения, несли невероятные тяготы,- "лишь бы не было войны".
3. Истощение сил и средств, что сказывалось на результатах мирного созидательного труда.
4. Дискретность (прерывистость) – сочетание культурных прорывов с длительными периодами культурного застоя
Слайд 15
Черты русской ментальности
Бинарность (антиномичность);
Женственность;
Максимализм;
Иррационализм;
Тоталитаризм;
Амбивалентность;
Эсхатологизм;
Мессианизм?
Слайд 16
Главные, фундаментальные ценности русской культуры (Г.П. Федотов)
Героизм- особая
форма человеческого поведения, которая в нравственном отношении представляет собой
подвиг.
Святость. Простой русский человек, по словам Ф.М. Достоевского, «приняв святость высшей ценностью, не возводит земные ценности на первое место, сознавая их тленность».
Подвижничество - общественный идеал русского средневековья, который понимался как индивидуальный подвиг во имя Христа и народа. Черты подвижника: смирение русского средневековья, который понимался как индивидуальный подвиг во имя Христа и народа. Черты подвижника: смирение, скромность трудолюбие, умение незаметно и тихо, но твердо и неуклонно "нести свой крест" .
Слайд 17
Исторический вектор русской национальной культуры
Слайд 18
Высший критерий зрелости и прогрессивности культурной деятельности русского
народа
«Русский обладает теми душевными предпосылками, которых сегодня
нет ни у кого из европейских народов. Запад подарил человечеству самые совершенные виды техники, государственности и связи, но лишил его души. Задача России в том, чтобы вернуть душу человеку. Именно Россия обладает теми силами, которые Европа утратила или разрушила в себе".
Вальтер Шубарт (1897–1941)
Слайд 19
Взаимодействие русской культуры с культурами других стран и
народов
Слайд 20
Общие черты древнерусской цивилизации и традиционного европейского общества
Христианские
ценности;
Городской «титульный» характер культуры;
Преобладание земледельческого производства;
«Военно-демократический» характер генезиса государственной
власти;
Отсутствие поголовного рабства при соприкосновении индивида с государством.
Слайд 21
Общие черты Древней Руси с традиционным обществом азиатского
типа
Отсутствие в европейском смысле частной собственности и экономических классов;
Господство
принципа централизованной редистрибуции, при которой власть рождала собственность;
Автономность общин по отношению к государству;
Эволюционный характер общественного развития.
Слайд 22
Признаки российской цивилизации
Самодержавная форма государственной власти;
Коллективистская ментальность;
Подчинение общества
государству;
Незначительный объём экономической свободы.
Слайд 23
Концепция культурных архетипов
Концепция культурных архетипов основывается на представлениях
о культуре как ценностно-символической системе и духовной интенции жизнедеятельности
людей.
Центральным моментом учения К.Юнга является положение о том, что помимо индивидуального подсознательного существует также коллективное бессознательное, воплощенное в архетипах.
Слайд 24
Коллективное бессознательное:
-хранилище скрытых следов человечества;
отражение опыта предыдущих
поколений;
не зависит от индивидуального опыта носит врожденный характер, передается
вместе со структурой головного мозга по наследству;
воплощается в архетипах -общечеловеческих первообразах.
Слайд 25
Архетип – это архаические культурные первообразы, представления-символы о
человеке, его месте в мире и обществе; нормативно-ценностные ориентации,
задающие образцы жизнедеятельности людей, «проросшие» через многовековые пласты истории и культурных трансформаций и сохранившие свое значение и смысл в нормативно-ценностном пространстве современной культуры.
Слайд 26
Архетипы могут рассматриваться содержательно как архаические образы и
переживания, а функционально – как первичные формы адаптации человека
к окружающему миру.
Общее в трактовке архетипов (К.Юнг)
Проявляются в результате бессознательной деятельности в форме первообразов-символов;
Недоступны непосредственному наблюдению, воспринимаются человеком только интуитивно, противостоят сознанию.
Слайд 27
Центральные архетипы
Архетип персона – социальная роль производить впечатление,
утаивать истинную сущность.
Архетип тень – подавленная животная сторона личности.
Архетип
герой, Бог, смерть, мать.
Зачем изучать архетипы?
Чтобы понять логику и смысл поведения людей.
Слайд 28
Ключевые ценности в русском культурном архетипе
Совесть – это
способность индивида осуществлять нравственный самоконтроль, самостоятельные моральные обязательства. Совесть
у русского человека выступает ни как средство предотвращающее дурные поступки, а как источник страдания после их совершения.
Слайд 29
Ответственность – форма контроля человека за своей деятельностью.
Ответственность у русского человека направлена не на результат, а
на следование стандарту деятельности, внешнему предписанию. Стремление русского человека уйти от индивидуальной ответственности. Внутренняя безответственность порождает непредсказуемость русского человека, и поэтому он боится настоящего и живет больше прошлым или будущим.
Слайд 30
Справедливость у русского человека – искание Божьей Правды,
как общественное равенство и безмятежное блаженство, основанное на любви,
единении и согласии.
Богатые – источник неправды. Утверждение справедливости русский человек связывает с «государем», наделяя его долгом заботится о своих подданных. Равенство понималось как равенство в доходах, распределении и потреблении.
Слайд 31
Свобода – не является для русского человека самоценностью
и самоцелью, а рассматривается как средство достижения справедливости. Понятие
«свобода» вытесняется понятием «воля» как свободы лишь для себя и безразличие к чужой свободе. Свобода как своеволие.
Слайд 32
Труд в культурном русском архетипе вытеснен на периферию
ценностных ориентаций. Не было мотивации труда, которая есть у
свободного человека собственника. Двойственное отношение к труду у русского человека: - «труд на дядю» и «труд на себя».