Слайд 2
Выбор моей темы обусловлен тем, что занимаясь танцами
, мне стало интересно, как физика проявляет себя в
мире танцев.
Более точные и красивые движения, которые выполняются танцорами, немыслимы без объяснения законов физики.
Актуальность темы
Слайд 3
гипотеза
Знание законов физики и
применение их в работе танцовщиков поможет им в исполнении
танцевальных элементов, а также сможет уменьшить вероятность травмирования артистов.
цель
1.Исследовать влияния знаний законов физики на качество выполнения
танцевальных элементов и их безопасность.
2.Научиться находить центр тяжести у предметов правильной и неправильной формы, рассчитывать частоту вращения и угловую скорость при различном положения тела.
3.Выяснить как зависит частота вращения и угловая скорость от положения рук тела.
задачи
1. Изучить литературу по данному вопросу с точки
зрения физики и балетного искусства.
2. Познакомиться с законами равновесия тел и их вращения.
3. Научиться применять эти знания для выполнения исследовательских работ.
Слайд 6
Равновесие является важной частью станка и экзерсиса.
Довольно
часто для начинающих танцоров удержать баланс бывает затруднительно, даже
имея опору.
РАВНОВЕсие
Слайд 7
т
Уверенно стоять на ногах, а зачастую даже на
одной, поможет соблюдение простого правила: вертикальная проекция центра тяжести
должна находиться внутри площади опоры.
Чем выше центр тяжести, тем большее затруднение вызывает сохранение устойчивого положения.
Слайд 8
Пизанская башня
Наглядный пример этого закона - Пизанская башня, она не
падает, так как отвесная линия, проведённая из центра тяжести, не выходит за пределы основания.
Слайд 9
Центр тяжести тела
Каждая часть тела обладает собственным
центром тяжести; объединяясь, они формируют общий центр тяжести тела.
Во все стороны от этой точки по любому направлению моменты сил тяжести взаимно уравновешиваются.
Сумма всех сил, действующих на все части тела в любом направлении, приложена к общему центру тяжести.
Слайд 10
Условия равновесия тела:
Геометрическая сумма всех внешних сил,
приложенных к телу, равна нулю.
Сумма моментов всех внешних сил,
действующих на тело относительно любой оси, равна нулю.
Момент силы – это произведение силы на плечо( кратчайшее расстояние от оси вращения).
Слайд 11
Э
Поддержки
Поддержка – один из красивейших элементов балетных номеров.
Танцовщик
легко соблюдает устойчивость при исполнении различных поддержек, следя лишь,
чтобы общий центр тяжести исполнителей всегда находился точно над его ступнями.
Слайд 12
Вращение
Техника вращений также немало важна в классическом
танце, как ни странно, они напрямую зависят от равновесия,
но в данных случаях действуют несколько иные законы. Примеры вращений: pirouette (пируэт), fouetté (фуэте) и др.
Слайд 13
ь
.
Исполнительница вытягивается, подобно струне, и отставляет
ногу или руку перпендикулярно выполняемому движению. Главным помощником танцовщицы
является закон сохранения момента импульса.
Слайд 14
.
Пируэт (pirouette). Начиная пируэт, танцовщик ставит опорную стопу
на носок, отталкивается рабочей ногой от пола, сообщая себе
вращательный импульс.
Слайд 15
.
.
Фуэте (fouetté). При выполнении fouetté действует принцип проявления
закона сохранения момента импульса.
Момент импульса – это вектор, направленный
перпендикулярно и пропорционально скорости углового вращения.
-
момент импульса
Слайд 16
.
Пример выполнения Фуэте:
Фуэте из балета «Дон Кихот»,
исп.
Крысанова
Слайд 17
Прыжки – это наиболее трудоемкая и красивейшая часть урока
классического танца. Подготовка к прыжкам занимает огромное количество времени,
для того чтобы укрепить мышцы и наработать силу ног.
Прыжки
Слайд 18
Практическая работа №1: «нахождение центра тяжести у тел
правильной формы»
ЦЕЛЬ:
Научиться определять центр тяжести тел
правильной формы.
ПРИБОРЫ И МАТЕРИАЛЫ:
Фломастер, нитка, скотч, книги.
Слайд 19
ход работы:
1) Нитками отметим диагонали у тела
правильной формы (учебника).
Слайд 20
.
2) Точка пересечения диагоналей будет являться центром тяжести.
3)
Найдя центр тяжести, мы можем поместить учебник на длинную
опору с маленькой площадью.
Слайд 22
ВЫВОД
Устойчивое положение создается центром тяжести.
С помощью равновесия можно
удержать сложную конструкцию на одной опоре.
Устойчиво то тело, у
которого площадь опоры больше.
Слайд 23
Практическая работа №2: «нахождение центра тяжести у тел
неправильной формы»
ЦЕЛЬ:
Научиться определять центр тяжести тела
неправильной формы.
ПРИБОРЫ И МАТЕРИАЛЫ:
Ручка, фигура из картона, нитки, груз, карандаш, линейка.
ход работы:
1) Прикрепим фигуру из картона к нити.
2) К
нити прикрепим грузик ( отвес).
Слайд 25
3) С помощью линейки и карандаша проведём линию
по отвесу.
4) Прикрепим фигурку с отвесом за другую произвольную
точку.
Слайд 27
6) Точка пересечения диагоналей будет являться центром тяжести.
Для нахождения центра тяжести необходимо как минимум 2 линии.
7)
Найдя центр тяжести, мы можем поместить фигуру на длинную опору с маленькой площадью. Фигура будет находиться в равновесии.
Слайд 28
ВЫВОД
Устойчивое положение создается центром тяжести.
С помощью равновесия можно
удержать сложную конструкцию на одной опоре.
Устойчиво то тело, у
которого площадь опоры больше.
Слайд 29
Практическая работа №3: «НАХОЖДЕНИЕ частоты вращения и угловой
скорости при различных положениях тела»
ЦЕЛЬ:
Рассчитать частоту
вращения и угловую скорость с разным положением рук, исследовать зависимость угловой скорости от положения тела.
ПРИБОРЫ И МАТЕРИАЛЫ:
Пуанты, секундомер, тренировочный костюм, фотоаппарат.
Слайд 30
Ход работы:
1. Измерения:
N = 15 оборотов
t =
10 секунд.
2. - формула
нахождения частоты вращения.
3.
4. - формула вычисления угловой скорости.
5. ω = 2·3,14·1,5 Гц = 9,42 рад/с
Слайд 31
Ход работы:
1. Измерения:
N
= 9,5 оборотов,
t = 10
секунд.
2. - формула
нахождения частоты вращения.
3.
4. - формула вычисления угловой скорости.
5. ω = 2·3,14·0,95 Гц = 5,97 рад/с
Слайд 32
ВЫВОД
Научилась находить частоту вращения и угловую скорость при
разных положениях тела.
Убедилась, что для увеличения частоты и угловой
скорости вращения нужно приблизить части тела к оси вращения.
Если точки тела расположить дальше от оси вращения, то частота и угловая скорость вращения уменьшаются.
Слайд 33
Заключение
В результате своей исследовательской работы я убедилась
в том, что, зная законы вращения и равновесия ,
а также умея управлять центром тяжести своего тела, я смогу более уверенно выполнять сложные элементы классического балета и избежать вероятность травмирования. Умение использовать законы физики напрямую связано с танцевальными возможностями балерины.
Таким образом, танцор – это не только «атлет от Бога», как сказал выдающийся учёный Альберт Эйнштейн, но и в какой-то степени физик.
Слайд 34
Список используемых интернет-ресурсов
Перышкин, А. В. Физика. 7 кл.:
учеб. для общеобразовательных учреждений / А. В. Перышкин. –
2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2013. – 221, [3] с.
Перышкин, А. В. Физика. 9 кл.: учебник / А. В. Перышкин, Е. М. Гутник – М.: Дрофа, 2014. – 319, [1] с.
Физика. 10 класс : учеб. Для общеобразоват. Учреждений: базовый и профил. уровни / Г. Я. Мякишев, Б. Б. Буховцев, Н. Н. Сотский; под ред. В. И. Николаева, Н. А. Парфентьевой. – 19-е изд. - М.: Просвещение, 2010. – 366 с.
Чернов Н. А. Физика движений – (https://drofa-ventana.ru/material/fizika-v-tantsevalnykh-dvizheniyakh-7523).
Анатомия человека / Медицинская энциклопедия – (http://www.medical-enc.ru/anatomy/centr-tyazhesti-tela-cheloveka.shtml).
Физика труднейшего движения в балете / Ted-Ed – (http://prosvesheniye.com/ blog/TED/5283.html)
Физика в балете / Информио – (http://www.informio.ru/publications/id2799/ Fizika-v-balete)