Слайд 2
Голография (др.-греч. ὅλος — полный + γραφή — пишу) — набор технологий для точной
записи, воспроизведения и переформирования волновых полей.
Данный метод был предложен
в 1947 году[1] Дэннисом Габором, он же ввёл термин голограмма и получил «за изобретение и развитие голографического принципа»Нобелевскую премию по физике в 1971 году.
Слайд 3
Две голограммы, сделанные Воробьевым С. П. по методу Денисюка,
восстановленные светом галогеновой лампы
Слайд 4
Физические принципы
Рассеянные объектом волны характеризуются амплитудой и фазой.
Регистрация амплитуды волн не представляет затруднений; обычная фотографическая пленка
регистрирует амплитуду, преобразуя ее значения в соответствующее почернение фотографической эмульсии.
Слайд 5
Когда записывают голограмму, в определённой области пространства складывают
две волны: одна из них идёт непосредственно от источника
(опорная волна), а другая отражается от объекта записи (объектная волна). В этой же области размещают фотопластинку (или иной регистрирующий материал), в результате на этой пластинке возникает сложная картина полос потемнения, которые соответствуют распределению электромагнитной энергии (картине интерференции) в этой области пространства. Если теперь эту пластинку осветить волной, близкой к опорной, то она преобразует эту волну в волну, близкую к объектной. Таким образом, мы будем видеть (с той или иной степенью точности) такой же свет, какой отражался бы от объекта записи.
Слайд 6
Источники света
Голограмма является записью интерференционной картины, поэтому важно,
чтобы длины волн (частоты) объектного и опорного лучей с
максимальной точностью совпадали друг с другом, и разность их фаз не менялась в течение всего времени записи (иначе на пластинке не запишется чёткой картины интерференции). Поэтому источники света должны испускать электромагнитное излучение с очень стабильной длиной волны в достаточном для записи временном диапазоне.
Слайд 7
Какие бывают голограммы
2D-содержат «плоские изображения»
2D/3D-содержат несколько уровней, на
разной «глубине»,создавая эффект объема.
3D-полностью объемные, трехмерные изображения реальных объектов.
Слайд 8
Стереограммы- -объемные изображения, полученные с помощью плоских снимков
разного ракурса.
Импульсные- дают возможность отобразить, например, падающую каплю воды.
Кинеграммы
– самый сложный вид создаваемый посредством электронно-лучевой литографии.
Слайд 9
Деннис Габор, изучая проблему записи изображения, выдвинул замечательную
идею. Сущность ее реализации заключается в следующем. Если пучок
когерентного света разделить на два и осветить регистрируемый объект только одной частью пучка, направив вторую часть на фотографическую пластинку, то лучи, отраженные от объекта, будут интерферировать с лучами, попадающими непосредственно на пластину от источника света. Пучок света, падающий на пластину, назвали опорным, а пучок, отраженный или прошедший через объект, предметным. Учитывая, что эти пучки получены из одного источника излучения, можно быть уверенным в том, что они когерентны. В данном случае интерференционная картина, образующаяся на пластинке, будет устойчива во времени, т.е. образуется изображение стоячей волны
Слайд 10
Современные голограммы наблюдают при освещении обычными источниками света,
и полноценная объемность в комбинации с высокой точностью передачи
фактуры поверхностей обеспечивает полный эффект присутствия.
Слайд 11
Голограмма на батарее мобильного телефона Nokia. Наносится в качестве знака
защиты от подделок.
Часть диска с «яблоком» на голограмме акцизной марки. Украина,
ок. 2000 г.