ЦЕЛЬ:Приобщить учащихся к народным играм.ЗАДАЧИ:1.Собрать информацию по теме проекта.2.Сформировать представление об игре.3.Познакомить с правилами игры.
проекта. 2.Сформировать представление об игре. 3.Познакомить с правилами игры.
Слайд 3
Обоснование выбора темы проекта Лапта по своему игровому содержанию,
беговым и метательным действиям может занять достойное место на
уроках физической культуры особенно легкоатлетическом цикле. Поэтому в течении нескольких лет я использую эту русскую игру на уроках легкой атлетики, расширяя арсенал средств легкоатлетической подготовки школьников.
Слайд 4
Историческая справка В древних русских летописях
есть упоминание о народной игре-лапте. Да и среди предметов,
найденных при раскопках древнего Новгорода, обнаружено немало мячей и сама лапта (палка-бита), давшая название игре. Значит, более тысячи лет живет эта игра в народе. Еще во времена Петра I лапта была любимейшей молодецкой забавой.
Слайд 5
п Следует отметить, что лапта – не только русская
игра. У разных народов мира есть много родственных игр.
Они имеют свои правила и называются по-разному: у англичан -крикет, у американцев- бейсбол, у кубинцев – пелота , у румын -ойма , у финов -песа палло, у немцев – шлагбал. Норвежские археологи при раскопках находят биты для игры в лапту, которая у викингов пользовалась успехом.
География народной игры
Слайд 6
Интерес к лапте на государственном уровне
(от взлета до
падения) Первая попытка создания единых официальных правил
по русской лапте была предпринята в 1926 году Высшим Советом по физической культуре при ВЦИК РСФСР. Но тогда лапта так и не была признана видом спорта, хотя ее популярность в народе была по-прежнему высока, и только в 1957г. благодаря усилиям энтузиастов состоялось первое официальное соревнование по лапте.1958 – первый чемпионат России, 1959 – лапта включена в программу Спартакиады народов РСФСР, однако в 60-70годы развитие лапты приостанавливается. Новый импульс к развитию этой игры дало постановление Госкомспорта СССР «О развитии бейсбола, софбола и русской лапты», принятое в 1987г.
Слайд 7
Второе рождение лапты 1990г. – первый официальный чемпионат России
среди мужских команд в Ростове, 1994г. –лапта включена в
Единую Всероссийскую спортивную классификацию 1995г. – разработаны новые правила. И с этого времени ежегодно проводятся чемпионаты России. 1997г.- образована Федерация русской лапты. В настоящее время лапта культивируется как игровой вид спорта более чем в 30 областях и регионах.
Слайд 8 Площадка для игры Местом для игры может служить любая
ровная площадка длиной 50-60м. и шириной 20-35м. Она делиться двумя
поперечными параллельными линиями, отстоящими друг от друга на 40-50м. Площадка между этими линиями называется полем.
«Город»
поле
«кон»
Игроки Водящей команды
метальщик
подавальщик
Игроки бьющей команды
Слайд 9
Правила игры Играют две команды по 5-10 человек в
каждой. По жребию одна из команд располагается за линией
«города» и называется бьющей, а другая -водящая – располагается на поле. Один из игроков бьющей команды «метальщик» - ставиться на линию «города» и бьет лаптой по мячу, подбрасываемому «подавальщиком». После удачного удара «метальщик» оставив биту, бежит через поле за линию кона и, если успевает, то обратно в черту «города».В это время игроки водящей команды, овладев мячом, стараются попасть им в бегущего, который пытается увернуться от мяча. Если удар по мячу не удачный и мяч упал близко или «метальщик» промахнулся, то он отходит обратно за линию «города» и ждет лучшего удара следующего игрока, после чего делает перебежку один или с другими игроками своей команды. Если в момент перебежки игрок окажется «запятнанным», то все игроки водящей команды бегут в «город»,и команды меняются ролями. Однако пока водящие бегут в «город», бьющая команда, в свою очередь, имеет возможность отыграться, «запятнав» кого-нибудь из игроков бьющей команды находящихся в поле. Таким образом за обладание «городом» идет упорная борьба. Когда какой-нибудь команде удается скрыться в «городе» «незапятнанной», игра продолжается дальше. Если отбитый мяч пойман водящим на поле в воздухе, то команды меняются ролями За каждого игрока, сделавшего перебежку в оба конца не будучи «запятнанным», команда «города» получает очко. Победителем считается команда, набравшая большее количество очков.