называют процесс отражения человеком предметов и явлений
объективной действительности в ходе их непосредственного воздействия на органы чувств.
Органы чувств у всех людей устроены примерно одинаково
Существуют объективные закономерности зрительного восприятия.
Слайд 3
1) Последовательность
По данным физиологов, при рассматривании объектов зрачок
все время хаотически движется, но хаотичность эта кажущаяся. Глаз
устроен так, что за один раз позволяет обозначить только один образ, затем переходит к следующему и т.д., то есть человек смотрит последовательно.
Слайд 4
2) Избирательность
Максимум внимания среди множества предметов приковывает изображение
человека или животного. Лица людей на картине значат больше,
чем фигуры, а главные элементы, фиксируемые на лице, - глаза, нос, губы. ). Точки, в которых при рассматривании изображения зрачок останавливается и меняет направление, называются точками максимальной кривизны данного участка контура. Они наиболее важны для опознания фигуры. Резкие изломы линий часто используются художниками, для достижения большей выразительности, для стилизации изображений.
Слайд 5
3) Реакция на движение
Зрительный аппарат устроен так,
что, при появлении в поле зрения движущегося объекта взгляд
почти мгновенно, через 150-170 миллисекунд, переводится на него и затем безошибочно отслеживает движение. Это свойство глаза широко используется профессиональными дизайнерами: неизменно привлекают внимание анимационная презентация, рекламные ролики, бегущая текстовая строка, движущаяся инсталляция.
Слайд 6
4) Целостность восприятия
Человек способен воспринимать как части, так
и все изображение в целом одновременно. Информация о форме
объекта, цвете, яркости и т.д. сливается воедино в некий определенный образ. Несколько произвольных кривых линий, воспринимаемых как единое целое, могут создать новое неожиданное изображение, причем человек подсознательно пытается объединить его элементы, увидеть <смысл>.
Слайд 7
5) Запоминаемое
Из множества элементов рассматриваемого изображения или объекта
человек может за короткое время одновременно воспринять и запомнить
не более 7-9.
Слайд 8
6) Константность
Константность (предметность), или постоянство восприятия величины и
формы, - это механизм корректирования, обеспечивающий адекватность зрительного образа
объекта самому объекту. Собака, рассматриваемая с разных точек зрения, в разных проекциях, выглядит по-разному, но человек безошибочно узнает именно собаку. Некоторые типы константности врожденные, например инвариантность к размеру: большой и маленький чайник однозначно воспринимаются как чайник.
Слайд 9
7) Иллюзорность
Иллюзорность - обманчивость зрительного восприятия Причина оптической
иллюзии лежит как в физических свойствах предмета, так и
в особенностях строения глаза, и является следствием несовершенства органов чувств
Рассмотрим в качестве примеров графические иллюзии на изображениях Зрительное восприятие обязательно включает в себя глазомерную оценку. Человек подсознательно отмечает равенство отрезков, их параллельность, пропорции, одинаковость фигур, даже если они повернуты относительно друг друга, и т.д Глазомерные оценки порой бывают ошибочны, и эта ошибочность достаточно устойчива Например, светлые предметы на темном фоне кажутся больше, это явление называется иррадацией (от лат. <сиять>).