Слайд 2
ЦЕЛЬ:
Рассмотреть взаимосвязь национальных костюмов народов Сибири.
Задачи:
Подбор литературы по
данной теме
Знакомство с особенностями населения сибирского края
Выявление общего и
особенного в костюмах народов Сибири
Систематизация материала
Предмет: одежда жителей сибирского края
Объект: народы России
Слайд 3
В настоящее время национальную одежду или ее отдельные
элементы (обувь, головные уборы) продолжают носить в тех районах,
где коренное население занято в традиционных отраслях, в основном оленеводстве и охоте. Ее используют в качестве промысловой и зимней одежды, надевая поверх платьев и костюмов фабричного производства. Эвенки, коряки, чукчи относятся к малым народам Сибири и Дальнего Востока.
Слайд 4
Одежда - одинаковая для мужчин и
женщин - была распашная и именовалась в литературе обычно
"фраком". Делали ее из одной целой не кроенной шкуры. Для народов севера была характерна двойная меховая одежда глухого покроя.
Самой распространенной одеждой у всех групп эвенков была так называемая "парка".Парка-(порхы , порга), верхняя зимняя одежда из оленьих шкур мехом наружу у народов Сев. Сибири; утепленная куртка. Носили ее как мужчины, так и женщины.
Слайд 5
Обувью служили олочи из кожи, сукна
или ровдуги летом и оленьего меха зимой.
Летние штаны шились из
ровдуги, а зимние шили мехом наружу. После обработки шкуры красили ольхой, брусникой. Также существовал такой способ покраски как дымленина, после чего цвет шкуры становился серым.
Зимние шапки
Шапка шьется из шкур
оленьих телят. Спереди и сзади шапка отделывается полосой косматого собачьего или волчьего меха. Дорогие шапки обшивают кругом мехом росомахи. Женщины редко носят шапки
Слайд 7
Женская одежда более красива и изящна,
она более орнаментирована, красочнее расшита. Женская одежда эвенов, которая
состоит из парки, фартука, торбаз и шапочки. Видно, что она красочно расшита бисером, где преобладает много синего цвета. Ранее такая одежда использовалась как погребальная, а сегодня больше как праздничная.
Слайд 8
Г. М. Попов так писал в начале
XX в. о якутах:
«. . .ныне уж редко
можно встретить якута, одетого в первобытную его одежду, сшитую из скотской кожи, а чаще теперь якуты носят одежду, сшитую из фабричной материи. . .
У мужчин уже обыкновенно теперь верхнее платье состоит из пальто или блузы, стянутых поясом, шаровар и сар (сапогов) на ногах; на голове у них летом фуражки, зимой шапки русского фасона». Якуты стали шить
платье русского покроя; богатые якуты покупали шелк, бархат,а также русские сапоги, ботинки и валенки».
Слайд 9
Приехав в Южную Сибирь, вы сможете
познакомиться с национальной одеждой коренных народов во всем ее
разнообразии. Конечно, не в городах (там носят в основном европейскую одежду), а в поселках. Чаще всего носят национальную одежду старики, женщины и дети. Черты традиционной культуры сохраняются в промысловой одежде и обуви.
В одежде алтайцев, наряду с общими чертами, имелся ряд региональных отличий. У южных алтайцев для мужского и женского комплекса одежды были характерны длинная рубаха с широкими рукавами и открытым воротом и широкие штаны, которые обычно шили из покупной ткани, иногда из кожи. Сверху надевалась свободная овчинная шуба до пят (мехом внутрь) с большим запахом на правую отсрочу.
Слайд 11
К южным народам Сибири относятся татары
Слайд 12
Татарская обувь
Традиционная мужская и женская обувь
различалась лишь некоторыми нюансами (особенностями декоративного оформления, размерами голенищ,
высотой каблука).
Слайд 13
МУЖСКОЙ ГОЛОВНОЙ УБОР
Мужские головные уборы делятся на
домашние (нижние) и выходные (верхние). К нижним относится тюбетейка,
представляющая собой небольшую, надеваемую на макушку шапочку, поверх которой надевали всевозможные матерчатые и меховые шапки, войлочные шляпы, ритуальные уборы (чалма).
Четко улавливается возрастная дифференциация. Девичьи уборы имели шапкообразную или калфакообразную форму. Косы располагались на спине и оставались открытыми или прикрывались специальным украшением.
ЖЕНСКИЙ ГОЛОВНОЙ УБОР
Слайд 14
Сибирские казахи
Комплекс одежды казахов был весьма устойчив
Слайд 15
Одежда крестьян изготовлялась из домашней ткани: шерстяной, конопляной,
частично льняной. Довольно рано в быт сибирской деревни стали
проникать китайские бумажные ткани — даба, далемба, бязь и дешевые шелка. Наряду с этим известны были и русские фабричные ткани: сукно, ситец, которые особенно распространяются со второй половины XIX в., вытесняя из обихода «своедельщину». В начале XX в своедельщина шла преимущественно на рабочую, частью на обрядовую одежду, и лишь наиболее бедные крестьяне, особенно из новоселов, шили из нес значительную часть своей повседневной одежды.
Русские Сибирские крестьяне.
Слайд 16
В силу своих религиозных воззрений они жили замкнуто
и придерживались старинных обычаев, в частности в одежде. Однако
и к ним проникали новые, иногда местные виды одежды, широко применялся фабричный материал. Старинный женский комплекс одежды старожильческого населения Западной и Восточной Сибири (включая Забайкалье) носит довольно ярко выраженные черты северорусского костюма.
Старинный национальный костюм старообрядцев — кержаков
Слайд 17
Мужской костюм состоял из рубахи, пояса,
штанов, головного убора, верхней одежды и обуви. Старым типом
мужской рубашки является туникообразная холщевая рубашка общерусского покроя без «ошейника» — воротника, с разрезом преимущественно с левой, но иногда и с правой стороны.
Особенностью старинных праздничных рубах русских на Алтае является обильная нагрудная вышивка, отделка кумачом и даже кружевом (по подолу, рукавам).
МУЖСКОЙ КОСТЮМ
Слайд 18
Особенностью старинных праздничных рубах русских на Алтае является
обильная нагрудная вышивка, отделка кумачом и даже кружевом (по
подолу, рукавам). В конце XIX—начале XX в. были распространены косоворотки «ситковые» со стоячим воротником, рубаха с кокеткой, сшитая из ситца, а у богатых — из яркой шерстяной с узорами ткани.
Слайд 19
Женский головной убор
состоял из кички
с твердой овальной или полуовальной частью, часто называвшейся шамшурой,
позатыльника — куска вышитой ткани, иногда украшенного стеклярусом, кокошника — верхней мягкой части шапочки из нарядной ткани. Кокошник здесь как бы соответствует «сороке» в сложном кичкообразном общераспространенном русском уборе.
Слайд 20
Мужские головные уборы состояли из валяных
шапок с конусовидной, полусферической или цилиндрической тульей (эта форма
аналогична трешневику центральных областей). Носили валяные шляпы с полями, летом — соломенные. В конце XIX в. распространился картуз — курашка. Разнообразны были зимние шапки: с четырехугольным дном, полусферической формы с меховой опушкой, ушанки с длинными наушниками.
Слайд 21
Верхняя одежда мужчин и женщин имеет между собой
много общего в покрое, отличаясь деталями.
Слайд 22
Зимняя меховая одежда отличалась разнообразием. Кроме
общерусских шубы из овчины, полушубка, тулупа также из овчины,
характерной является яга, или доха, надеваемая поверх обычной зимней одежды. Доха — однобортная прямая одежда, сшитая из собачьего, козьего, оленьего пли маральего меха.
Слайд 23
Обувь шили из кожи и меха. Плетеная обувь
(лапти) не была распространена в Сибири, ее можно было
увидеть иногда лишь на недавно прибывших новоселах.
Обычной обувью для обоих полов были так называемые чарки, чары, черни 4 — род кожаных туфель, носившихся с чулками, сшитыми из сукна или вязаными. Праздничной обувью были русские сапоги. Для работы в будни носили легкие сапоги — бродни, обутки — характерную обувь сибирских крестьян, шившуюся из сыромятной или чирочной кожи внутренним швом и затем вывороченную.