Слайд 3
Остров Сахалин, кусочек земли, чья история прошла через
сложные события времени. Вот уже на протяжении столетия островной
регион становиться камнем преткновения России и Японии. Русско-японская война, разделение острова на Север и Юг, Южно-Сахалинская и Курильская операция. Сахалин стал местом противостояния двух держав, в эпицентре которого оказались тысячи людей - русские, японцы, корейцы, аборигены и коренные жители дальневосточных земель. Это люди жившие в то время, когда в одном уголке земли создавалось ядерное оружие, а в другом шаман являлся главным защитником людей.
В центре описывамых событий судьба сахалинского купца Д.П. Винокурова, а также жизнь коренных жителей острова и российских мигрантов, оказавшихся по различным причинам на Карафуто, в 1905-1945 г. Японской части Сахалина
Слайд 4
Замысел книги возник благодаря представителям народов Севера, проживающим
в городе Поронайске. Рассказывая о своей жизни они часто
упоминали об оленеводе Д. Винокурове. Говорили, что он жил своей жизнью, практически не общаясь с окружавшими его аборигенами.
Долгие годы Винокуров был известен на Сахалине как спекулянт и японский разведчик. Говорили, что он нажил своё богатство, убивая охотников, некоторые до сих пор ищут «Холм Винокурова», в котором якобы зарыты несметные богатства. Другие называют Винокурова «сахалинским Зорге», подтверждая, что он был награждён Советским орденом
Слайд 5
Первое издание книги Н.Вишневского «Отасу»было издано в 1994
году. Здесь напечатаны малоизвестные факты из истории Сахалина и
жизни коренных жителей острова при японцах.
Слайд 6
В 2013 году Н. Вишневский во 2-м издании
книги «Отасу» снова обращается к малоизвестным страницам истории Сахалина
и русско-японским отношениям 1920-1940 годов. В создании этой книги принимали участие жители Сахалина, Якутии, Японии, которые делились своими воспоминаниями. В книгу включены документы тех времен, с помощью которых показана жизнь сахалинских аборигенов. Ценность документов в том, что они передают атмосферу того времени.
Слайд 7
Отасу –посёлок аборигенов. Очень часто сюда приезжали туристы
из Японии. Их интересовало, действительно ли женщины аборигенов кормят
своих детей саке вместо молока, а сами дети начинают курить ещё до того, как сделают свой первый шаг в жизни. Туристам говорили: «Если вы были на Карафуто и не посетили в Отасу Винокурова, значит, вы не были на Карафуто».
Слайд 9
Дмитрий Винокуров вместе Анастасией, тринадцатилетней дочерью Варварой и
четырехлетним приёмным сыном Андреем, которого взял на воспитание
с двухмесячного возраста у эвенка Николая Соловьёва, перебрались в Сикуку (Поронайск).
Слайд 10
Дочь Винокурова Варвара была похожа на мать, но
характером чем-то походила на отца. Она часто придиралась к
работникам, что не так подметен пол, помыта посуда. Варвару прозвали «царица». У неё был целый сундук соболей, она постоянно меняла шляпки и платья. В Сикуке даже продавались открытки с изображением Варвары. Ноги ей мыла прислуга. Она тщательно скрывала свой возраст, всегда стремилась выглядеть восемнадцатилетней, ярко красилась, наносила румяна. Ходила даже такая шутка: никто не знает, сколько у Винокурова оленей и сколько лет его дочери Варваре
Слайд 12
В северной части, где проживали нивхи стоял
рубленный дом, принадлежавший Дмитрию Винокурову. Дом состоял из двух
больших комнат и кухни.
Слайд 13
По Поронаю из Сикуки в Отасу ходил катерок
«Отасу – мари». Билет стоил 40-50 йен.
Слайд 14
Работала в то время и школа. Обучение велось
на японском языке. По замыслам организаторов школы, дети должны
были стать проводниками японской цивилизации, им сразу присваивали японские имена.
Слайд 15
В 30-х годах у Винокурова было около тысячи
голов оленей и когда его спрашивали, зачем ему столько
оленей он отвечал, что мы должны быть всегда готовы к войне в условиях морозной Сибири, так как на автомобилях замерзает бензин, а олени – самый лучший вид транспорта. И действительно в районе Леонидово в то время действовал специальный отряд «Призрачные олени», в котором работали винокуровские пастухи.
Слайд 17
Население в основном составляли корейцы, айну и уйльта.
Слайд 18
Д.П Винокуров в 1910-25 проживал на Северном Сахалине,
занимаясь оленеводством, торговлей, скупкой пушнины. В 1925 эмигрировал на
Южный Сахалин (Карафуто). На Карафуто, наряду с коммерческой, Винокуров занимался политической деятельностью с целью отторжения Якутии и Северного Сахалина от СССР с помощью военной силы Японии. В 1930, 1933, 1934 выезжал в Токио, где встречался с японскими политиками и военными. На о. Отасу (ныне о. Северный) при поддержке Винокурова японскими властями была обустроена национальная деревня нивхов и уйльта, ставшая одним из туристических центров Карафуто. Винокуров и его семья встречали на о. Отасу высокопоставленных японских чиновников, многочисленных туристов, учёных, журналистов. При его содействии проводились исследования по использованию оленей в военных действиях в условиях тундры. С 1938 года власти Карафуто начали подозревать Винокурова в шпионаже в пользу СССР. В 1938 после ареста группы советских разведчиков, работавших у Винокурова пастухами оленей, он сам был арестован и до 1940 года содержался в тюрьме Тойохара (ныне г. Южно-Сахалинск). После выхода из тюрьмы проживал в г. Сикука,
Слайд 20
Дочь Винокурова Варвара Дмитриевна в последние годы работала
на стадионе сторожем и жила на улице Победы 6.
А потом в доме сестринского ухода поселка Тихменево. 17 сентября 1987 года умерла от общего атеросклероза сосудов. Свидетельство о смерти никто не забирал целый год, через год – забрали, но кто неизвестно.
Слайд 21
История – это не только эпохи и периоды,
войны и события. Это человеческие жизни, изменившие время. Через
непридуманную историю судеб жителей Поронайска видна история города, области, всей страны. В ней как в капле воды, отражены водовороты течений эпохи, летопись Поронайской земли. История семьи Винокуровых стала неразрывной частью истории нашего города.
Прошло уже более полувека после окончания последнего кровополития между Россией и Японией. А мирный договор так и не подписан. Может кому – то это выгодно ?