Слайд 2
Западная граница Ингерманландии проходит по реке
Нарове, затем по рекам Луга, Оредеж, Тосно, Мга и
Лава. Северная граница - по реке Сестре, от Ладожского озера до Финского залива.
Слайд 3
План Санкт-Петербурга в 1705
году.
Слайд 4
Cамыми первыми строителями Петербурга
были
коренные жители этих мест.
«По мшистым, топким берегам, - писал А.С.Пушкин, - чернели избы здесь и там, приют убогого чухонца…».
Именно они и стали первыми «петербуржцами», о которых в Новгородской летописи еще в 1229 г. писано: «…на севере княжества Новгородского, в земле Ингрия, проживает многочисленное население славян, водь, ижора и другие финские народы».
Строящийся Санкт-Петербург возник не на пустом месте. Он поглотил шведскую крепость Ниеншанц с 2 тыс. жителей и несколько десятков деревень с финским и смешанным финско-русским населением.
В XIX веке Петербург был третьим городом после Гельсингфорса и Турку по численности проживающих финнов.
Слайд 5
Ингерманландцы до конца XIX в.
сохраняли свою народную одежду. Мужчины носили летом полотняные, зимой
суконные штаны. Рубахи были белые, с прямым разрезом на груди. Верхней одеждой была поддевка и овчинная шуба. На голове - войлочные шляпы, фуражки и кепки. Наряду с разного рода рабочей обувью носили и высокие сапоги.
Женщины носили полотняные рубахи, отличавшиеся особым покроем с длинными рукавами и вышивками на груди и плечах. Поверх такой рубахи надевали платье из крашеного, обычно в синий цвет холста, скроенного таким образом, что верхняя часть нижней рубахи (плечи и рукава), оставалась открытой и как бы заменяла кофту. В прохладную погоду и по праздникам сверху надевали короткий белый льняной полукафтан. Его подпоясывали красно - белым поясом. Общепринятым было ношение шелковых наплечных платков и шалей. Вместо чулок здесь долго носили ноговицы. Туфли домашнего изготовления крепились к ноге оборами. Выходной костюм дополнялся белыми вязанными перчатками. Разнообразными были головные уборы финок. У девушек был венец из сукна или шёлка, косынки, иногда ходили с непокрытой головой. У женщин головной убор назывался «хунту», что означает полотенчатый убор.
Слайд 6
Костюмы жительниц нашего края XVIII – XIX
века из коллекции этнографического музея.
Слайд 7
Основой жизнеобеспечения финнов-
ингерманландцев было сельское х-во, которое было малодоходным. Ограниченная площадь
пастбищных угодий сдерживала развитие животноводства.
Слайд 8
С/х техника была отсталой. Из зерновых
сеяли в основном рожь, яровой ячмень, овес, из технических
культур - лён и коноплю, которая шла на домашние нужды (изготовление сетей, мешков, верёвок). В XIX в. важное место в хозяйстве занимал картофель. Из овощных культур на рынок шла капуста, частью в квашеном виде.
Слайд 9
Жили деревнями. Жилище состояло
из одного жилого помещения и холодных сеней. Долго сохранялись
курные печи. В избе делали неподвижныe лавки вдоль стен, на них сидели и спали. Детская колыбель была подвесной.
В среднем на крестьянский двор приходилось 2-3 коровы, 5-6 овец, держали свинью, несколько кур.
Крестьяне продавали на столичных рынках телятину и свинину, разводили на продажу гусей.
Слайд 10
На побережье Финского залива было развито
рыболовство (преимущественно зимний лов салаки); выезжали на лёд с
санями и досчатыми «будками», в которых жили. Кроме домашнего хозяйства, они занимались подсобными работами и отхожими промыслами - нанимались на рубку леса, драли кору для дубления кож, ходили в извоз, зимой фин. извозчики («вейки») подрабатывали в столице.
Слайд 11
В 1917 году происходит
революция – новый поворот в судьбах финноязычного населения. Среди
ингерманландцев преобладало сельское население, большая часть которого была зажиточными хозяевами. Так что ингерманландцы воспринимались властями как «кулацкие». В итоге многочисленных операций по раскулачиванию, очистке погранполосы, депортации, принудительной эвакуации Ингерманландия к 1942-1943 гг. была полностью очищена от финского населения. Целый народ, испокон века проживавший вокруг северной российской столицы, лишился своей родины и вынужден был вести борьбу за собственное выживание на огpомных просторах Сибири и Средней Азии.
Слайд 12
В культурной жизни
Ингерманландии чрезвычайно популярны народные праздники, регулярно проводившиеся в разных
районах, они включали театральные самодеятельные постановки, спортивные соревнования, выступление хоров. Впервые такое мероприятие было проведено в 1885 г. в Петров день (29 июня) в селе Лембалово.
под воздействием традиционно проводившихся с 1823 года певческих праздников
в Скворице, под Гатчиной, был проведён первый общеингерманландский праздник песни, который затем регулярно проводился вплоть до 1918 года. Эти праздники песни, собиравшие хоры, оркестры и театральные коллективы из всех районов Ингерманландии, являлись наиболее яркой страницей культурной жизни финского населения петербургской губернии.
сравнитeльно недавно упоминание об ингерманландских финнах, как и
само слово «Ингeрманландия», практически не допyскались - такого народа как будто бы просто не существовало. «Подавляющее большинство нынешниx жителей Петербурга и Ленинградской области даже и не знает, что живет в Ингерманландии имеет самое смутное понятие об обитавших здесь ранее финнах», - говорит историк Вадим Мусаев.
После долгих лет молчания, в 1975 году первую финскую лютеранскую общину удалось создать в Колтушах. История стала «возвращаться» только спустя полвека, в конце 1980-х годов, когда можно стало говорить о трагической судьбе ингерманландских финнов.
Слайд 15
Начали возрождаться национальные культурные объединения и
налаживаться церковная жизнь.
Восстановленные финские кирхи начала XX
века
Слайд 16
По переписи 1989 года, в Ленинграде
было пять с половиной тысяч финнов тех, у кого
в паспорте стояла национальность «финн». А в 1993 году российский парламент принял закон о реабилитaции всех финнов бывшего СССР.
В Петербурге сейчас действуют финская школа для детей и четыре школы с углубленным изучением финского языка, бюро по трудоустройству. В деревне Вистино создан первый ингepманландский музей. Зарегистрированы и активно работают общественные организации, а ведущую роль играет «Инкерин Лиитто». Эта общественная организация ингерманландских финнов основана в 1988 году. На сегодняшний день она объединяет 3500 членов в 28 местных организаций Петербурга, Ленинградской области и других регионов России.