Слайд 2
Автор работы:
Кузебаева
Эльмира
Класс: 8
Школа: Биктимировская
ООШ
Руководитель:
Султангузина М.И.,
Арсланбаева С.Т.
Слайд 3
Цель исследовательской работы:
Изучить:
Искусство кроя костюма;
Башкирский мужской костюм;
Башкирский женский
костюм;
Особенности костюма башкир;
Головные уборы башкир;
Обувь башкир;
Современный башкирский костюм.
Слайд 4
Искусство кроя костюма
Народный костюм – ценнейший памятник народного
творчества. В единый художественный ансамбль в народной одежде включалось
искусство кроя – узорного ткачества, вышивки, аппликации, обработки кожи, металла. Стиль башкирского костюма длительное время определяли особенности, типичные для общества кочевников-скотоводов. Домашней выделки сукно, ткани из растительных волокон, кожа, овчины, меха были основными материалами при изготовлении одежды. Издавна как и у других кочевников, в башкирском быту большим спросом пользовались шелка, бархат и другие кустарные и фабричные ткани.
Слайд 7
Башкирский мужской костюм
Kостюм людей молодого и среднего возраста
отличался у башкир яркостью. Отдавалось предпочтение красному цвету в
сочетании с зеленым и желтым, реже использовался синий цвет. В старинной белой одежде красной была отделка - вышивка или аппликация. Для верхней одежды, особенно пожилых, употреблялись черные ткани.
Слайд 8
Мужская повседневная одежда башкир состояла из рубахи,
штанов с широким шагом, легких халатов и тулупов из
овчины. Края рукавов и ворот мужских рубах украшались вышивкой. Мужчины поверх еляна, камзола (легкий жилет без рукава) или кезекея (кафтан) повязывали кушак или надевали украшенный пояс.
Слайд 9
Башкирский женский костюм
Oснову башкирского женского костюма составляет платье
- кулмек, из домотканной ткани. Покрой платья был туникообразным.
Когда появились фабричные ткани, платья стали отрезными по талии, использовались оборки, манжеты, отложные воротники. Под платьем носили шаравары тюркского покроя - ыштан. На платье надевался камзол, расшитый монетами. Фартук (алъяпкыс) имел не только хозяйственное значение, а превращался в нарядный элемент костюма, который украшали вышивкой. В качестве верхней одежды башкирки носили легкий темный халат - елян или цветной чекмень, отделанные позументом, вышивкой , монетами.
Слайд 11
Особенности костюма башкир.
Cуществовали различия в костюме башкир, проживающих
в разных регионах. Особенности костюма башкир в прошлом определялись
преимущественным употреблением домашних тканей. Праздничный наряд состоял из тканного платья и фартука у молодых, тканного платья и камзола у пожилых женщин. Применение вышивки обогатило традиционный костюм. Тамбурная вышивка располагалась по краю подола и на широких оборках. Костюм юго-восточных башкир был строг по форме и сдержан по цвету.
Слайд 12
Прямоспинного покроя черная верхняя одежда - елян, удлиненный
нагрудник-селтэр с бахромой, плотно охватывающая голову коралловый кашмау придавали
облику женщины величие и монументальность. В состав праздничной одежды населения долины реки Демы входили примерно те же предметы, что и на юго-востоке Башкортостана: халат елян, головной убор - кашмау, нагрудник - сакал. Своеобразная форма этих вещей придавала демскому костюму иной облик. Суженный в талии елян, мягко закругленный сакал делали костюм этих мест легким и изящным. Исключительную красочность костюму курганских башкир придавали нагрудник с кораллами и звенящими монетами.
Слайд 13
Головной убор.
Kашмау. Настоящим произведением искусства является головной убор
замужних женщин на юге башкирии - кашмау. Он состоял
из плотно охватывающей голову, сплошь покрытой кораллами и монетами шапочки-шлема с отверствием на макушке. Кашмау украшали монетами и подвесками, которые доходили до бровей и закрывали часть лица женщины. На спину халата от кашмау спускалась неширокая, но длинная лопасть, вышитая цветными бусинками, бисером. Лопасть должна была закрывать волосы женщины.
Слайд 14
Уникальным головным убором зауральских башкирок была шапочка -
кэлэкуш. Это кожаная шапочка, расшитая монетами, надплечная накидка которой
украшалась серебром и кораллами. О его внешнем великолепии можно судить по единственному экземпляру, который сейчас находится в Государственном музее этнографии народов Российской Федерации. Молодые женщины башкирки носили яркие головные покрывала (кушъяулык). Мужскими головными уборами были тюбетейки, круглые меховые шапки, малахаи, закрывающие уши и шею, шапки из ценных мехов - камсак бурек.
Слайд 15
К разряду головных уборов относился и тастар -
полотенцеобразный платок. Им обматывали голову, оставляя открытым только лицо,
один вышитый конец оставляли на груди, а другой перебрасывали на спину. Носили их пожилые женщины.
Другой головной убор – харауыс - продолговатые лоскутки холста с вышивкой. Они служили налобными повязками.
Слайд 16
Зауральские башкиры долгое время сохраняли удивительно яркий наряд
- женское головное покрывало (кушъяулык). Оно интересно оригинальным соединением
в одном предмете различных по свойствам декоративных приемов. Его край у лица, кроме вышивки украшали бусы и бисер. У висков прикреплялись длинные кисти из нанизанных на нитки плодов гвоздики, кораллов и мелких монет. Густо была зашита монетами подбородочная тесьма; от нее на грудь спускались вышитые ленточки или разноцветные шерстяные и шелковые кисти.
Слайд 17
Обувь башкирского народа
Из кожи башкиры изготавливали сапоги (ситэк)
и башмаки. Особенно была популярна обувь с суконным голенищем
- сарык. Их подошва вырезалась из сыромятной кожи, к кожаному низу пришивали прямое и широкое голенище, украшенное орнаментом или вышивкой.
Слайд 18
Современный башкирский костюм
Многие современные модельеры Башкортостана, создавая свои
коллекции опираются на народные традиции, используют традиционные материалы (кожа,
бархат, шелк, ценные меха), характерные предметы башкирского костюма и украшения. Эти наряды создаются для артистов театра и эстрады, для музеев, а также для современных модниц.