Слайд 2
— Республика Саха (Якутия), Чукотский и Корякский автономные
округа.
Место проживания
Слайд 3
Язык,диалекты.
Язык — чукотско-камчатская семья языков.
В чукотском
языке различают восточный, или уэленский (легший в основу литературного
языка),
западный (певекский), энмыленский, нунлингранский и хатырский диалекты.
Слайд 4
Происхождение,расселение.
Чукчи — древнейшие обитатели континентальных областей крайнего
северо-востока
Сибири, носители внутриматериковой культуры охотников на диких оленей
и рыбаков.
По роду занятий чукчи подразделялись на оленных
(кочевых, но продолжающих охотиться),
сидячих (оседлых, имеющих небольшое количество прирученных оленей,
охотников на диких оленей и морских животных) и пеших
(оседлых охотников на морского зверя и диких оленей, не имеющих оленей).
Слайд 5
К XIX веку сформировались основные территориальные группы.
Среди
оленных (тундровых) — индигирско-алазейская,
западноколымская и другие; среди морских
(береговых) —
группы Тихоокеанского, Берингоморского побережий и побережья Ледовитого океана.
Слайд 6
Самоназвание.
Название народа, принятое в административных документах XIX–XX
веков,
происходит от самоназвания тундровых чукчей чаучу,
чавчавыт —
"богатый оленями". Береговые чукчи называли себя анк’альыт —
"морской народ" или рам’аглыт — "прибрежные жители".
Выделяя себя из числа других племен, употребляют самоназвание лыо’равэтлян —
"настоящие люди".
(В конце 1920-х годов название "луораветланы" бытовало в качестве официального.)
Слайд 7
Письменность.
с 1931 года существует на латинской, а
с 1936 года — на русской графической основе.
Слайд 8
Промыслы,орудия промыслов и орудия труда,средства передвижения.
Издавна сложилось
два типа хозяйства. Основу одного составляло оленеводство, другого —
морской зверобойный промысел. Рыболовство, охота и собирательство носили вспомогательный характер.
Оленеводство тундровой группы имело в основном мясное и транспортное направление.
Береговые (оседлые) традиционно занимались морским зверобойным промыслом, достигшим к середине XVIII века высокого уровня развития. Охота на тюленей, нерп, лахтаков, моржей и китов давала основные продукты питания, прочный материал для изготовления байдар, охотничьих орудий, некоторых видов одежды и обуви, предметов быта, жир для освещения и отопления жилища.
Женщины и дети собирали и заготавливали съедобные растения, ягоды и коренья, а также семена из мышиных нор. Для выкапывания корней пользовались особым орудием с наконечником из рога оленя, который позже был сменен на железный.
Слайд 9
Основным средством передвижения по санному пути были олени,
запряженные в нарты нескольких видов: для перевозки груза, посуды,
детей (кибитка), жердей остова яранги. По снегу и льду ходили на лыжах-"ракетках"; по морю — на одноместных и многоместных байдарах и вельботах. Гребли короткими однолопастными веслами.
Слайд 10
Жилища.
Стойбища кочевых чукчей насчитывали до 10 яранг
и были вытянуты с запада на восток. Первой с
запада ставили ярангу главы стойбища.
Яранга — шатер в виде усеченного конуса высотой в центре от 3,5 до 4,7 метра и диаметром от 5,7 до 7–8 метров, похожий на корякский. Деревянный остов покрывали шкурами оленей, сшитыми обычно в два полотнища. Края шкур накладывали один на другой и скрепляли пришитыми к ним ремнями. Свободные концы ремней в нижней части привязывали к нартам или тяжелым камням, что обеспечивало покрытию неподвижность.
Слайд 11
В ярангу входили между двумя половинами покрытия, откидывая
их в стороны. Для зимы шили покрытия из новых
шкур, для лета использовали прошлогодние.
Слайд 12
Одежда.
Одежда и обувь тундровых и береговых чукчей
не имели существенных различий и были почти идентичны эскимосским.
Чукотская
глухая одежда подразделяется на повседневно бытовую и празднично-обрядовую: детскую, молодежную, мужскую, женскую, стариковскую, ритуально-похоронную.
Традиционный комплект чукотского мужского костюма состоит из кухлянки, подпоясанной ремнем с ножом и кисетом, камлейки из ситца, надеваемой поверх кухлянки, дождевика из моржовых кишок, штанов и различных головных уборов: обычной чукотской зимней шапки, малахая, капюшона, легкой летней шапки.
снова женского костюма — меховой комбинезон с широкими рукавами и короткими, до колен, штанами.
Слайд 13
Типичная обувь — короткие, до колен, торбаса нескольких
видов, сшитые из шкур нерпы шерстью наружу с поршневой
подошвой из кожи лахтака, из камуса с меховыми чулками и травяными стельками (зимние торбаса); из нерпичьей шкуры или из старых, продымленных покрытий яранги (летние торбаса).
Слайд 14
Пища,её заготовка.
Традиционная пища тундровых людей — оленина,
береговых — мясо и жир морских животных. Мясо оленей
ели мороженым (в мелко нарубленном виде) или слабо отваренным. Во время массового забоя оленей заготовляли содержимое оленьих желудков, проварив его с кровью и жиром. Употребляли также свежую и мороженую кровь оленя. Готовили супы с овощами и крупой.
В северных и южных районах Чукотки большое место в рационе занимают кета, хариус, навага, нерка, камбала. Из крупных лососевых заготавливают юколу. Многие чукчи-оленеводы вялят, засаливают, коптят рыбу, солят икру.
Слайд 15
Религия.
В основе религиозных верований и культа —
анимизм, промысловый культ.
Слайд 16
Праздники.
Основные праздники были связаны с хозяйственными циклами.
У оленных — с осенним и зимним забоем оленей,
отелом, откочевкой стада на летние пастбища и возвращением. Праздники приморских чукчей близки эскимосским: весной — праздник байдары по случаю первого выхода в море; летом — праздник голов по случаю окончания охоты на тюленей; осенью — праздник хозяина морских животных. Все праздники сопровождали состязания в беге, борьбе, стрельбе, подпрыгивании на шкуре моржа (прообраз батута), в гонках на оленях и собаках; танцы, игра на бубнах, пантомима.
Слайд 17
Кроме производственных были семейные праздники, связанные с рождением
ребенка, выражением начинающим охотником благодарности по случаю удачного промысла
и т. п.
Обязательны при проведении праздников жертвоприношения: оленей, мяса, фигурок из оленьего жира, снега, дерева (у оленных чукчей), собак (у морских).