Слайд 2
Шепчут травы, щебечут птахи,
Рыбы плещутся на мели…
Здесь когда-то
жили монахи,
А потом монахи ушли.
В тесных кельях просели плахи,
Лезут
травы в проем окна.
Здесь когда-то жили монахи,
А теперь живет тишина.
В старину варяги и ляхи
Приходили – грабили, жгли.
Но отстраивались монахи,
А потом куда-то ушли.
И воскресли людские страхи,
Как в языческие времена.
Здесь когда-то жили монахи,
А теперь живет тишина.
Андрей Широглазов
Слайд 3
Неподалеку от Тотьмы, всего в нескольких верстах выше
по течению Сухоны, есть три острова:
Дедов, Бабий и Внуков.
Слайд 4
«Остров Дедов - самый крупный из встречающихся на
Сухоне. Он имеет довольно неправильную, вытянутую по течению форму.
Длина острова –
1,5 километра, максимальная ширина –
500 метров.
Со стороны основного русла берег интенсивно подмывается, на значительном протяжении имеет обнажения, оползни, обвалы.
Слайд 5
Река в процессе формирования своего русла встретилась с
толщей плотных отложений и вынуждена была обтекать их с
обеих сторон. Растительность в центральной части острова древесная (ель, сосна, мелколиственные деревья), а по краям и в южной части - луговая с кустарником»
Слайд 6
Дедов остров - единственный на Сухоне, имеющий ненамывное
происхождение, поэтому и растительность на нем напоминает настоящую тайгу.
Острова по весне, заливает водой, а вот Дедову острову весеннее половодье не грозит: высота его над летним уровнем превышает 10 метров!
Слайд 7
« Жил был в Устюге со всем
своим семейством Дед. Ополчились против него устюжане и прогнали.
Дед, Бабка и Внук под покровом ночи покинули город и поплыли вверх по Сухоне в надежде найти себе новое место для жилья.
Существует народное предание о происхождении названий трех островов:
Слайд 8
Спустя какое-то время слабый Внук первым выбился из
сил и не мог плыть дальше.
Бабушка, видя это, тоже остановилась.
Наконец и почтенный дед, не желая расставаться со своим семейством, принужден был закончить плавание по Сухоне. Дед, Бабка и Внук так устали, что оцепенели и превратились в острова Дедов, Бабий, Внуков, что и доныне находятся в русле Сухоны чуть повыше города Тотьмы».
Слайд 9
6 июля 1670 года пономарь Иоанн приехал на
Дедов остров для сбора грибов и ягод и здесь,
на западном мысу острова, нашел на дереве икону с изображением Пресвятой Троицы, Божьей матери с предстоящими апостолами Петром и Иоанном и преподобным Сергием Радонежским и Ионою, его учеником. Эту икону пономарь Иоанн привез в Тотьму и показал блаженному Андрею Тотемскому юродивому, который был еще жив и с которым пономарь был дружен.
Слайд 10
Блаженный Андрей, осмотрев икону, завещал пономарю построить на
Дедовом острове часовню и предсказал, что впоследствии на том
же месте возникнет и монашеская обитель.
Слайд 11
Иоанн-Иона завещание своего друга юродивого исполнил спустя несколько
лет - Дедовская Троицкая пустынь возникла в самом конце
XVII века при тотемском воеводе Ф. А. Лопухине, отце царицы Евдокии Федоровны, первой супруги Петра I.
Слайд 12
В 1729 году Евдокия Лопухина прислала в
церковь икону с надписью: «Лета от Рождества Христова 1729
месяца марта в первый день приложила сий святой образ Покров Пресвятыя Богородицы в Дедовскую пустыню, в церковь преподобного отца Сергия, Радонежского чудотворца, благоверная Государыня Царица Евдокия Феодоровна», а через несколько месяцев – 2 богослужебные книги, тоже с дарственными надписями.
Слайд 13
Среди жителей города и деревень Окологородной волости получило
распространение предание о несметных сокровищах, зарытых в землю бывшим
воеводой, бояриным Федором Аврамовичем Лопухиным.
Слайд 14
« …жители уездной Тотьмы встречали приезд нового воеводы
с широко раскрытыми от удивления глазами: сосланный из столицы,
когда-то приближенный к царю Петру боярин приехал на вынужденное воеводство в сопровождении десяти возков с имуществом. Для всего этого добра не хватило места на воеводском дворе, часть скарба пришлось поместить в летнюю клеть в остроге. А уехал Федор Аврамович из Тотьмы лишь на двух возках. Куда же подевалось имущество опального воеводы?
Слайд 15
Так и возникли в городе слухи, что все
драгоценные предметы – золотые и серебряные монеты, посуду и
украшение боярин повелел зарыть где-то на дедовом острове, а охранять сокровища до поры до времени оставил игумена Иону. Федору не суждено было более вернуться в Тотьму, а вскоре скончался и игумен Иона. Тотьмичи принялись искать клад. По рукам ходили таинственные «кладовые росписи», в которых указывалось, в каких местах острова уже копали, а где еще стоит поискать сокровища. Как-то раз подобная «роспись» попала в руки купца Андрея Кузнецова».
Слайд 16
И.А.Кузнецов в своих записях отмечает, что отец нанял
двух надежных людей, и они целое лето рыли Дедов
остров. К сожалению, финал рассказа о поисках клада в тетради Ивана Андреевича отсутствует - несколько страниц вырвано. Не исключено, что клад был все же найден. Известно, что купеческие дела вскоре пошли в гору.
Слайд 17
Сейчас на острове никто не живет, нет и
Троицкой церкви.
Тотемский краевед С.М. Зайцев писал о причинах разрушения этого храма следующее: «Первыми были сломаны церкви, расположенные ближе к Сухоне, - требовался кирпич для строительства столицы Северного края - города Архангельска» (тотемская газета «Ленинское знамя», 14 февраля 1981 года).