Слайд 2
ИНДИЯ (на яз. хинди Bharat),
Республика Индия, государство в Южной Азии, на полуострове Индостан,
включает Лаккадивские, Андаманские и Никобарские острова. Граничит с Китаем, Пакистаном, Афганистаном, Непалом, Бутаном и Шри-Ланкой. Граница с Китаем в Гималаях немаркирована. Площадь 3,3 млн км2 (седьмое место в мире). По численности населения занимает второе место в мире (после Китая) — 1 млрд 130 млн человек (2007). Входит в Содружество. Столица Дели (Нью-Дели). Крупнейшие города: Калькутта, Бомбей, Дели, Ченнай, Бангалор, Ахмадабад, Хайдарабад, Пуна, Канпур, Нагпур, Джайпур, Лакхнау.
Слайд 4
Мифы отбирали, копили, классифицировали и сохраняли богатейшие знания
и наблюдения, накопленные за многие века предшествующими поколениями. Эти
знания были призваны устанавливать нормы и организовывать поведение людей во всех сферах жизни. Мифы обосновывали устройство общества, его законы и установления, его традиционные ценности. Мифы объясняли, как устроен мир, окружающий человека, и сам человек. Мифы указывали, как должен человек пройти свой жизненный путь, расставляя на нем вехи, помогавшие не сбиваться с него, и описывали то, что его ждет после смерти. Мифы были особой формой памяти, которая помогала коллективу хранить нужные для него знания и передавать их из поколения в поколение*.
Творение
Вначале не было ничего. Не было ни солнца, ни луны, ни звезд. Только воды простирались беспредельно; из тьмы первозданного хаоса, покоившегося без движения, словно в глубоком сне, воды возникли прежде иных творений. Воды породили огонь. Великой силой тепла в них рождено было Золотое Яйцо. Из яйца появляется демиург Брахма, который творит Вселенную. Он разбил яйцо, и оно распалось надвое. И стала верхняя его половина Небом, а нижняя — Землей. Между ними поместил Брахма воздушное пространство и положил начало времени. Потом создал Брахма живой дух, мысль и пять великих элементов: воздух, огонь, воду, землю и эфир. А после этого — богов, вечную жертву, три веды, планеты, моря, реки, людей.
Слайд 5
Традиции Индии
Прекрасная страна Индия! Только здесь вы сможете
встретить огромное количество
религиозных направлений и духовных течений, которые
мирно уживаются на сравнительно
небольшой территории.
Для того, чтобы ваше общение с местным населением было проще и вы чувствовали себя свободно
и гармонично во время поездки в Индию, стоит ознакомиться с традициями и обычаями этого
государства.
В частных домах туристов принимают как почетных гостей, и к вашему незнанию традиций отнесутся
снисходительно, с пониманием. Если вы хотите попробовать есть руками, то помните, что надо
пользоваться только пальцами правой руки, левая считается нечистой.
В Индии не приняты рукопожатия. Вместо этого индусы используют традиционный жест: поднимают соединенные ладони к подбородку, как для молитвы, и покачивают головой со словами: «намасте». Таким образом, местные жители приветствуют не только друг друга, но и своих гостей. Однако мужчины без колебаний поздороваются с вами за руку, если вы мужчина. Рукопожатие будет оценено как жест исключительного дружелюбия. Для индийских женщин неприемлемы свободные нравы в общении между мужчинами и женщинами, принятые на Западе, поэтому следует избегать физических контактов, таких как рукопожатие, если вы женщина. Не здоровайтесь с женщиной за руку (если только она первой не протягивает ее) и не кладите руку на плечо женщине или мужчине. Приходя в гости, и знакомясь с кем-нибудь, хорошо знать, что имя индуса обычно состоит из его личного имени, затем имени его отца, касты, к которой он принадлежит и названия местности (деревни) в которой он живет. Фамилии не имеют значения, замужняя женщина сохраняет свое имя и в документах обозначается как такая-то, жена такого-то.Старайтесь, чтобы подошвы ваших туфель не были обращены в чью-либо сторону - это может быть расценено как знак неуважения. Не показывайте указательным пальцем - пользуйтесь жестами вытянутой руки, либо подбородка.В Индии не принято проявление чувств прилюдно (объятия и поцелуи) - это является неприличным для местных жителей. Мужчине и женщине не стоит держаться за руки на публике (возможно только мужу и жене, и то - наедине).
Экзотическая примета Индии – огромное количество коров на улицах городов
и селений Индии. Известно, что в Индии корова – священное животное и если,
не дай Бог, наехать на корову – последствия будут самые печальные, вплоть до
пожизненного заключения. Чтобы избежать неприятностей лучше не трогать этих
животных, дорогих сердцу каждого индуса, ведь убийство коровы и употребление в
пищу говядины считается тяжелейшим грехом. Зато быков очень часто используют
как рабочую силу, за исключением тех, которые посвящены богу Шиве.
Слайд 6
Особо почитают в Индии обезьян, обитающих в посвященных
им храмах.
Животных с удовольствием кормят как индусы, так
и туристы, причем иногда
обезьяны сами пристают к незнакомцам, дергают их за одежду и протягивают
лапы. Попав в окружение этих сорванцов, лучше дать им что-нибудь съестное,
иначе они могут укусить. В знаменитом Дворце ветров в Джайпуре обезьян
столько, что индусы не советуют туристам осматривать его, так как животные –
единовластные хозяева дворца - агрессивны по отношению к людям. Гордость и
краса Индии - павлины. Птицы начинают упражняться в пении с раннего утра и
демонстрируют свои вокальные данные повсюду.
Перед входом в храмы, мечети или гурдвары (сикхские храмы) обязательно
следует снимать обувь, также в доме принято снимать обувь и ходить босиком.
В храмах за небольшую плату вам предложат оставить обувь на хранение или предложат чехлы на обувь, обычно разрешают проходить в носках. Не берите с собой в храмы любые изделия из кожи, это могут посчитать оскорблением. Во многих местах в Индии практикуется разделение мужчин и женщин, особенно в храмах и местах поклонения. Необходимо придерживаться этого обычая. Если вы пользуетесь "джапамалой" (четками), старайтесь не показывать их и носите под одеждой, так как все предметы духовной практики священны и не должны попадать на глаза случайным людям.
Во многих случаях фотографировать внутри храмов запрещается, поэтому, прежде чем воспользоваться фотоаппаратом, спросите разрешения. К туристам обычно относятся доброжелательно, иногда позволяют присутствовать при религиозных ритуалах. Посещая священные места, обратите внимание на свою одежду, она должна быть скромной. В сикхских храмах следует находиться с покрытой головой, в мечетях женщины должны закрывать головы и плечи, им следует также быть в длинных одеждах. По традиции, опускайте немного денег в ящик для пожертвований.
В Индии принято приветствовать учителей, почтенных религиозных наставников, а также старших кланяясь и касаясь своих ног (иногда возможно просто прикоснуться к ногам Учителя руками, наклонившись, без глубокого поклона), а затем выпрямляясь и касаясь своей головы.
Конечно, запомнить все это не слишком легко, ведь здесь живут индусы и мусульмане, сикхи и христиане, буддисты и джайны, но зато, соблюдая эти правила, вы сможете почувствовать себя желанным гостем в этой стране полной волшебства древности.
Слайд 7
Главные национальные праздники - День
независимости (15 августа)
и День республики
(26 января).
1 января - Новый
Год.
Весна - Холи (весенний праздник красок, когда все его участники вовлекаются в игры, поливают себя и прохожих подкрашенной водой и посыпают разноцветными порошками).
Лето - Джанмаштами (посвящен дню рождения бога Кришны, проходит в августе).
Осень - Рамлила (в честь верховного божества Рамы); Дивали (Дипавали) – осенний праздник огней (религиозно-народный).
Имеется также множество сезонных и местных праздников: День рождения сикхского гуру Нанака, Махавира-джаянти (в честь вероучителя джайнизма Махавиры), Будха-пурнима (у буддистов) и др.
Праздники
Слайд 8
Индийские (индоарийские) языки ведут своё происхождение от древнеиндийской
ветви индоевропейской семьи. Ближайшее родство с дардскими и иранскими
языками, которые, как и индийские языки, восходят к индоиранской лингвистической общности. Индийские языки распространены прежде всего в северной части Индии и в Пакистане, а также на Цейлоне (южная половина острова) и в Непале.
В Индии 15 основных разговорных языков, занесенных в специальное приложение к Конституции, однако по последней переписи обнаружено 1652 языка. Официальный язык 6 северных штатов - хинди. Большое влияние на формирование языков в Индии оказал санскрит, а также другие языки Древней Индии - пали и пракриты. На этих языках написана вся древняя и средневековая литература. Санскрит, как представляется всегда был литературным языком. Различают ведийский санскрит, который сложился как язык религиозной литературы и культовых обрядов к концу II тысячелетия до н.э. (язык "Ригведы"); эпический санскрит, на котором написаны "Махабхарата" и "Рамаяна" и классический санскрит, нормы которого зафиксированы в знаменитой грамматике Панини (V в. до н. э.). Сейчас санскрит является языком культовых обрядов.
Современные языки Индии - ассамский язык (асами, ш. Ассам); бенгальский язык (бенгали, ш. Западная Бенгалия, а также является официальным языком Бангладеш); гуджаратский язык (гуджарати, ш. Гуджарат); каннада (язык ш. Карнатака); кашмирский язык (кашмири, ш. Джамму и Кашмир); малаяльский язык (малаялам, ш. Керала); маратхский язык (маратхи, ш. Махараштра); ория (орди, уткали, ш. Орисса); панджабский (панджаби, ш. Панджаб); раджастханский (раджастхани, ш. Раджастхан); тамильский (тамили, ш. Тамилнаду); телугу (андхра, ш. Андхра Прадеш); урду (официальный язык в Пакистане и части населения Индии).
Язык хинди вбирает в себя два понятия: 1) современный литературный язык хинди, который является государственным языком Индии; 2) собирательный термин для родственных языков, число которых колеблется от 17 до 23 языков. Хинди принадлежит к индоарийской группе индоевропейских языков.
На уровне страны есть еще один связующий язык - английский, который является официально вторым языком в Индии. В образованных кругах он свободно используется, наряду с хинди. Обычно в отелях и ресторанах вас смогут понять на английском. Индийский английский отличается от настоящего английского языка. Здесь можно не беспокоится за произношение, вас смогут понять.
На юге, где образовательный уровень заметно выше северного, связующим языками, кроме хинди и английского, является тамильский язык. Поэтому вся южная интеллигенция должна владеть тремя языками: родным, хинди и английский.
На индийских языках существует достаточно богатая литература (хинди, бенгали, маратхи, панджаби и др.). Индийские языки пользуются многочисленными алфавитами, являющимися историческими вариантами брахми (деванагари, "бал-бодх", гурмукхи и т.п.), или арабо-персидской графикой, а также специфическими локальными алфавитами (грантха, ланда и др.).
Языки Индии
Слайд 10
Издавна в Индии известно письмо
брахми, но оно распалось на несколько разновидностей. Эти виды
письменности распространились по всей Индии, породив те многочисленные виды письма, которыми по сей день пользуются различные языки Индостана и соседних стран. Все они, однако связаны между собой общностью происхождения и тем, что в общем сохранили внутреннюю структуру, унаследованную от брахми.
В северной Индии возникло письмо гуптов, которым
пользовались вкоролевстве Магадха в 4 в. н.э. Его
средневековыми последователями стали сакское и тохарское
письмо в Средней Азии и Туркестане – они существовали в
5-7 веках. Письмо гуптов также породило наиболее
распространенный вид письменности современной Индии:
деванагари, которое изначально называли нагари и которое
происходит из северо-западной Индии. С 8 века в провинциях
Пенджаб и Кашмир начинается использование письма
шарада, на котором и теперь пишут носители языка кашмири.
Среди других разновидностей следует указать письмо невари
(в Непале), а также письма языков бенгали, ория, лахнда,
синдхи, гуджарати, гурмукхи. Из неиндоевропейских языков
из северной Индии заимствовали свое письмо тибетцы.
Южный вариант брахми является общим предком для письменностей дравидийских языков Индии (каннада, телугу, малаялам). Определенное влияние оказало оно и на сингальский алфавит на Шри-Ланке, старейшая надпись на котором датируется 939 годом.
Слайд 11
Юго-восточная разновидность брахми вышла за пределы Индостана, став
родоначальником письменностей Индокитая, Индонезии, Малайзии и Филиппин, хотя ни
один из индоевропейских языков ныне ею не пользуется.
Во всех письменностях, ведущих свое происхождение от брахми, сохранена та модель, которая существовала в письме индийцев еще два тысячелетия назад. Эта модель хорошо видна в современных шрифтах деванагари и маратхи: каждый символ означает отдельную гласную или открытый слог с гласной [a]: A, KA, JHA и т.д. Остальные гласные звуки могут быть отражены на письме с помощью диакритических (надстрочных и подстрочных) знаков. Сочетания согласных также изменяют вид знаков, доводя общее количество символов до 600, хотя базовый алфавит состоит лишь из 49 знаков.
Некоторые языки с трудом приспосабливают индийское письмо под
свою фонетическую систему: например, тайские и бирманские языки
ввели в использование дополнительные черты и точки, чтобы
отразить существующие в этих языках различные тональности.
Однако для индоеровпейских языков Индии и Шри-Ланки система
вполне подходит, и попыток перейти на латиницу, подобных тем,
что предпринимаются время от времени в Китае и Японии, в Индии
не заметно.
Языки, использовавшие письмо: санскрит, хинди, бенгали, маратхи,
сингальский, непали, гуджарати, кашмири, а также дравидийские,
тибето-бирманские и другие языки Восточной и Юго-Восточной Азии.
Хинди
Слайд 13
Классика танца
Из всех стилей индийского классического танца Бхарата-натьям
считается самым древним. Его отличают динамичность, четкость движений, сложная
ритмика и статичность поз. Этот танец зародился в индусских храмах дравидийского юга Индии.
Согласно легенде, его первым исполнителем был сам Шива, который обучил ему свою супругу Парвати. Впоследствии Парвати передала это искусство людям. Исполнительницами Бхарата-натьям были храмовые танцовщицы девадаси. Постепенно танец вышел за пределы храма и стал средством увеселения состоятельных людей. В своем первозданном виде он сохранился только в отдаленных районах Тамилнада. Секреты танца передавались из поколения в поколение, и, когда в конце XIX века в Индии началось движение за возрождение собственных культурных традиций, именно девадаси помогли восстановить Бхарата-натьям. Благодаря их усилиям знаменитый танец, запечатленный в храмовых барельефах и скульптурах, наконец, ожил, и сейчас его можно увидеть таким, каким он был три с половиной тысячи лет назад.
В отличие от таких стилей, как Катхак или Одисси, Бхарата-натьям почти не изменился за всю свою историю. Не случайно его название иногда переводят как индийский танец". Считается, что слово "бхарата" состоит из речевых слогов следующих слов: "бхава" (чувство), "рага" (мелодия) и "тала" (ритм). Существует и другая версия, по которой свое название Бхарата-натьям получил в честь легендарного мудреца Бхараты, автора "Натьяшастры", написанной приблизительно во II веке н. э. Этот труд вместе с другим древним текстом "Абхиная Дарпана", датируемым 1000 годом н. э., является основным теоретическим пособием по танцу.
Слайд 14
Сцена из спектакля на эпический сюжет. Дели, Индия.
Миф о происхождении театра в Индии излагается в «Натьяшастре»
— старейшем в мире трактате, подлинной энциклопедии театрального и танцевального искусства, который приписывается мудрецу по имени Бхарата. Характерной особенностью индийского спектакля является единство музыки, пения и танца. Музыканты могут участвовать в действии, свободно перемещаются между актерами, усиливая драматический эффект. Обычно они импровизируют прямо на сцене. Танец требует специальной длительной подготовки. Часто танец открывает представление, выполняя роль своеобразного вступления к действию.
Индия. Театральное представление на празднике Дивали. В театральной труппе был свой лидер, который считался первым актером и руководил группой певцов, танцоров, музыкантов-помощников и драматургов. Преобладали мужчины, но певицами и танцовщицами были и женщины. Излюбленными сюжетами пьес были народные предания и легенды. Высшей целью театрального представления было достижение расы — эстетического наслаждения зрителей, возникающего как следствие искусной игры актеров. Большинство спектаклей разыгрывалось в течение нескольких дней (известна пьеса длившаяся на сцене 35 дней!).
Театр
Слайд 15
Культурные достопримечательности Индии
Города
Агра расположена в 204 км от
Дели в долине Ганга на западном берегу реки Ямуна. Еще в ранний период своего правления императоры династии Мугхалов относились к Агре с особой любовью. Именно здесь, на берегах реки Ямуны, основатель династии Бабур разбил первый парк в персидском стиле. Здесь его внук Акбар возвел башни Красной крепости. Позже внутри ее стен Джахакгир построил розово-красные Дворцы, площади и парки. Шахджахан украсил город мечетями, дворцами и павильонами, фасады и интерьеры которых сверкают мрамором и самоцветами. Построенная тремя самыми могущественными мугхальскиии императорами, крепость Агры служит прекрасным памятником гениям созидания и выдающимся творцам того времени.
Дели - столица Индии. Город и прилегающие к нему районы занимают в общей сложности около 1500 кв. км и составляют Национальную Столичную территорию Дели, управляемую правительством территории, а также мэрией Старого Дели и Муниципальной корпорацией Нью-Дели. По Конституции страны столица Индии официально именуется Нью-Дели, хотя в обиходной речи не только в Индии, но и в других странах сохраняется сокращенное название – Дели. Старый Дели был столицей мусульманской Индии в XVII-XIX столетиях, от этого периода осталось множество мечетей, памятников, фортов. Новый Дели был построен британцами как имперская столица Индии. Высокие минареты, дворцы, величественные храмы и неприступные форты всегда восхищали и удивляли путешественников.
Слайд 16
Бомбей, по сравнению с другими приморскими
городами Индии, вырос относительно недавно. Характер местности, на которой
расположен город, есть результат бурного геологического прошлого. Это цепь из семи островов, составляющих территорию собственно города Бомбея. По одной из версий, название города связано с именем почитаемой в этих местах индусской богини Мумбадевы (маратхи называют город Мумбай). Культурная жизнь города отличается большим многообразием и характерным для этого города космополитизмом. Здесь часто проходят выставки лучших мастеров современного изобразительного искусства, концерты исполнителей и звезд мировой величины, проводятся экспозиции из собраний лучших музеев мира. В городе расположено значительное число художественных галерей.
Джайпур - столица Раджастхана, родины группы воинских кланов Раджпутов, которые контролировали эту часть Индии на протяжении более 1000 лет. Своим названием Джайпур обязан основателю, великому воину и астроному махарадже Джай Сингху Второму (1693-1743). Город и форт построены в соответствии с канонами древнеиндийской архитектуры, к которым относится и прямоугольное расположение кварталов. Джайпур ещё называют “розовым городом” за цвет большинства зданий в старом городе. Крепость-дворец Амбер находится в 11 км на север от Джайпура. За суровым и строгим фасадом скрывается райский интерьер, в котором стили Мугхал и Хинду соединены в высшем своем воплощении. Росписи, изображающие сцены войны и охоты, украшены инкрустацией из драгоценных камней и зеркал.
Слайд 17
Панаджи - одна из самых маленьких и наиболее
приятных столиц Индии. Панаджи расположен на южном берегу реки
Мандови, этот город официально стал столицей Гоа в 1843 году. Город заслуживает того, чтобы его посетить, поскольку здесь есть немало достопримечательных мест. Как и в большинстве городов Гоа, центром Панаджи служит площадь с церковью. Красивая лестница с белой баллюстрадой перед церковью Непорочного зачатия как бы увеличивает пропорции барочного фасада, доминирующего на площади. Церковь была построена в 1541 году, и поначалу служила «маяком» для моряков, прибывающих после долгого плавания из Лиссабона. Среди других памятников архитектуры Панаджи - архитектурный ансамбль Ларго да Игрежа, Часовня святого Себастьяна и здание Секретариата
Гоа - дивная маленькая страна, узкой полосой протянувшаяся вдоль Малабарского побережья Индии. Не легко найти слова, способные хоть отдаленно передать запахи ее лесистых холмов, блеск лагун на закате, шум водопадов и пеструю разноголосицу карнавалов. Гоа не похож ни на один из штатов Индии. Гоанские праздники и фестивали прославились на всю Индию. Ежегодный Праздник света и веселые карнавалы в Дона Паула, Гаспар Диас и Сиридао привлекают сюда тысячи туристов из разных стран. Разноцветные фейерверки над черным зеркалом лагун, танцы под гитару в прекрасных садах и маскарады на Авенида-до-Брацил вдоль набережной Мандави... Все праздники обворожительные, искрящиеся непринужденным весельем и дружелюбием!
Слайд 18
Красный форт
Башни и стены Красного форта, построенные из
красного известняка, контрастируют с выкрашенными в белый цвет маковками,
укращающими верхние части башен.
Бастионы Лал Кила (Красный форт).
Красный форт. Беломраморная императорская ложа Курси в зале Диван-и-Ам, перед которой располагается мраморная скамейка главного визиря.
. Красный форт. Интерьер дворца Кхас-Махал.
Слайд 19
На набережной Бомбея сохранилась массивная триумфальная арка «Ворота
Индии» высотой 10 метров. Построена в честь визита в
1911 в Дели короля Георга V и королевы Марии. Именно через эту арку проследовало последнее подразделение британских войск, покидавших Индию морем в 1947. Архитектор Джордж Уиттет. 1924.
Слайд 22
Мавзолей Хумаюна
Аруначала и храм Шивы
Каджурахо
Слайд 24
Золотой храм Сикхов
Памятник Ганди джи
Пещерный храм