Слайд 2
Чукчи
Чукчи - народ в Российской Федерации (15,1 тыс.
человек), коренное население Чукотского АО (11,9 тыс. человек), живут
также на севере Корякского АО (1,5 тыс. человек) и в Нижне-Колымском.
Чукчи подразделялись на оленных — тундровых кочевых оленеводов (самоназвание чаучу —"оленный человек") и приморских — оседлых охотников на морского зверя (самоназвание анкалын — "береговой"), живущих совместно с эскимосами.районе Якутии (1,3 тыс. человек).
Чукчи — один из немногих коренных малочисленных народов Севера РФ, имеющих формально свое
автономное образование. Чукотский автономный округ в настоящее время является субъектом Российской Федерации.
Слайд 3
Этноним.
Этноним: Чукчи
Автоэтноним: Самоназвание чаучу, чавчу "имеющие оленей".
Другое самоназвание лыгъорвэтлян в русской огласовке луораветлан — "настоящие
люди". В 30-е годы ХХ в. последний этноним был введен в качестве официального, но признания и распространения не получил.
Тундровые кочевые оленеводы – чаучу, чавчу («имеющие оленей»)
Приморских анкалын («береговой»)
Юридический статус: коренной народ крайнего северо-востока Азии
Титул: есть.
Слайд 4
Автохтонный ареал
Основная масса чукчей живет в Чукотским АО
Магаданской обл., частично в Корякском АО, Камчатской обл. и
на востоке Республики Якутии (Саха).
Слайд 5
Численность и ее динамика
Численность по переписям:
1897 -
11.711, 1926 - 13.100, 1959 – 11727, 1970 –
13597, 1979 – 14007, 1989 – 15184,
2002 – 15767,
2010 – 15908.
Слайд 6
Перспективы сохранения чукчей как этноса
Чукчи — один из
немногих северных народов России, которому пока не грозит исчезновение
с национальной карты России в перспективном будущем. Степень сохранности традиционной культуры чукчей, уровень их этнического самосознания, этнической солидарности позволяет делать положительные прогнозы и смотреть в будущее.
Слайд 7
Этнолингвистический состав и диалекты, наличие письменности, преподавание языка
Этнолингвистический
состав: чукотский язык входит в чукотско-корякскую группу/семью палеоазиатских языков.
Чукчи говорят на русском, чукотском и якутском
Диалекты: чукотский язык имеет несколько очень близких диалектов, достаточно хорошо сохранившихся и в наши дни.
Письменность: Письменность создана в 1931 г. на латинской графической основе, замененной позднее русским алфавитом.
Преподавание языка: чукотский язык преподается во многих
поселках. С 1992 г. его изучают в рамках программы средней школы. Преподавателей чукотского языка готовят Анадырское педучилище, РГПУ им. Герцена в Петербурге, Магаданский пединститут.
Слайд 8
Расовый состав
Антропологически чукчи, наряду с эскимосами, коряками и
ительменами, включаются в материковую группу популяций арктической расы, генетически
связанную с тихоокеанскими монголоидами.
Расовый тип чукчей, по мнению Богораза, характерен некоторыми отличиями. Глаза с косым разрезом встречаются реже, чем с разрезом горизонтальным; встречаются индивиды с густой растительностью на лице и с волнистыми, почти курчавыми волосами на голове; лицо с бронзовым оттенком; цвет тела лишен желтоватого оттенка; крупные, правильные черты лица, лоб высокий и прямой; нос крупный, прямой, резко очерченный; глаза большие, широко расставленные
Слайд 9
Конфессиональный состав
Православные. Процесс христианизации, начавшийся в конце ХVII
в. и продолжавшийся до начала ХХ вв., привел к
распространению среди чукчей некоторых элементов православия, сопровождавшего внедрение русской культуры. Церковь достаточно активно боролась с "шаманизмом", в то же время, терпимо воспринимая синкретические с христианством его формы выражения. В советский период, когда основы атеистической пропаганды были направлены против христианства, можно наблюдать, в несколько видоизмененном виде, возрождение традиционных верований.
Слайд 10
Степень владения родным языком
По переписи 2002 г. чукотский
язык считали родным 27,6 % чукчей.
На родном языке говорит
часть чукотской молодежи, что непременно является положительным и стабилизирующим фактором. Сохраняются основные элементы традиционной материальной и духовной культуры.
На чукотском языке систематически издается учебная, художественная и общественно-политическая литература, ведет передачи окружное радио и телевидение. С 1953 г. издается газета «Советкэн Чукотка» ( в настоящее время — «Мургин нутэнеут», приложение к окружной газете «Крайний Север»).
Слайд 11
Этногенез
Согласно современным исследованиям, предки чукчей обитали во внутренних
районах Чукотки, по меньшей мере, 6 тыс. лет назад.
В начале I тысячелетия н. э. в связи с появлением в чукотской тундре избыточного населения и изменениями климатических и природных условий, некоторые чукотские племена продвинулись на морское побережье, в область обитания эскимосов, частично ассимилировав их, частично восприняв многие черты их культуры.
В основе формирования береговых чукчей, их контакты с эскимосами. Впоследствии, часть чукчей, континентальных охотников на оленя, перешла к оседлому образу жизни и занятию морским зверобойным промыслом. Сохранению этнической культуры береговыми чукчами, способствовали и их достаточно интенсивные контакты с чукчами оленеводами.
Есть мнение, что оленеводство заимствуется чукчами от тунгусов.
Слайд 12
Традиционные виды хозяйства
Основное традиционное занятие тундровых (оленных) чукчей
— кочевое оленеводство. Большую часть года оленеводы проводили в
движении. Каждая группа чукчей имела постоянные маршруты кочевок, свою территорию выпаса.
Оленеводство давало все необходимое для жизни: пищу, одежду, жилище, средства передвижения.
Основу хозяйственной деятельности приморских чукчей составлял морской зверобойный промысел, продукты которого (мясо, жир для еды и отопления, одежда) также обеспечивали все жизненные потребности, а также служили предметом обмена с оленеводами. Морским зверобойным промыслом занималась и часть оленных чукчей во время пребывания стад на побережье.