Слайд 2
Стереотипы и мотивации
Стереотип эгоцентричности – внутренней точки зрения
на пространство, ощущения себя в середине мира. Матрешка миров.
Стереотипы
в образах территорий зависят от:
а) ранее полученной информации:
- образ России в западной прессе – война, бомжи;
- образ восточного города – шум, грязь, базар;
- Москва – «большая деревня» и интеллигентский Петербург;
- экологически грязный Рур – уже не так;
- небоскребная Америка – («Одноэтажная Америка» Ильфа и Петрова не развенчала стереотип)
б) отборе информации в соответствии с мотивациями:
- Нью-Йорк - город желтого дьявола;
- Африка - живут «дикари» (против – Миклухо-Маклай),
- страшный Северный Кавказ
- Стереотип потенциальных мигрантов о богатстве и больших возможностях в новом месте (миграции в США, левых европейцев в СССР, современная эмиграция из России).
Если факты не совпадают со стереотипами – тем хуже для фактов. Люди видят мир таким, каким хотели бы его видеть.
Слайд 3
Образы мира
19 век – Киплинг: «запад есть запад,
восток есть восток и им не сойтись никогда».
Трансформация раздела
Запад-Восток Японией и новыми индустриальными странами. Запад – все развитые страны, включая Японию.
Конец 20-го века – новое противопоставление Север-Юг.
В России раздел Север-Юг воспринимается нечетко - Россия северная страна, но к развитым ее отнести вряд ли возможно.
Слайд 4
Образы мира и геополитика
Д.Замятин
Понятие запад и восток
в Европе. Зоны влияния и их границы. Пример Потсдамской
конференции и раздела Европы: к востоку отошла Финляндия, к западу – Греция. Центральная Европа стала Восточной– Чехия, Венгрия. Послевоенные границы Восточной Европы до Эльбы.
Анаморфированное геополитическое пространство. Черчилль внедрял образ Британии как медиатора на Ялтинской конференции: «Лондон на полдороге между США и Россией».
Слайд 5
Историческая трансформация образов.
Образ России в Западной Европе
15
–16 в. - малоизвестная христианская страна, частично европейская, возможный
союзник в борьбе с Турцией;
17 в. – допетровская Русь, периферия Европы, азиатская по культурно-географическому образу, но политико-географически – часть Европы;
18 в. – образ (позитивный!) варварской России, «табула раса» для построение новой Европы (Лейбниц в переписке с Петром 1).
19 в. – включенность в европейскую политику как великой державы (но - угрожающая азиатчина, «жандарм Европы»); при колониальном разделе Средней Азии в 19 в. Россия воспринималась британцами как европейская страна.
1920-30 е годы –отношение социал-демократии Запада к коммунистической России - пример для будущего развития Европы
Начало 1990-х гг. – сдвиг к Западу (страна, становящаяся европейской)
Сейчас – сдвиг к Востоку? (коррупция, нарушения прав человека и др. ); восприятие как угрозы или непредсказуемой страны
Слайд 6
Образы макрорайона
Образы в культурной географии: «да скифы мы,
да азиаты мы, с горящими и жадными глазами» (А.Блок).
Скифы – европеоидный народ Причерноморья. У Блока скифы – центр поэтической картины мира, где запад – Кельн, Венеция, восток – гунны, земли за Уралом.
Образ района в культурной географии.
Русский Север: церкви, чистый язык, фольклор. С 15-16 веков - резерват русского национального сознания, оттесненного с юга. Юг – пограничье, смесь народов и языков, проникновение чуждых обычаев.
Образ экономического района. Выделение районов – средство познания пространства или открытие объективно существующих объектов? Вечный спор в географии неразрешим. Образ Урала, Северного Кавказа – как их совместить с Башкирией и восточным крылом Донбасса?
Образ для специалиста – квинтэссенция наиболее типичных характеристик района. Объективистский подход – выделение районов по специализации и взаимосвязям.
Иной подход – через изучение территориальных общностей, их сформированности. Но они более привязаны к регионам, а не экономическим районам.
Слайд 7
Образ макрорайона
Образ в массовом сознании: влияние стереотипов.
В
западном сознании - сибирский мужик пьет водку ведрами и
спит на морозе.
Образ южанина: говорливый, оборотистый, "деловой".
Крайний Север - "чукча в чуме"
Образы макрорегионов в опросах псковских студентов (Манаков):
Север - холод, Мурманск, Архангельск, рыба, снег.
Центр - Москва, многолюдность, бизнес, равнина, Волга.
Юг - тепло, фрукты, море, чернозем.
Урал – горы, полезные ископаемые, тайга, малахит
Сибирь - тайга, холод, болота, вечная мерзлота
Слайд 8
Политический образ региона
А. Титков
Образы в СМИ зависят
от наличия информации :
- широты сети корреспондентов на
местах (информации вообще),
- наличия заметных событий и колоритных фигур лидеров, т.е. запоминающейся информации (примеры Красноярского, Приморского, Краснодарского краев).
Важную роль для создания политического образа региона играет позиция при осмыслении информации.
Поляризация 1990-х: красные и демократические регионы (хорошие/ плохие). Две группы с разной оценкой:
- Крупные города, сырьевые территории: а) прогрессивные, культурные, свободные, образованные; б). спекулятивно-мафиозные, иждивенцы, подкупленные, обманутые.
- Сельские, национальные территории: а) отсталые, темные, послушные, забитые; б) исконные трудолюбивые, прозревшие, сознательные.
Конфликт интерпретаций в разрезе: север-юг, город-село, центр-периферия. Был и раньше - спор между марксистами и почвенниками, урбанизм-антиурбанизм (КПРФ - формально партия городского пролетариата, явная проблема интерпретации).
Слайд 9
Мифологичность образов
Образ раскола по 55 параллели в
1990-е гг. Понятие "красного пояса". Противоречие схемы "север-юг" и
концентрической схемы "центр-периферия". Центр очевиден - Москва, С.-Пб, но политической периферии в России на уровне страны нет (что есть периферия - Дальний Восток, Мурманск, Кубань?).
Почти не сложилось мифологического образа ядра России и окраин, ориентированных на чуждый внешний мир (частично - Северный Кавказ).
Дихотомия "центр- периферия" политически четко проявляется на внутрирегиональном уровне, столичные города всегда голосуют более демократически, чем их регионы.