Слайд 2
Историческая справка
Чува́шская Респу́блика- находится в центре европейской части
России. Расстояние от столицы республики — города Чебоксары
до столицы
федерации — Москвы около 630 км.
Слайд 3
В Чувашской Республике - 21 административный район, 9
городов, 8 поселков городского типа, свыше 1700 сельских населенных
пунктов.
Столица - г. Чебоксары с населением около 500 тыс. чел.
Слайд 4
На старте XXI в. по итогам Всероссийского конкурса,
проведенного в 2001 г., столица Чувашии была признана
«Самым благоустроенным
городом России».
Слайд 5
Государственная символика
Основная эмблема Государственного герба –
«Древо жизни»
- знак долгого
исторического пути
Пурпурный цвет Древа и нижней полуокружности символизирует
извечное стремление народа к свободе.
Светло-желтый фон - цвет Солнца, дарующего жизнь всему на земле.
Слайд 6
Чуваши - один из значительных народов нашей многонациональной
страны.
Насчитывая около 1,5 млн. человек, они находятся в
числе пятнадцати самых многочисленных народов Российской Федерации.
Слайд 7
Чувашский язык, чaваш чeлхи, — относится к булгарской
группе тюркской языковой семьи и представляет собой единственный живой
язык этой группы.
На имена, которыми пользуются чуваши, оказали значительное влияние как мусульманство, так и христианство.
С принятием христианства чуваши перешли на христианские имена, оставив в памяти чувашские языческие имена.
В нынешний момент языческие имена используются некрещёнными чувашами, а также некоторыми нерелигиозными чувашами, пытающимися возродить языческие традиции народа.
чуваш часто встречались имена в честь животных и птиц.
Например, женские имена Чěкеç (Ласточка), Чакак (Сорока). Данные имена давались детям в том случае, если в семье очень часто умирали от болезней дети.
Для того, чтобы обмануть смерть, новорождённым детям давали имена животных и птиц.
Слайд 9
Чувашия стала областью высокой земледельческой культуры.
Основные традиционные
занятия населения —
пашенное земледелие, животноводство, хмелеводство.
Слайд 11
Большое распространение получили промыслы по обработке дерева, кожи,
шерсти, волокна и пр. С целью пресечения изготовления оружия,
применяемого в народных движениях, царское правительство в начале 17 в. запретило чувашам заниматься кузнечным и серебряным делом.
Слайд 12
В годы довоенных пятилеток Чувашия испытала в полной
мере все тяготы индустриализации и коллективизации.
Доля чувашей среди
рабочих промышленности достигла 44 % против 9,5 % в 1926 г.
К концу 30-х гг. грамотность населения составляла ок. 90 %, насчитывалось ок. 7,5 тыс. представителей «интеллигенции».
В 1935 г. Чувашская республика за выдающиеся успехи в развитии нар. хозяйства и культуры была награждена орденом Ленина.
Слайд 13
Активно развивается экономика республики.
Строительство Первого в России завода
по изготовлению солнечных батарей.
Целью реализации этого проекта станет
развитие солнечных энергетических технологий в России и последующий вывод российской продукции на зарубежные рынки.
Слайд 14
Российская автомобильная компания Marussia, занимающаяся производством спорткаров, хочет
начать выпуск своей продукции в Чувашии. Начать производство внедорожника
F2, в год планируется выпускаться до 3—5 тысяч таких машин.
Слайд 15
Запущено новое производство молочной продукции.
Цех по переработке
и упаковке молочной продукции открыли в Янтиковском районе республики
Фирме «Акконд-агро».
В торжественном мероприятии принял участие президент Чувашии. Совсем скоро на прилавках магазинов появится отборное молоко, молоко жирностью 2,5% и сметана - всё под брендом "от Красули".
Слайд 16
В архитектуре современной республики перекликаются
мусульманская и православная культуры
Казанский кремль
Слайд 21
Монумент Матери
С особой любовью и почетом относились к
матери. Слово «амăш» переводится как «мать», но для своей
родной матери у чувашей есть особые слова «анне, апи», произнося эти слова, чуваш говорит только о своей маме.
Слайд 22
Монумент Матери
Анне, апи, атăш — для чувашей
понятие священное. Эти слова никогда не использовали в бранной
речи или в насмешках.
Слайд 24
«Хĕрарăм — кил турри, арçын — кил патши.
Женщина — божество в доме,
мужчина — царь в
доме».
Муж и жена уважали друг друга, разводы были большой редкостью.
В старинных чувашских семьях жена была равноправна с мужем, и не было обычаев, унижающих женщину.
О положении жены и мужа в чувашской семье старики говорили:
Слайд 25
В чувашских семьях к старикам-родителям и к отцу-матери
относились с любовью и уважением.
Слайд 26
Это очень хорошо просматривается в чувашских народных песнях,
в которых чаще всего рассказывается не о любви мужчины
и женщины (как в очень многих современных песнях), а о любви к своим родителям, родственникам, к своей родине.
Слайд 27
Самая древняя наука на Земле — наука о
воспитании детей. Этнопедагогика — народная наука о воспитании детей.
Главная цель чувашской семьи - воспитание детей.
Радовались любому ребенку: и мальчику, и девочке.
Во всех чувашских молитвах, когда просят божества дать много детей, упоминают ывăл-хĕр — сыновей-дочерей.
Слайд 28
В чувашских народных пожеланиях маленьким детям говорится:
Говори
мало, больше слушай, ленивым не будь,
над людьми не
насмехайся,
шутливое слово принимай, голову не задирай.
Слайд 29
любовь к музыке
Сугубо национальными музыкальными инструментами у
чувашей являются:
духовые — шапар (волынка из бычьего пузыря),
шахлич (дудка);
струнные — кесле (гусли),
серме тамра (домра, балалайка);
ударные — параппан (барабан),
тренчел или чан-чан (треугольник);
клавишные — хут купас (гармоника).