Слайд 2
Пермская государственная художественная галерея
Уникальность музея:
Пока это единственный
российский музей, пожелавший подчинить себе всю культурную инфраструктуру города.
Слайд 3
Пермская художественная галерея была открыта в 1922 г.
Ныне расположена в здании кафедрального Спасо-Преображенского собора, являющегося памятником
архитектуры XIX века.
История Пермской галереи ведется с 1922 года.
Среди тысячи икон XVI — XX веков запомнятся работы изографов уральской Строгановской школы XVI — XVII столетий.
Живопись нового времени порадует встречей с творениями Иванова, Венецианова, Федора Алексеева, Репина, Левитана, Саврасова, Васильева, Поленова, Серова, Борисова-Мусатова, ранних авангардистов.
Жемчужиной коллекции является собрание деревянной скульптуры, украшавшей церкви Верхнекамья и других областей Урала в XVIII — начале XX века.
Слайд 4
Саратовский художественный музей имени А. Н. Радищева
Уникальность музея:
Радищевский — единственный в стране музей, в котором старая западноевропейская живопись сопоставима
по уровню с коллекцией русского искусства.
Слайд 5
А.П.Боголюбов – художник, просветитель, меценат
Это первый за пределами
столиц общедоступный художественный музей в дореволюционной России. Он основан в 1885 году внуком
писателя Александра Радищева Алексеем Боголюбовым.
Покровитель Боголюбова Александр III разрешил отобрать из запасных фондов Эрмитажа некоторое количество картин. Вкус не подвел художника. Картины были отобраны первоклассные.
Слайд 6
Красноярский культурно-исторический музейный центр
Уникальность музея:
Это единственный в России
музей, умеющий быть чутким барометром актуальных артпроцессов.
Слайд 7
Поклонникам старины глубокой туда спешить незачем. А вот те,
кто привык следить за острыми темами современной жизни, за судьбой национальных
культур, сложными вопросами политики и религии, найдут для себя множество интересных проектов. В частности, с 1991 года Красноярский музейный центр методично занимается проблемами политических репрессий.
Слайд 8
Литературно-мемориальный музей-заповедник А. П. Чехова (Мелихово)
Уникальность музея:
Это
единственный у нас музей, в котором посетители чувствуют себя актерами театральной
постановки Серебряного века.
Слайд 9
Мелихово — главный и самый благополучный чеховский музей страны
Основатель: Юрий
Константинович Авдеев (1918-1987)
Сегодня Мелихово знаменито своими театральными фестивалями,
когда лучшие театры Москвы приезжают в усадьбу на уютную гастроль и ставят пьесы прямо в живых декорациях.
«Имение мое плохонькое, но зато окрестности великолепные», — говорил Чехов о Мелихове.
Слайд 10
Веранда главного усадебного дома сделана в мавританском стиле.
Флигель по архитектуре напоминает эскизы Ф.О. Шехтеля
Слайд 11
Уникальность музея:
Ясная Поляна — единственный из российских музеев, где
благодаря директору, потомку великого владельца старой усадьбы, восстановление былого
уклада жизни превращено в азартную концептуальную акцию.
Государственный мемориальный и природный заповедник Музей-усадьба «Ясная Поляна»
Слайд 12
О реконструкции культурной атмосферы, инициированной когда-то великим именем, позаботилось
руководство и другой знаменитой литературной усадьбы — Ясная Поляна в Тульской области.
Разветвленная система филиалов, мощная хозяйственная структура позволили директору Ясной Поляны праправнуку Льва Толстого Владимиру Толстому превратить весь округ в пространство масштабного эксперимента по воссозданию близкой ко времени Льва Николаевича целостной среды общения и возрождению его этических и эстетических принципов.
Слайд 13
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Уникальность музея:
Это единственное в России место, последовательно
поддерживающее имидж города-музея.
Слайд 14
Этот музейный комплекс включает главные памятники «старшего брата»
Москвы — Владимиро-Суздальского княжества.
В состав музея-заповедника входят памятники древних городов Владимира
и Суздаля, а также резиденция князя Андрея Боголюбского - село Боголюбово и заложенный в 1151 году Юрием Долгоруким первый белокаменный храм Владимиро-Суздальской Руси в селе Кидекша.
Успенский и Дмитриевский соборы во Владимире, церковь Покрова на Нерли — лучшее, что было создано зодчими Северо-Восточной Руси до татаро-монгольского нашествия.
Слайд 15
Ярославский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
Уникальность музея:
Это единственный
российский музейный комплекс, хранящий добрый десяток архитектурных ансамблей большого
города.
Лучший вид на Волгу — из музея
Слайд 16
Ярославский музей-заповедник является одним из старейших музеев древнего искусства
в России. Он был создан в 1865 году.
Сегодня заповедник опекает первостатейные
памятники: церкви средневековой Руси, являющиеся хрестоматийными для истории отечественного искусства.
Прежде всего — Спасо-Преображенский собор одноименного монастыря. Иконы и книги времени Ивана Грозного составляют экспозицию в бывших монастырских корпусах.
Слайд 17
Ярославский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
Слайд 18
Государственный музей-заповедник «Петергоф»
Уникальность музея:
Петергоф — единственный из наших музеев, сумевший
стать парадным портретом российского музейного дела.
Петергоф — не только музей, но и парк
Слайд 19
Основанная Петром I царская резиденция Петергоф была национализирована и превращена
в музей в 1918 году декретом Совета народных комиссаров. За советскую историю на долю
Петергофа выпали трудные испытания: во время Второй мировой его наполовину уничтожили фашисты
Сегодня Петергоф выделяется среди других петербургских императорских резиденций прежде всего безупречным внешним видом, отменным сервисом и перфекционизмом ведущихся реставрационных работ.
Слайд 20
Классные реставраторы реконструировали дворец и разбитый по проекту Растрелли в середине
XVIII века сад с фонтанами.
Слайд 21
Самарский художественный музей
Уникальность музея:
Музей тщательно собирал коллекцию русского
авангарда…
Слайд 22
Гордость музея — коллекция русского авангарда и современного искусства. Заслуга
ее формирования и сохранения принадлежит Анэтте Басс, чью миссию по спасению авангарда
и поддержке новых направлений в искусстве можно сравнить разве что с деятельностью легендарного директора Русского музея Василия Пушкарева, спасавшего картины Малевича, Татлина и Филонова в самые суровые годы советской реакции.
Анэтта Басс руководила музеем с 1958 по 2006 год — год своей кончины — и главной в своей работе сделала тему русского авангарда. В итоге за годы ее работы в музее фонд нового искусства стал одним из самых представительных среди российских галерей: там встречаются практически все главные имена 1910–20−х годов.
Слайд 23
Приговоренную к уничтожению кубофутуристическую картину Малевича 1913 года «Жизнь в большой
гостинице» сотрудники прятали в запасниках, буквально рискуя карьерой и благополучием.
Слайд 24
Краснодарский краевой художественный музей имени Ф. А. Коваленко
Уникальность
музея:
Краснодарский музей — единственный из музеев России, дающий надежду на стабилизацию культурной
жизни Северного Кавказа.
Слайд 25
Основатель Екатеринодарской картинной галереи Ф. А. Коваленко
Краснодарский краевой
художественный музей является одним из старейших музеев на Северном
Кавказе. Его основание связано с именем екатеринодарского купца и мецената Федора Акимовича Коваленко.
В течение нескольких десятилетий он собирал художественную коллекцию, которую в 1904 году безвозмездно передал в дар столице Кубани.
Слайд 26
Биография Коваленко
Родился 16 маяРодился 16 мая 1866Родился 16
мая 1866 в многодетной крестьянской семье. Закончил двухклассное училище.
В 1881Родился 16 мая 1866 в многодетной крестьянской семье. Закончил двухклассное училище. В 1881 году семья Коваленко перебралась в ЕкатеринодарРодился 16 мая 1866 в многодетной крестьянской семье. Закончил двухклассное училище. В 1881 году семья Коваленко перебралась в Екатеринодар, где отец отдал мальчишку рассыльным в бакалейный магазин купца Пяткова, где он дослужился до кассира. Работая кассиром, Федор начал приобретать книги, гравюры, картины. К 1890 году коллекция разрослась до таких размеров, что её владелец счел возможным устроить у себя на дому первую выставку.
Подвижнические труды Федора Акимовича закончились в 1919 г. — 9 февраля он скончался от тифа.
Слайд 27
Неожиданно для горожан Екатеринодара, на углу улиц Графской
и Красной возник, как по мановению волшебной палочки, великолепный
двухэтажный кирпичный особняк Батыр-Бека Шарданова.
Слайд 28
Кабардинский дворянин Батырбек Шарданов, выпускник Перербугского института путей
сообщения, плодотворно трудился на строительстве Российских железных дорог, а
открыв в себе талант архитектора, спроектировал и построил одно из замечательнейших зданий Екатеринодара (1905).
Инженер Шарданов являлся членом многих благотворительных обществ (Кубанского попечительного комитета о тюрьмах, например, и Кубанского войскового приюта для девиц ).
Но живопись, видимо, интересовала его в меньшей степени, поэтому в красивом доме картинная галерея смогла поселиться только за деньги. Но зато теперь и форма, и содержание музея гармонично прекрасны.
Слайд 29
Внешний нарядный декор здания носит, пожалуй, общий скульптурный
характер на кронштейнах, балконы с богатой лепниной, колонны в
ионическом стиле, барельефы в виде гирлянд и картушей, то интерьер особняка весьма оригинален. По сообщению старожилов, вся лепка в доме выполнена по рисункам самого Шарданова. Анфилада же комнат двух этажей будто специально создана для залов музея…
Хозяин постройки, обладая эстетическим вкусом, стремился к роскошному убранству, к барскому уюту и комфорту своего жилья. Здесь и декоративная живопись, и рельефные элементы цветочных гирлянд и венков. Столь же оригинален орнамент плафонов, разнообразных «по формам и ритму: то четкая, упругая, то плавная, струящаяся и текучая», как образно и точно пишет искусствовед Н.Л. Панаиоти
Слайд 30
В 1907 году верхний этаж особняка Шарданова был
арендован городской управой для размещения картинной галереи имени Ф.А.
Коваленко
Слайд 31
С 1924 года картинная галерея стала носить название
Краснодарский краевой художественный музей имени А.В. Луначарского.
Последующие два
десятилетия стали один из самых ярких периодов в формировании коллекции музея. В это время в качестве помощи провинциальным музеям Государственный Эрмитаж, Русский музей, Третьяковская галерея, Государственный музейный фонд и некоторые другие столичные музеи передали музею достаточно ценные произведения.
Слайд 33
Валентин Серов. Портрет Е.А. Красильщиковой.
1906. Холст, пастель.
Краснодарский
краевой художественный музей
им. Ф.А. Коваленко, Краснодар,
В 1925
году холст был передан в коллекцию Краснодарского краевого художественного музея имени А. В. Луначарского.
Елизавета Алексеевна Красильщикова (1879 -1959) - представительница богатой московской купеческой семьи.
Фигура Красильщиковой дана в рост крупным планом. Особое внимание уделяется позе и жесту. В трактовке образа чувствуется претензия модели на светскость, апломб европеизированного московского купечества начала XX века.
"Портрет Е.А. Красильщиковой" - одно из немногих произведений В.А. Серова, написанных в этом жанре в технике пастели.
Слайд 34
Среди представленных художников такие знаменитые имена, как Д.Г.
Левицкий, В.Л. Боровиковский, С.Ф. Щедрин, В.А.Тропинин, А.Г. Венецианов, И.К.
Айвазовский, И.Н. Крамской, И.Е. Репин, И.И. Шишкин, В.А. Серов, П.П. Кончаловский и многие другие.
Слайд 35
Музей в годы войны. 1941 - 1945 гг.
В
годы Великой Отечественной войны Краснодарскому художественному музею удалось избежать
тотального разграбления.
В 1942 году благодаря решительным и своевременным действиям директора А.К. Осиповой и старшего научного сотрудника М.П. Богоявленского значительная часть музейной коллекции была эвакуирована в Соликамск.
В 1944 г. все произведения вернулись в стены родного музея; была восстановлена экспозиция; здание музея существенно не пострадало.
Слайд 36
В 1993 году музею возвращено имя основателя
Федора Акимовича Коваленко, а на здании была установлена мемориальная
доска с его бюстом, созданная известным кубанским скульптором Александром Алексеевичем Аполлоновым.
С 2001 по 2004 гг. музей был закрыт на реконструкцию, благодаря которой зданию-памятнику "Особняк Шарданова" был возвращен первоначальный вид, залы отреставрированы и оснащены новым музейным оборудованием.
Сейчас музей занимает "Дом инженера Б. Шарданова" - памятник архитектуры федерального значения начала ХХ века (ул. Красная, 13) и "Екатеринодарскую контору Госбанка" - памятник архитектуры рубежа ХIХ и ХХ веков (ул. Красная, 15)
Слайд 37
В 2007 году открыт Информационно-образовательный центр "Русский музей:
виртуальный филиал"
Виртуальный филиал "Русского музея": На втором этаже
музея - компьютерный класс и мультимедийный кинотеатр.
Здесь проводятся занятия для детей и взрослых по методикам Российского центра музейной педагогики и детского творчества, известного во всем мире.
Посетители могут познакомиться с сайтом Русского музея и другими интернет-ресурсами, связанными с культурным наследием России и мировой художественной культурой — свыше 200 мультимедийных программ, записанных на CD и DVD.
Слайд 38
Собрание музея
Собрание музея насчитывает более 11 000 единиц
хранения. Наиболее ценные коллекции:
Русский авангард — 54 предмета.
Японская
цветная ксилогрофия (XVIII — сер. XIX в.) — 190 предметов.
Искусство Нидерландов XVI в. — 50 предметов.
Собрание академика Л.Ф. Ильичева. Русская и советская живопись — 85 предметов.
Коллекция экслибриса (XVIII — XX вв.) — 2474 предмета.