веке ставило
вопрос «Каким быть будущему обществу?»
В XIX
веке оформились 3 основных политических учения Либерализм
Социализм
Консерватизм
FindSlide.org - это сайт презентаций, докладов, шаблонов в формате PowerPoint.
Email: Нажмите что бы посмотреть
Либерализм
Социализм
Консерватизм
Принципы либерализма
Право на жизнь, свободу,
собственность
Равенство всех перед законом
Свобода слова, печати,
собраний
Участие всего общества в
управлении государством
Разделение ветвей власти,
парламентаризм
В экономике – свободный рынок,
конкуренция, не вмешательство государства
в управлении экономикой
В 70-е гг. XIX века –
«новые либералы»
Государство должно
проводить реформы
для избежания
революций – в
интересах беднейших
слоев населения
Уильям
Гладстоун
Основные труды: «Введение в основания нравственности и законодательства».
Популярность Бентама выходила далеко за границы Англии. Так, российский император Александр I требовал от своей Комиссии по разработке нового законодательства, чтобы во всех сомнительных случаях она обращалась к Бентаму за советами. В то же время у Бентама было много оппонентов, а его идеи всегда вызывали ожесточенные споры. Так, русский писатель В. Ф. Одоевский посвятил этой теме специальный памфлет-утопию «Город без имени» (1839), где изобразил страну Бентамию, с тем, чтобы показать нежизнеспособность утилитаристской морали.
Индивиду от природы присущи добродетель и потребность ее реализации. В общественной жизни люди учитывают взаимные интересы, дисциплинируя свой эгоизм, развивая нравственное чувство альтруизма.
Он выделил три вида индивидуальной свободы, которые не имеют никакого отношения к интересам общества:
1) свобода совести (абсолютная свобода мысли, чувства, мнения);
2) свобода выбора преследования той или иной цели, свобода устраивать свою жизнь сообразно своему личному усмотрению;
3) свобода действовать сообща с другими индивидуумами в реализации общих целей, не вредных другим людям.
Индивидуальная свобода обезопасит общество от тирании власти
Стержень политико-теоретических конструкций Констана — проблема индивидуальной свободы.
Бенджамина Констан
Основные идеи
Цель существования государства как такового — служение обществу. Оно является средством для развития индивида.
Главные функции государства обеспечения внутренней и внешней безопасности граждан.
Вильгельм фон Гумбольдт
Принципы консерватизма
Традиционные ценности:
религия, монархия, культура
Сильная власть государства
Идея национального
величия
Идея социального
неравенства
Защита государством
частной собственности
В 70-е гг. XIX века консерваторы, опасаясь
влияния либералов, соглашаются на реформы
Бенджамин
Дизраэли
Отто фон
Бисмарк
Социальное и имущественное
равенство
Демократическая республика
Отсутствие эксплуатация
человека человеком и
социальное угнетение
Анри
Сен-Симон
Шарль
Фурье
Роберт
Оуэн
Первые европейские социалисты
В своих произведениях пытались создать
общество всеобщего равенства
Считал недостатками капитализма: анархию производства, продажность чиновников, антидемократический характер парламентской системы.
Утверждал, что в будущем обществе производство будет вестись по плану и обеспечивать благополучие народа.
Фурье предпринял попытку соединить теорию с практикой социального реформирования в масштабах отдельных общин, кооперативов, форм организации справедливого и гуманного производства.
Практически он разработал план организации ассоциаций.
Стоит у истоков профсоюзного движения.
Человек — продукт среды. Р. Оуэн опирался на близкую философии Просвещения идею о решающем воздействии внешней среды на характер человека. Во всех недостатках современных людей виновата социальная среда, то есть капитализм, являющийся источником всех социальных бедствий. Общественные противоречия можно устранить путём распространения знаний, внедрения истины.
Основные идеи марксизма
Обнищание рабочих и богатство буржуазии ведёт к обострению классовой
борьбы, во главе которой должны стать социалистические партии.
В результате этой борьбы произойдет социалистическая революция, к власти
придет пролетариат.
Будет установлены общественная собственность на средства производства,
социальное и имущественное равенство, будет отсутствовать эксплуатация труда
1847 г. – «Манифест коммунистической партии» - учение о классовой борьбе,
социалистической революции, диктатуре пролетариата
В 90-е гг. XIX века он подверг суровой критике экономическое учение Маркса.
Он доказывал, что история ведёт не к углублению пропасти между магнатами
капитализма и пролетариатом, а к её заполнению; ожидание революции не
основательно и должно быть заменено верой в постепенную эволюцию,
ведущей постепенно к социализации общественного строя путем реформ.
Был убежденным сторонником марксизма