Слайд 2
Ремесло русской лаковой миниатюры начало свою историю в
1795 году, с первого производства табакерок из папье-маше. Технология
была завезена купцом П.И. Коробовым из Германии в глубокое Подмосковье в село Даниловка, что сейчас является частью села Федоскино. Именно в тех краях стало развиваться искусство лаковой миниатюры на табакерках, на которых изображался русский фольклор. Одним из ответвлений этого искусства является и палехская роспись.
Слайд 3
В Палехе издревле занимались мастера иконописцы. В селе,
куда сбегались жители Суздаля и Владимира от татаро-монгольского ига,
занимались иноконописанием целыми семьями, реставрацией соборов и церквей и даже Грановитой палаты Московского Кремля.
Палехская живопись на шкатулках, ларцах, пепельницах, брошках и игольницах появилась намного позже после революции.
Иван Голиков создал свою первую миниатюру «Адам в раю», золотые рисунки на черном фоне. Позже он вместе с родственником А.А. Глазуновым создали мастерскую с палехскими мастерами.
После успеха на выставках первых работ в Москве и Венеции была открыта артель древней живописи, а в 1933 Палехская художественная школа. За многие годы палехское искусство претерпевало взлеты и падения, но работы художников Палеха известны многим и не теряют своих приемников в работе. Палехская миниатюра возродилась в 1980 году и производство шкатулок с этой росписью существует и в современном 21 веке.
Слайд 4
Особенности палехской лаковой миниатюры узнаваемы среди множеств искусств.
Традиционные изображения былинных сюжетов, сказок, старинной жизни крестьян и
купцов характерны условными формами, вычерченными фигурами. Палитра цветов в миниатюрах отвечает старинным русский традициям, где сочетаются красные, желтые, и зеленые цвета, обильно усыпанные золотом, выполненные на черном фоне.
Слайд 6
Традиции создания лаковой миниатюры на шкатулках сохранили свою
технологию. Такая шкатулка делается в мастерских около двух месяцев.
Вначале делают папье-маше из картона и клейстера, прессуют, сушат примерно 10 дней, вымачивают в теплом льняном масле, затем высушивают и прессуют. Из этих болванок папье-маше вытачивают заготовки шкатулок, грунтуют красной глиной, зачищают, шлифуют несколько раз.
Слайд 7
Далее изделие уходит мастерам росписи, они наносят рисунок
в несколько этапов. Первым делом производят замалевку белым цветом,
затем нанесением цветных пятен. В конце прорисовываются контуры и отдельные детали, затем рисунок закрепляется лаком, после чего можно наносить золотом и серебром. После чего наносится несколько слоев лака, которые поэтапно полируются, пока изделие не будет достаточно ровным и гладким. Затем их складывают в мягкие упаковки.
Слайд 8
Работы палехских мастеров содержат сказочные сюжеты, изображающие сказки
Пушкина, в частности, сказка о рыбаке и рыбке, о
царе Салтане, Руслан и Людмила, а также другие народные сказки и былины для детей. Изображенные образы на рисунках легко узнаваемы: три богатыря, жар птица, ученый кот и вороные кони с золотыми гривами, а также другие сказочные персонажи, известные нам с детства.