Портрет
Портрет в искусстве означает изображение человека,
что согласуется с происхождением этого термина от французского – portrait от устаревшего -portraite – изображать сближающегося с trait pourtrait «черта в черту».
Портрет дает большие возможности для изображения человека во всей сложности совокупностей его духовного и физического облика, его индивидуальной неповторимости и типичности, его личностного и общественного «Я».
Слайд 3
Портретная живопись в истории развития общества занимала разные
положения, она рассматривалась:
как способ приближения божественного
лика
к земному человеку (Боттичелли, Леонардо да Винчи, Рафаэль и др.);
как способ отображения значимости, весомости вельможи (Эль Греко, Рубенс и др.).
как «зеркало души человеческой» (Веласкес, М.И. Врубель, И.И. Крамской, Рембрант, В.А. Серов, Хармс и др.)
Слайд 4
Актуализация портретной живописи:
Ознакомление детей дошкольного возраста с изобразительным
искусством, развитие их творческой деятельности особенно актуально сегодня, в
период перехода в дошкольном детстве на предшкольное образование. В связи с этим актуализируются проблемы художественного восприятия и образования детей.
При личностно-ориентированной модели образования портрет является тем жанром, который собирает, фокусирует представления о доминирующей идее личности своего времени. Это пластический образ индивидуального познания эпохи, форма самопознания личности. Человек постоянно смотрится в зеркало портрета, обретая в нем самоидентичность и этические ориентиры.
Расширяя диапазон развития ребенка и увлекая его в мир искусства портрета, мы незаметно для него- развиваем способность к творчеству, к самопознанию и влияем на формирование личности ребенка.
аппарат исследования
Цель: Выявление педагогических условий способствующих творческому отражению детьми
представлений о мире человека в детском рисунке.
Объект: Процесс развития представлений об образе человека на основе портретной живописи.
Предмет: Педагогические условия передачи представлений о мире человека в детском рисунке.
Задачи:
Изучить философские психолого-педагогические исследования по проблеме отражения ребенком мира человека в рисовании.
Выявить особенности передачи представлений детьми о мире человека в рисунках.
Выявить педагогические условия развития и передачи представлений о мире человека в детском рисунке на основе портретной живописи.
Слайд 6
Научный аппарат исследования
Гипотеза: Развитие
представлений о мире человека в детском рисунке происходит более
эффективно при следующих педагогических условиях:
развитие эстетического отношения к образу человека как объекту социума, интереса к нему;
формировании умений распознать эмоциональное состояние человека в реальной жизни и искусстве портрета, выражать свои чувства и эмоции при помощи движений, мимики, слова, рисунка;
ознакомление детей с разнообразными способами рисования человека;
приобретение ребенком познавательного и нравственного опыта гуманных отношений через восприятие художественного образа в искусстве и через взаимодействие ребенка с окружающим его социумом;
создание эстетически развивающей среды, включающей искусство портрета.
Слайд 7
Портретную живопись рассматривали педагоги (В.А.Езикеева, , Т.С.Комарова, Р.Г.
Казакова и другие) :
Актуальность рассматриваемой проблемы в трудах ученых,
обусловлена ролью искусства в приобщении детей к духовным ценностям, значением его в нравственно-эстетическом воспитании и формой познания и объяснения ребенком окружающего мира.
Слайд 8
В.А. Косминская, Р.А. Мирошкина, Н.Б. Халезова портрет рассматривали:
Как
средство развития представлений ребенка о живописи, как средство обогащения
выразительности детских рисунков. Отсутствуют исследования, изучающие портрет как способ познания другого, а через него и себя.
Слайд 9
Восприятие ребенком образа другого человека была затронута в
работах педагогов-психологов А.А.Бадалева, А.В. Запорожца, В.П. Зинченко, А.И. Леонтьева,
Т.А. Репиной, П.М. Якобсон и др.
Ученые утверждают, что представление о себе, как любое представление берет начало в восприятии. Процесс чувственного восприятия был интерпретирован как особая деятельность по построению образа на основе общественного выработанной системы сенсорных эталонов и нормативных действий. Мнение ученых совпадает в том, что образ человека, как образ восприятия, представляет собой совокупность элементов, составляющих облик отражаемого человека. Черты лица, общий силуэт тела является важнейшими опознавательными признаками человека.
Слайд 10
Система опытно-экспериментальной работы по развитию представлений об образе
человека и отражению его в рисунке.
Методика 1. Тест
«Формирование представлений о красоте произведений живописи» (О.Дронова, Р.М.Чумичева).
Слайд 11
Методика 2. тест-беседа «Восприятие другого образа «Я», отраженного
в портрете»
Слайд 12
Методика 3. Тест «Автопортрет» (Л.В. Грабаровская)
Слайд 13
.Пути приобщения детей к портретному
искусству как основа развития
творчества в рисунке
Задачи:
Разработать занятия по восприятию портретной живописи и отражению в рисунке образа человека.
Определить развивающие технологии формирования у детей представлений о мире человека.
Развивать творческие умения передавать образ человека в рисунке.
Слайд 14
Пути приобщения детей к
портретному искусству
Цикл занятий, направленных
на ознакомление с портретной живописью
«Художник и его картина»,
«Портрет генерала А.И.Горчакова»,
«Женский портрет».
Слайд 15
Цикл занятий, направленных на восприятие сказочного образа и
отражение его в детских рисунках:
«Образ Бабы- Яги»
Слайд 16
Цикл занятий, направленных на восприятие сказочного образа и
отражение его в детских рисунках:
«Образ Водяного»
Слайд 17
Цикл занятий, направленных на восприятие сказочного образа и
отражение его в детских рисунках:
«Путешествие в страну сказок»
Слайд 18
Цикл занятий, направленных на отражение в рисунке собственного
«Я»»:«Мое настроение», «Поговорим о добре», «Какой Я».
Слайд 19
Цикл занятий, направленных на отражение в рисунке образа
взрослого человека: «Самая хорошая», «Моя любимая мама», «Моя семья».
Слайд 20
Результаты проведенной
работы
Цель: выявить особенности восприятия портретной живописи и отражение образа
человека в рисунке.
Задачи:
Выявить характер представлений детей о красоте произведений живописи, выявление особенностей художественного вкуса.
Изучить уровень развития особенностей понимания другого образа «Я», отраженного в портретной живописи.
Выявить особенности отношения ребенка к себе, его эмоционального состояния в отражении образа человека в рисунке.
Сравнительный анализ результатов констатирующего и итогового этапа эксперимента.
Слайд 21
Тест 1. «Формирование представлений о красоте произведений живописи».
Тест 2. «Восприятие образа другого «Я», отраженного в портрете.
Тест
3. «Автопортрет»
Слайд 22
Сравнение результатов констатирующего и
итогового этапа эксперимента