Слайд 2
Хохломская роспись, русский народный художественный промысел. Возник в
17 веке. Название происходит от села Хохлома. Декоративная роспись
на деревянных изделиях (посуда, мебель) отличается тонким растительным узором, выполненным красным и черным (реже зеленым) тонами и золотом по золотистому фону. Посуда Хохломы создает ощущение Жаркого пламени. Она практична и нарядна.
Слайд 3
Хохлома - это название старинного торгового села бывшей
Нижегородской губернии - теперь Горьковской области, куда привозили на
продажу деревянную расписную посуду.
Откуда же пришло к нам это диво?
Слайд 4
В народе рассказывают о чудо -мастере, который жил
в нижегородских лесах. Там в давние времена спасались от
гонений старообрядцы. Построил мастер дом в лесу на берегу реки и начал красить посуду. Его узорные чашки и ложки были похожи на золотые. Узнали об этом в Москве и послали за мастером царских солдат.
Слайд 5
Когда услышал об этом мастер, он позвал мужиков,
рассказал им секрет "золотой" посуды, а сам исчез...В XVII
веке этот промысел стали называть именем торгового села Хохлома, откуда по всей стране расходилась нарядная золотистая посуда. Здесь и сейчас бережно хранятся и развиваются традиции росписи посуды из дерева. На протяжении веков хохломские изделия были дешёвой деревянной посудой, но они украшали суровый крестьянский быт, вносили в него праздничность, нарядность.
Слайд 6
Хохлома стала уникальным промыслом благодаря технике получения золотого
цвета росписи без драгоценного металла. С этой техникой были
знакомы ещё иконописцы Древней Руси. Хохломские изделия делают из липы. Но не каждая липа подходит. Нужно знать, какое дерево выдержит обработку в печи и не растрескается.
Слайд 7
Сначала из липы вытачивают на токарном станке формы
изделий. Их просушивают, а потом покрывают жидким слоем местной
жирной глины. Изделия становятся похожими на глиняные. Это делают для того, чтобы дерево не впитывало масло. Затем изделия смазывают льняным маслом и просушивают, потом три-четыре раза покрывают олифой. В последний раз сушат не до конца, а так, чтобы пристал (приклеился) порошок алюминия, который заменил сравнительно дорогие серебро и олово. От алюминия изделия становятся блестящими, похожими на металлические. Они готовы для росписи
Слайд 8
Расписывают их масляными красками. А кисточки мастера делают
из хвоста белки. Такие кисточки могут делать и очень
тонкие и широкие мазки. Хохломские узоры наносят кистью без предварительной прорисовки орнамента карандашом. Каждый раз мастера создают дивные узоры, орнамент никогда не повторяется в точности, каждый вариант - новая импровизация. Не должно быть ни одного неверного движения, иначе всё придётся начинать заново.
Слайд 9
После росписи изделия покрывают лаком, а потом закаливают
в печах. Раньше их ставили в жаркие русские печи,
а сейчас больше используют электропечи. Под влиянием высокой температуры лак желтеет, а слой алюминия под лаком отливает золотым блеском. И вот деревянное изделие на наших глазах стало драгоценным, золотым.
Слайд 10
В хохломской росписи сочетаются красный и чёрный цвета
с золотом фона. Иногда их дополняют зелёный, коричневый, жёлтый
и оранжевый. Золотистый фон является ведущим. Огненно-красная краска придаёт теплоту золотистому фону, а чёрный цвет оттеняет его блеск. В качестве красной краски используют киноварь, а чёрная - обычная сажа
Слайд 11
Хохломская посуда не только красива, но и прочна,
по словам хохломских мастеров, она не боится "ни жару,
ни стужи" Даже в крутом кипятке не сойдёт лак и не поблёкнут краски.