Слайд 2
АТД «Дерево» - терминология (1)
Дерево (tree) T —
это набор узлов (node), хранящих элементы, состоящие в отношениях
«отцы и дети», со следующими свойствами:
T имеет особый узел r, называемый корнем данного древа (root of T);
каждый узел v этого Т, отличный от r, имеет родительский узел u.
В соответствии с приведенным определением дерево не может быть пустым,
Если узел и является родителем (parent) узла v, то v является дочерним (child) узлом и.
Узлы, дочерние для одного родителя, называются сестрами/братьями (siblings).
Узлы, имеющие один и более дочерних элементов, называются составными (internal), а не имеющие их — простыми (external) или листьями (leaves).
Предок (ancestor) узла - родительский узел, либо предок родителя этого узла.
v является потомком узла u, если u является предком v.
Ответвление (subtree) от дерева, корнем которого является узел v, это дерево, состоящее из потомков (descendent) v, включая сам узел v.
Слайд 3
АТД «Дерево» - терминология (2)
Дерево является упорядоченным (ordered),
если дочерние элементы каждого из узлов упорядочены, то есть
каждый из элементов можно определить как первый, второй, третий и т.д. Обычно изображаются слева направо.
Бинарным деревом (binary tree) называется упорядоченное дерево, в котором каждый из узлов имеет максимум два дочерних элемента. Бинарное дерево считается правильным (proper), если каждый узел не содержит ни одного или содержит два дочерних элемента. Дочерние элементы в таких узлах называют «правый» и «левый» (left child и right child). Ответвление, берущее начало из левого или правого элемента составного узла v, будет называться соответственно левым или правым ответвлением (left subtree и right subtree) узла v.
Слайд 4
Пример бинарного дерева – дерево решений
Слайд 5
Пример бинарного дерева, представляющего арифметическое выражение
((((3 + 1)
× 3) / (9 - 5) + 2)) -
((3 × (7 - 4)) + 6)
Слайд 6
АТД «Дерево»
В АТД «дерево» «узлы» будут представлены позициями
Для
«Дерева» определены следующие группы методов:
методы доступа (accessor method)
методы запроса
(query methods)
общие методы (generic method)
методы обновления (update methods)
Слайд 7
АТД «Дерево» - методы доступа
Root(): возвращает корень дерева.
Input:
нет; Output: позиция.
Parent(v): возвращает родителя узла v; ошибка, если
v является корнем.
Input: позиция; Output: позиция.
Children(v): возвращает итератор дочерних элементов узла v.
Input: позиция; Output: итератор объектов позиций.
Если дерево T упорядочено, то итератор Children(v) обеспечивает доступ к дочерним
элементам узла v в определенном порядке. Для простого узла v Children(v) – пустой
итератор.
Слайд 8
АТД «Дерево» - методы доступа
IsInternal(v): проверяет, является ли
v составным.
Input: позиция; Output: логическое значение.
IsExternal(v): проверяет, является ли
v простым.
Input: позиция; Output: логическое значение.
IsRoot(v): проверяет, является ли v корнем.
Input: позиция; Output: логическое значение.
Слайд 9
АТД «Дерево» - общие методы
Size(): возвращает количество узлов
в дереве.
Input: нет; Output: целое число.
Elements(): возвращает итератор всех
элементов, хранимых в узлах дерева.
Input: нет; Output: итератор объектов.
Positions(): возвращает итератор всех узлов дерева.
Input: нет; Output: итератор позиций.
Слайд 10
АТД «Дерево» - методы обновления
SwapElements(v,w): меняет местами элементы,
хранимые в узлах v и w.
Input: две позиции; Output:
отсутствует.
ReplaceElement(v,e): замещает на е и возвращает элемент, хранившийся в узле v.
Input: позиция и ее объект; Output: объект
Слайд 11
Структура интерфейсов для АТД «Дерево»
Слайд 12
Основные алгоритмы над деревьями
Предварительные допущения:
Методы доступа Root() и
Parent() выполняются за O(1) времени.
Метод доступа Children(v) требует O(cv)
времени, где cv — количество дочерних элементов v.
Методы запросов IsInternal(v), IsExternal(v) и IsRoot(v) также выполняются за O(1) времени.
Общие методы SwapElements(v) и ReplaceElement(v,e) требуют O(1) времени.
Общие методы Elements() и Positions(), возвращающие итераторы, выполняются за O(n) времени, где n — количество узлов в дереве.
Для итераторов, возвращаемых методами Elements(), Positions() и Children(v), методы HasNext(), NextObject() или NextPosition() выполняются за O(1) времени каждый.
Слайд 13
Основные алгоритмы над деревьями –
глубина узла
Глубина узла v
- количество предков v, исключая сам v.
Рекурсивное определение:
если v
— корень, то его глубина равна 0;
иначе глубина v равна 1+глубина родителя v .
public static int depth(InspectableTree T,
Position v)
{ if (T.IsRoot(v)) return 0;
else return 1 + depth(T, T.Parent(v));
}
Время выполнения depth(T,v) равно O(1 + dv), где dv - глубина узла v дерева Т. В худшем случае - O(n).
Слайд 14
Основные алгоритмы над деревьями - высота
Высота узла v
дерева Т:
если v является простым узлом, то высота v
равна 0;
Иначе высота v равна 1 + максимальная высота дочернего элемента узла v.
Высота дерева T равна высоте корня Т.
Утверждение. Высота дерева Т равна максимальной глубине простого узла дерева Т.
Слайд 15
Основные алгоритмы над деревьями – высота 1
public static
int height1(InspectableTree T)
{ int h = 0;
PositionIterator positer = T.Positions();
while (positer.HasNext())
{ Position v = positer.NextPosition();
if (T.isExternal(v)) h = Math.Max(h, depth(T, v));
}
return h;
}
Слайд 16
Основные алгоритмы над деревьями – высота 2
public static
int height2(InspectableTree T, Position v)
{ if (T.IsExternal(v)) return
0;
else
{ int h = 0;
PositionIterator children = T.Children(v);
while (children.HasNext())
h = Math.Max(h, height2(T, children.NextPosition()));
return 1 + h;
}
}
Время выполнения height2 для корня дерева T равно O(n), где n — количество узлов Т.
Слайд 17
Проход дерева
Проход (traversal) – систематическая процедура, в ходе
которой каждый узел дерева обрабатывается ровно 1 раз.
В первую
очередь рассмотрим:
прямой проход;
обратный проход.
Слайд 18
Прямой проход (preorder)
Алгоритм preorder(T,v):
выполнить "обращение"
к узлу v
for для каждого узла w, дочернего к
v do
выполнить preorder(T,w)
public static String preorderPrint(InspectableTree T, Position v)
{ String s=v.GetElement().ToString();
PositionIterator children = T.Children(v);
while (children.HasNext())
s += "" + preorderPrint(T, children.NextPosition());
return s;
}
Вычислительная сложность – O(n)
Слайд 19
Обратный обход (postorder)
Алгоритм postorder(r,v):
for для каждого узла w,
дочернего к v do
выполнить postorder(T,w)
выполнить «обращение» к узлу v
public
static String postorderPrint(InspectableTree T, Position v)
{ String s = "";
PositionIterator children = T.Children(v);
while (children.HasNext())
s += postorderPrint(T, children.NextPosition()) + ""; s += v.Element();
return s;
}
Вычислительная сложность – O(n)
Слайд 20
Прямой и обратный проходы
Прямой: 2 4 7 1
5 3 8 6 9
Обратный: 7 1 4 8
6 3 9 5 2
Когда требуется прямой или обратный проход?
Слайд 21
Бинарное дерево
Правильное бинарное дерево - упорядоченное дерево, в
котором каждый составной узел имеет два дочерних элемента.
Три дополнительных
метода доступа:
LeftChild(v): возвращает левый дочерний элемент узла v; ошибка возникает, если v — простой узел.
Input: позиция, Output: позиция.
RightChild(v): возвращает правый дочерний элемент узла v; ошибка возникает, если v — простой узел.
Input: позиция, Output: позиция.
Sibling(v): возвращает соседний узел (брата) узла v; ошибка возникает, если v - корень.
Input: позиция, Output: позиция.
Слайд 22
Структура интерфейсов для АТД «Бинарное дерево»
Слайд 23
Свойства бинарного дерева
Уровень d дерева Т - все
узлы дерева Т, расположенные на одной глубине d.
Уровень
d бинарного дерева содержит максимум 2d узлов
Слайд 24
Свойства бинарного дерева
Утверждение 6.3. Допустим, T является бинарным
(правильным) деревом с количеством узлов n и высотой h.
Тогда T имеет следующие свойства:
1) количество простых узлов дерева T - [h+1, 2h]
2) количество составных узлов дерева T - [h, 2h-1]
3) общее количество n узлов дерева Т - [2h - 1, 2h+1 – 1]
4) высота дерева T - [log(n+1)-1, (n-1)/2]
Слайд 25
Свойства бинарного дерева
Операция RemoveAboveExternal(w), удаляющая простой узел и
его родителя и иллюстрирующая обоснование утверждения 6.4
Утверждение 6.4. В
бинарном (правильном) дереве T количество простых узлов на единицу больше количества составных узлов.
Слайд 26
Прямой проход бинарного дерева
Алгоритм binaryPreorder(T, v):
выполнить
обращение к узлу v
if v составной узел
then
{рекурсивное прохождение левой ветви}
binaryPreorder(T, T.LeftChild(v))
{рекурсивное прохождение правой ветви}
binaryPreorder(T, T.RightChild(v))
Слайд 27
Поисковые бинарные деревья
Бинарное поисковое дерево - дерево, в
котором каждый составной узел v содержит элемент е, так
что элементы, хранимые в левой ветви v, меньше или равны е, а элементы, хранимые в правой ветви v, больше или равны е. Простые узлы не содержат элементов (null- ссылка).
Время поиска в бинарном поисковом дереве [O(log n), О(n)]
Слайд 28
Обратный проход бинарного дерева
Алгоритм binaryPostorder(T, v):
if
v составной узел then
{рекурсивное прохождение
левой ветви}
binaryPostorder(T, T.LeftChild(v))
{рекурсивное прохождение правой ветви}
binaryPostorder(T, T.RightChild(v))
выполнить обращение к узлу v
Алгоритм evaluateExpression(T, v):
if v составной узел, хранящий оператор о, then
х ← evaluateExpression(T, T.LeftChild(v))
у ← evaluateExpression(T, T.RightChild(v))
return x о у
else
return значение, хранимое в v
Слайд 29
Симметричный проход бинарного дерева
Алгоритм Inorder(T, v):
if
v составной узел then
{рекурсивное прохождение
левой ветви}
inorder(T, T.LeftChild(v))
выполнить обращение к узлу v
if v составной узел then
{рекурсивное прохождение правой ветви}
inorder(T, T.RightChild(v))
Слайд 30
Вычисление схемы бинарного дерева
x(v) равно количеству узлов, пройденных
до обращения к v при симметричном проходе дерева Т;
y(v)
равно глубине узла v в дереве Т.
Слайд 31
Унифицированная среда прохода дерева
Алгоритмы прохода дерева унифицируются в
виде единого обобщенного подхода при отсутствии требования об одноразовом
обращении к узлу. Полученный в результате метод прохода будет называться «проходом по Эйлеру» (Euler tour traversal)
Каждый узел v дерева Т при эйлеровом проходе будет встречаться трижды:
«слева» (до прохода вдоль левой ветви v);
«снизу» (когда окажемся между двумя ветвями v);
«справа» (при проходе вдоль правой ветви v).
Если узел v простой (пустой), то эти обращения выполняются одновременно.