Слайд 2
ПЛАН УРОКА:
Кодирование – обработка информации
Три способа кодирования текста
Кодирование
символьной информации в ЭВМ
Кодирование числовой информации в ЭВМ
Представление графической
информации в ЭВМ
Представление звука в ЭВМ
Слайд 3
Кодирование информации
Кодирование информации – это преобразование информации в
символьную форму, удобную для хранения, передачи и обработки. Обратное
преобразование называется Декодированием.
Слайд 4
Способ кодирования зависит от цели, ради которой
оно осуществляется:
сокращение записи;
засекречивание (шифровка) информации;
удобства обработки (например,
в компьютере вся информация кодируется двоичными кодами);
удобства передачи информации (например, Азбука Морзе)
Слайд 6
Способы кодирования текста
Графический – с помощью специальных рисунков
и символов;
Числовой – с помощью чисел;
Символьный – с помощью
символов того же алфавита, что и исходный текст.
Слайд 7
Числовой способ кодирования
Пример 2. Зашифрованная пословица.
Чтобы рубить дрова
нужен
а чтобы полить огород –
Рыбаки сделали
во льду
и стали ловить рыбу.
Самый колючий зверь в лесу – это
А теперь прочитайте пословицу:
14, 2, 3, 2, 7
10, 4, 5, 1, 6
3, 7, 2, 7, 8, 9, 11
12, 13
1, 2, 3, 4, 5, 1, 6
7, 8, 9, 10, 11
9, 4, 7, 4, 13, 12, 14
Слайд 8
Ответ:
КОПЕЙКА РУБЛЬ БЕРЕЖЁТ
Слайд 9
Пример 3.
Можно каждую букву заменить её порядковым номером
в алфавите:
Зашифруйте фразу:
Я УМЕЮ КОДИРОВАТЬ ИНФОРМАЦИЮ.
Слайд 10
Ответ:
33211463212165101816312030
1015221618141241032
Слайд 11
Пример 4. Дана кодировочная таблица(первая цифра кода –
номер строки, вторая – номер столбца):
С помощью этой кодировочной
таблицы:
а) зашифруйте фразу:
Я_УМЕЮ_РАБОТАТЬ_С_ИНФОРМАЦИЕЙ!_А_ТЫ?
б) расшифруйте текст:
25201538350304053835111503040038
Слайд 12
Ответ:
а) 34352113053335
1700011520002031351835
10142215171300241005454335
0035203038
Слайд 14
Символьный способ кодирования
А Б В Г Д Е
Ё Ж З И Й К Л М Н
О П
Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Пример 5. Шифр «Цезаря»
Этот шифр реализует следующие преобразование текста:
каждая буква исходного текста заменяется третьей после неё буквой в алфавите, который считается написанным по кругу.
Используя этот шифр:
- зашифруйте слова:
ИНФОРМАЦИЯ, КОМПЬЮТЕР, ЧЕЛОВЕК.
- расшифруйте слово
НУЛТХСЁУГЧЛВ.
Слайд 15
Пример 6.
Шифр «Перестановки».
Кодирование осуществляется перестановкой букв
в слове по одному и тому же общему правилу.
Восстановите
слова и определите правило перестановки:
ЛБКО
ЕРАВШН
УМЫЗАК
АШНРРИ
РКДЕТИ
Слайд 16
Ответ:
ИНФОРМАЦИЯ – ЛРЧСУПГЩЛВ
КОМПЬЮТЕР – НСПТЯБХЗУ
ЧЕЛОВЕК - ЪЗОСЕЗН
Слайд 17
Ответ:
НУЛТХСЁУГЧЛВ - КРИПТОГРАФИЯ
Слайд 18
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ СИМВОЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ В ЭВМ
«Текстовая информация»=«Символьная информация»
Текст –
любая последовательность символов.
Символьный алфавит компьютера – множество символов, используемых
на ЭВМ для внешнего представления текстов
(буквы латинского и русского алфавитов, десятичные цифры, знаки препинания, специальные символы %, &, $, #, @ и др.)
Слайд 19
Символьная информация внутри компьютера кодируется двоичными числами
(двоичный алфавит - 0 и 1)
Последовательностью из одного знака
можно закодировать всего две буквы:
0 – А
1 - Б
Слайд 20
Последовательностью из двух знаков можно закодировать четыре
буквы:
00 – А
01 – Б
10 – В
11 – Г
Слайд 21
Трехзнаковой последовательностью можно закодировать уже восемь букв:
000
– А
001 – Б
010 – В
011 – Г
100 –
Д
101 – Е
110 – Ж
111 – З
ДЕДВЕЗЕЖА – 100 101 100 010 101 111 101 110 000
ГДЕВАЗА
Слайд 22
0000000
…………………………..
…………………………..
…………………………..
1111111
Семизначной последовательностью можно закодировать 27=128 символов.
Этого хватает,
чтобы закодировать сообщение на хорошем русском языке.
Именно таков отечественный
код КОИ-7
(Код Обмена Информацией)
Появление одного знака 0 или 1 в последовательности будем называть словом БИТ (от английского BInary digiT – двоичная цифра)
Слайд 23
Используя восьмибитный код можно закодировать 28=256 символов.
Символьный алфавит компьютера состоит именно из 256 символов.
Восьмибитный код
называется ASCII (American Standard Code for Information Intercherge – Американский Стандартный Код Обмена Информацией)
Благодаря восьмибитному кодированию можно использовать в тексте и прописные и строчные буквы как русского так и латинского алфавитов, знаки препинания, цифры и специальные символы &, $, #, @, % и др.
Слайд 24
Существует 256 всевозможных 8-разрядных комбинаций, составленных из
0 и 1:
от 00000000 до 11111111, которые представлены
в таблице кодировок.
Таблица кодировок – это стандарт, ставящий в соответствие каждому символу алфавита свой порядковый номер от 0 до 255, двоичный код символа – это его порядковый номер в двоичной системе счисления.
Т.е. таблица кодировок устанавливает связь между
внешним символьным алфавитом компьютера
и внутренним двоичным представлением.
Слайд 25
Таблица стандартной части кода ASCII
Слайд 26
Таблица альтернативной части кода ASCII
Слайд 27
UNICODE – новый международный стандарт символьного кодирования.
Это 16-битное
кодирование, т.е. на каждый символ отводится 16 бит (2
байта) памяти.
Сколько символов можно закодировать, используя UNICODE?
Слайд 28
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ЧИСЛОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
Числа в памяти ЭВМ хранятся в
двух форматах:
формат с фиксированной точкой (целые числа);
формат с плавающей
точкой (десятичные дроби).
Под точкой понимается знак разделения целой и дробной части числа.
Слайд 29
Чтобы получить внутреннее представление целого положительного числа N
в формате с фиксированной точкой нужно:
Перевести число N в
двоичную систему счисления;
Полученный результат дополнить слева незначащими нулями до 16 разрядов.
Пример 7. Получить внутреннее представление числа N=1607
Слайд 30
Для записи внутреннего представления целого отрицательного числа (-N)
нужно:
Получить внутреннее представление положительного числа N;
Получить обратный код этого
числа заменой 0 на 1 и 1 на 0;
К полученному числу прибавить 1.
Пример 8. Определим по этим правилам внутреннее представление числа –1607.
Слайд 31
Решение:
160710 = 110010001112
Внутреннее представление этого числа в машинном
слове будет следующим:
0000 0110 0100 0111
в сжатой шестнадцатеричной
форме этот код запишется так: 0647
Слайд 32
Решение:
160710 = 110010001112
0000 0110 0100 0111
1111 1001
1011 1000
+1
____________________________________________________
1111 1001 1011 1001
Слайд 33
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ГРАФИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ
Существует два подхода к решению проблемы
представления изображения на компьютере:
РАСТРОВЫЙ подход предполагает разбиение изображения на
маленькие одноцветные элементы – видеопиксели, которые, сливаясь, дают общую картинку.
ВЕКТОРНЫЙ подход разбивает всякое изображение на геометрические элементы: отрезки прямой, эллиптические дуги, фрагменты прямоугольников, окружностей и пр. При таком подходе видеоинформация – это математическое описание перечисленных элементов в системе координат, связанной с экраном монитора.
Слайд 34
Растровый подход универсальный, т.е. он применим всегда, независимо
от характера изображения. На современных ПК используется только растровые
дисплеи, работающие по принципу построчной развертки изображения.
Все разнообразие цветов, которое мы видим на экране компьютера достигается смешиванием всего лишь трёх основных цветов: красного, зеленого и синего, так называемая RGB-цветовая модель (Red, Green, Blue). Любой другой цвет характеризуется тем, какая в нем доля красного, зеленого и синего цветов
Слайд 35
Восьмицветная палитра
Пример 9. Смешиванием каких цветов получается розовый
цвет?
Пример 10. Известно, что коричневый цвет получается смешиванием красного
и зеленого цветов. Какой код у коричневого цвета?
Слайд 36
Шестнадцатицветная палитра кодируется 4 битами по принципу
«ИКЗС», где И – бит интенсивности, дополнительный бит, управляющий
яркостью цвета.
Это те же 8 цветов, но имеющие два уровня яркости.
Например, если в 8-цветной палитре код 100 обозначает красный цвет, то в 16-цветной палитре:
0100 – красный, 1100 – ярко красный цвет;
0110 – коричневый, 1110 – ярко-коричневый
(желтый)
Слайд 37
Палитры большего размера получаются путем раздельного управления
интенсивностью каждого из трёх базовых цветов. Для этого в
коде цвета под каждый базовый цвет цвет выделяется более одного бита.
Например, структура восьмибтного кода для палитры из 256 цветов такая: «КККЗЗЗСС»
Связь между разрядностью кода цвета – b
и количеством цветов – К (размером палитры)
выражается формулой К=2b.
Разрядность кода цвета – b принято называть
битовой глубиной цвета.
Так называемая естественная палитра цветов получается при b=24, для такой битовой глубины палитра включает более 16 миллионов цветов (224 = 16 777 216)
Слайд 38
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ЗВУКА
Основной принцип кодирования звука, как и кодирование
изображения, выражается словом «дискретизация»
Физическая природа звука – это колебания
в определенном диапазоне частот, передаваемые звуковой волной через воздух (или другую упругую среду)
Слайд 39
Процесс преобразования звуковых волн в двоичный код в
памяти компьютера
Звуковая волна
МИКРОФОН
ПАМЯТЬ ЭВМ
Двоичный код
АУДИОАДАПТЕР
Переменный электрический ток
Слайд 40
Процесс воспроизведения звуковой информации, сохраненной в памяти компьютера
ПАМЯТЬ ЭВМ
Двоичный код
Звуковая волна
АКУСТИЧЕСКАЯ
СИСТЕМА
АУДИОАДАПТЕР
Электрический сигнал
Слайд 41
АУДИОАДАПТЕР (Звуковая плата) – специальное устройство, подключаемое к
компьютеру, предназначенное для преобразования электрических колебаний звуковой частоты в
числовой двоичный код при выводе звука и для обратного преобразования (из числового кода в электрические колебания) при воспроизведении звука.
Слайд 42
В процессе записи звука аудиоадаптер с определенным
периодом измеряет амплитуду электрического тока и заносит в регистр
двоичный код полученной величины. Затем двоичный код из регистра переписывается в оперативную память компьютера.
Качество компьютерного звука определяется характеристиками аудиоадаптера:
частотой дискретизации и разрядностью.