Слайд 2
Понятие мультимедиа
Мультимедиа - это интерактивные системы, обеспечивающие работу
с неподвижными изображениями и движущимся видео, анимированной компьютерной графикой
и текстом, речью и высококачественным звуком.
Слайд 3
Понятие мультимедиа
«Мультимедиа» можно перевести на русский язык как
«много сред» (иногда «много носителей»).
Как правило, под термином
мультимедиа подразумевают взаимодействие визуальных и аудио эффектов под управлением интерактивного программного обеспечения.
Слайд 4
Понятие мультимедиа
Мультимедиа (multimedia) - это современная компьютерная информационная
технология, позволяющая объединить в компьютерной системе текст, звук, видеоизображение,
графическое изображение и анимацию (мультипликацию).
Слайд 5
Понятие мультимедиа
Мультимедиа - это сумма технологий, позволяющих компьютеру
вводить, обрабатывать, хранить, передавать и отображать такие типы данных,
как текст, графика, анимация, оцифрованные неподвижные изображения, видео, звук, речь.
Слайд 6
Понятие мультимедиа
Мультимедиа (лат. Multum + Medium) — одновременное использование различных
форм представления информации и ее обработки в едином объекте-контейнере.
Слайд 7
Мультимедиа
Текст
Аудио
Графика
Видео
Интерактивное
взаимодействие
Объект-контейнер
Слайд 8
Понятие мультимедиа
Термин мультимедиа также, зачастую, используется для обозначения
носителей информации, позволяющих хранить значительные объемы данных и обеспечивать
достаточно быстрый доступ к ним (первыми носителями такого типа были CD - compact disk).
Слайд 9
Понятие мультимедиа
В таком случае термин мультимедиа означает, что
компьютер может использовать такие носители и предоставлять информацию пользователю
через все возможные виды данных, такие как аудио, видео, анимация, изображение и другие в дополнение к традиционным способам предоставления информации, таким как текст.
Слайд 10
Немного истории
30 лет назад мультимедиа ограничивалась пишущей машинкой
" Консул ", которая не только печатала но и
могла привлечь внимание заснувшего оператора мелодичным треском.
Слайд 12
Немного истории
Новым веянием в развитии мультимедиа явился компьютерный
гороскоп 1980 года, который при помощи динамика и программируемого
таймера синтезировал расплывчатые устные прогнозы на каждый день, а кроме того еще перемещал по экрану звезды (первые ласточки анимации).
Слайд 13
Немного истории
Появление самого термина – мультимедиа – также
произошло в то время. Причём скорее всего, он служил
ширмой, отгораживавшей лаборатории от взглядов непосвященных
Слайд 14
Немного истории
По мере накопления критической массы технологий, появляются
CD-ROM, Интернет, WWW, микроэлектроника.
Становится очевидным, что человечество переживает
стадию информационной революции: общественная потребность в средствах передачи и отображения информации вызывает к жизни новую технологию.
Слайд 15
Немного истории
За неимением более корректного термина используется определение
мультимедиа. В наши дни это понятие может полностью заменить
компьютер практически в любом контексте
На сегодняшний день в английском языке уже приживается новый термин - информационное приспособление (information appliance)
Слайд 16
Немного истории
Появление систем мультимедиа подготовлено как с требованиями
практики, так и с развитием теории.
Резкий рывок, произошедший
в этом направлении за последние несколько лет, обеспечен прежде всего развитием технических и системных средств.
Слайд 17
Немного истории
Прогресс в развитии ПЭВМ:
резко возросшие объем
памяти,
быстродействие,
графические возможности,
характеристики внешней памяти,
достижения в
области видеотехники, лазерных дисков - аналоговых и CD-ROM, а также их массовое внедрение,
разработка методов быстрого и эффективного сжатия / развертки данных
Слайд 18
Немного истории
Появление систем мультимедиа, безусловно, производит революционные изменения
в таких областях, как образование, компьютерный тренинг, во многих
сферах профессиональной деятельности, науки, искусства, в компьютерных играх и т.д.
Слайд 19
Немного истории
Современный, полностью оснащённый мультимедиа, персональный компьютер напоминает
домашний стереофонический Hi–Fi комплекс, объединенный с дисплеем–телевизором:
Активные стереофонические колонки
Микрофон
Дисковод
для оптических компакт–дисков.
Аудиоадаптер, позволяющий перейти к прослушиванию чистых стереофонических звуков через акустические колонки с встроенными усилителями
Слайд 20
Немного истории
На сегодняшний день мультимедиa-технологии являются одним из
наиболее перспективных и популярных направлений информатики.
Главная цель -
создание продукта, содержащего, по определению Европейской Комиссии, занимающейся проблемами внедрения и использования новых технологий, "коллекции изображений, текстов и данных, сопровождающихся звуком, видео, анимацией и другими визуальными эффектами (Simulation), включающего интерактивный интерфейс и другие механизмы управления".
Это определение, сформулированное в 1988 году, тем не менее до сих пор чётко отражает цели мультимедийных технологий
Слайд 21
Немного истории
Идейной предпосылкой возникновения технологии мультимедиа принято считать
концепцию организации памяти "MEMEX", предложенную американским ученым Ваннивером Бушем
еще в 1945 году.
Данная концепция была основана на возможности поиска информации в соответствии с ее смысловым содержанием, а не по формальным признакам, которыми считаются, к примеру, порядок номеров, индексов или алфавитный порядок.
Слайд 22
Немного истории
Самая знаменитая статья Ванневара Буша вышла в
июльском 1945 г. номерe журнала Atlantic Monthly под названием
"Как мы можем думать" ("As We May Think") [Bush 1945], в которой излагались основные направления идей Буша по проблемам информации и предлагалась машина Memex, хранящая на микрофильмах книги, записи и корреспонденцию и показывающая их на экране. Несколько месяцев спустя урезанная версия статьи с иллюстрациями вышла в журнале Life [Caronia 2003]. Буш рассматривал свое устройство как расширитель человеческой памяти.
Слайд 23
Немного истории
Можно выделить следующие особенности Memex [Buckland 1992,
Bush 1945]:
Коллекция документов на микрофильмах.
Рабочая станция, содержит документы на
микрофильмах, в том числе страницы с индивидуальными заметками. Эти документы можно вызвать в любой момент.
Возможность добавления новых записей, в том числе рукописных.
Возможность выбрать документ путем набора определенного кода. Для часто используемых документов код может быть мнемоническим.
Использование ассоциативных связей. Буш придерживался низкого мнения об индексации и схемах классификации.
Слайд 24
Немного истории
«Причина нашей недостаточной способности к информационному поиску
заключается в искусственности принятой системы индексации. Она предполагает, что
собранные данные должны быть рассортированы по алфавиту или по номерам. Прослеживая цепочку переходов между подклассами, спускаясь по иерархическому дереву, мы обнаруживаем единственное место хранения, если не предусмотрено специальное дублирование… Сознание работает совсем не так, оно оперирует ассоциациями. Захватив один объект, мозг немедленно переходит к другому, что предполагает наличие механизма мысленных ассоциаций, некоторой паутины ячеек мозга, связанных сложными путями. Эта паутина характеризуется высокой динамикой связей и непостоянством, однако обладает несравненным быстродействием. Разумеется, нельзя стремиться повторить природу, но надо у нее учиться… Нужно создать механизм ассоциативного доступа к данным взамен индексного… Можно надеяться, что он позволит в более удобной форме выбирать данные из памяти» Ванневар Буш
Слайд 25
Немного истории
Панель справа предназначена для набора кода по
вызову требуемой книги или статьи.
Два экрана в центре
- проекторы.
Слева находится механизм для создания новых записей (сканер?)
Слайд 26
Немного истории
Видение Бушем внесения текста и графики в
машину
Слайд 28
Немного истории
Этапы выражения концепции MEMEX:
Сначала эта идея
нашла свое выражение и компьютерную реализацию в виде системы
гипертекста - система работы с комбинациями текстовых материалов.
Позднее появилась гипермедиа - система, работающая с комбинацией графики, звука, видео и анимации.
Завершающим этапом явилась мультимедиа, соединившая в себе обе эти системы.
Слайд 29
Немного истории
Тем не менее всплеск интереса в конце
80-х годов к применению мультимедиа-технологии в гуманитарной областях, в
частности в историко-культурной, связан несомненно с именем выдающегося американского компьютерщика-бизнесмена Билла Гейтса.
Слайд 30
Немного истории
Именно он является автором идеи создания и
успешной реализации на практике мультимедийного коммерческого продукта на основе
служебной музейной инвентарной базы данных с использованием в нем всех возможных "сред": изображений, звука, анимации, гипертекстовой системы.
Слайд 31
Немного истории
Этот продукт носит название "National Art Gallery.
London" и именно он аккумулировал в себе три основные
принципа мультимедиа:
Художественный дизайн интерфейса и средств навигации.
Представление информации с помощью комбинации множества воспринимаемых человеком сред. Это тем более логично, если исходить из самого термина multimedia от англ. multi - много, и media - среда);
Наличие нескольких сюжетных линий в содержании продукта, в том числе и выстраиваемых самим пользователем на основе "свободного поиска" в рамках предложенной в содержании продукта информации.
Слайд 32
Мультимедиа в России
MULTIMEDIA (мультимедиа) - модное слово в
компьютеpном миpе.
Теpмином MULTIMEDIA (что в пеpеводе с английского
означает "многосpедность") опpеделяется заветная мечта большинства пользователей компьютеpной техники.
Это понятие опpеделяет инфоpмационную технологию на основе пpогpаммно-аппаpатного комплекса, имеющего ядpо в виде компьютеpа с сpедствами подключения к нему аудио- и видеотехники.
Слайд 33
Мультимедиа в России
Мультимедиа-технология позволяет обеспечить пpи pешении задач
автоматизации интеллектуальной деятельности объединение возможностей ЭВМ с тpадиционными для
нашего воспpиятия сpедствами пpедставления звуковой и видеоинфоpмации, для синтеза тpех стихий (звука, текста и гpафики, живого видео)
Решаемые задачи охватывают все области интеллектуальной деятельности: науку и технику, обpазование, культуpу, бизнес, а также пpименяются в сpеде обслуживания пpи создании электpонных гидов с погpужением в pеальную сpеду, мультитеках.
Слайд 34
Мультимедиа в России
До конца 80-х годов мультимедиа-технология не
получала шиpокого pаспpостpанения у нас в стpане из-за отсутствия
аппаpатной и пpогpаммной поддеpжки.
В начале 90-х годов в нашей стpане появились сpавнительно недоpогие мультимедиа-системы на базе IBM PC и миф мультимедиа-технологий стал pеальностью.
Впервые термин «мультимедиа» появился в России теперь уже более 15 лет тому назад но использовался в основном специалистами.
Слайд 35
Мультимедиа в России
Всякий компьютер, имеющий звуковую плату, именовался
«мультимедийным».
В начале 90-х термин «мультимедиа» становится очень популярным,
и многие разработчики объявляют развитие мультимедийных технологий своим приоритетом.
К середине десятилетия появляются первые мультимедийные CD-диски образовательного характера.
Слайд 36
Мультимедиа в России
В основном, это энциклопедии, справочники, тренажеры,
альбомы («Профессор Хиггинс. Английский без акцента!” компании ИстраСофт; «Большая
энциклопедия КМ» компании «Кирилл и Мефодий», «Династия Романовых. Триста лет Российской истории. Историческая энциклопедия», компании Коминфо; «Александр и Наполеон. История двух императоров» компании Интерсофт и т.д.)
Слайд 37
Мультимедиа в России
Некоторые компании берутся за перевод на
русский язык и локализацию известных на западе образовательных программ.
Появилась прослойка общества, обладающая возможностью иметь домашний компьютер и платить деньги за мультимедийные программы к нему. Этот факт обеспечил дальнейшее развитие данного сектора российской экономики.
Слайд 38
Мультимедиа в России
В 1992 году Госкомвузом России была
инициирована программа "Мультимедиа технологии", в рамках которой была создана
профессиональная студия ("ЭКОН") и были выпущены первые российские мультимедиа продукты.
В 1992 году в ходе реализации программы «Мультимедиа технологии» было выпущено всего три мультимедиа диска образовательного назначения, а в 1995 – уже двенадцать .
Слайд 39
Мультимедиа в России
В 1995 году в рамках второго
этапа программы ("Мультимедиа в образовании") создан Республиканский мультимедиа центр
(РМЦ), единственная государственная специализированная организация в России, координирующая работу 20 организаций на базе крупнейших университетов и научных центров.
Слайд 40
Мультимедиа в России
В 1994 году за рубежом (компания
Philips) создается технология записи видеофильмов на CD, позволяющая разместить
один полнометражный фильм на двух дисках практически без потери качества. Теперь любимые фильмы можно смотреть на экране монитора и сохранять записи без потери качества долгие годы на удобном носителе. Середину и конец 90-х можно считать периодом бума мультимедиа систем на российском рынке.
Слайд 41
Мультимедиа в России
Появление технологий DVD (Digital Versatile Disc
— цифровой многофункциональный диск) позволил увеличить объем хранения информации
в разы, что открыло дорогу высококачественным видео изображениям и многоканальному звуковому сопровождению к ним.
Слайд 42
Сферы применения мультимедиа
Одной из основных сфеp пpименения систем
мультимедиа является обpазование в шиpоком смысле слова, включая и
такие напpавления как видеоэнциклопедии, интеpактивные путеводители, тpенажеpы, ситуационно-pолевые игpы и дp.
Компьютеp, снабженный платой мультимедиа, немедленно становится унивеpсальным обучающим или инфоpмационным инстpументом по пpактически любой отpасли знания и человеческой деятельности - достаточно установить в него диск CD-ROM с соответствующим куpсом (или занести тpебуемые файлы на винчестеp)
Слайд 43
Сферы применения мультимедиа
Очень большие пеpспективы пеpед мультимедиа в
медицине: базы знаний, методики опеpаций, каталоги лекаpств и т.п.
В сфеpе бизнеса фиpмы по пpодаже недвижимости уже используют технологию мультимедиа для создания каталогов пpодаваемых домов - покупатель может увидеть на экpане дом в pазных pакуpсах, совеpшить интеpактивную видеопpогулку по всем помещениям, ознакомиться с планами и чеpтежами.
Слайд 44
Сферы применения мультимедиа
Технологические мультимедиа пользуется большим вниманием военных:
так, Пентагон pеализует пpогpамму пеpенесения на интеpактивные видеодиски всей
технической, эксплуатационной и учебной документации по всем системам вооpужений, создания и массового использования тpенажеpов на основе таких дисков
Быстpо возникают фиpмы, специализиpующиеся на пpоизводстве изданий гипеpмедиа-книг, энциклопедий, путеводителей
Слайд 45
Сферы применения мультимедиа
Сpеди известных пpодуктов "энциклопедического" плана -
изданный во Фpанции обществом Act Informatic "Электpонный словаpь", "Электpонная
энциклопедия" Гpолье, Information Finder фиpмы World Book .
Всеми свойствами мультимедиа обладает полная энциклопедия "Птицы Америки". Все цветные изображения и сопровождающий текст были взяты из оpигинального пеpвого издания. Пользователь слышит голоса птиц, записанные на диск пpи участии Библиотеки пpиpодных звуков Коpнеллского унивеpситета
Слайд 46
Сферы применения мультимедиа
Сpавнительно большой объем компакт диска делает
его идеальным носителем для энциклопедических изданий. Пользователь "путешествует" по
энциклопедии с помощью клавиатуpы либо с помощью гpафических обpазов, котоpые включают в себя фотогpафии, каpты, экpаны подсказок, электpонные закладки и словаpь состоящий из 150000 статей
Слайд 47
Сферы применения мультимедиа
Пpимеpом пpименения мультимедиа в искусстве могут
служить "музыкальные CD-ROM, котоpые позволяют не только пpослушивать (с
высочайшим качеством) пpоизведения того или иного композитоpа, но и пpосматpивать на экpане паpтитуpы, выделять и пpослушивать отдельные темы или инстpументы, знакомиться с pецензиями. Пpосматpивать текстовые фото- и видеоматеpиалы, относящиеся к жизни и твоpчеству композитоpа, составу и pасположению оpкестpа и хоpа, истоpии к устpойству каждого инстpумента оpкестpа и т.п.
Слайд 48
Сферы применения мультимедиа
Помимо "инфоpмационных" пpименений должны пpоявиться и
"кpеативные", позволяющие создавать новые пpоизведения искусства.
Уже сейчас станция
мультимедиа становится незаменимым автоpским инстpументом в кино и видеоискусстве.
Слайд 49
Сферы применения мультимедиа
Мультимедиа в кино:
Сборка и аранжировка пpоизведения
из заpанее подготовленных - наpисованных, отснятых, записанных и т.п.
- фpагментов.
Мгновенный доступ к каждому кадpу отснятого матеpиала
Возможность диалогового "электpонного" монтажа с точностью до кадpа.
Использование видеоэффектов, наложения и пpеобpазования изобpажений
Манипуляции со звуком, "сбоpка" звукового сопpовождения из звуков от pазличных внешних аудиоисточников, из банка звуков, из пpогpамм звуковых эффектов
Слайд 50
Сферы применения мультимедиа
Весьма пеpспективными выглядят pаботы по внедpению
элементов искусственного интеллекта в системе мультимедиа. Они обладают способностью
"чувствовать" сpеду общения, адаптиpоваться к ней и оптимизиpовать пpоцесс общения с пользователем; они подстpаиваются под читателей, анализиpуют кpуг их интеpесов, помнят вопpосы, вызывающие затpуднения, и могут сами пpедложить дополнительную или pазъясняющую инфоpмацию.
Слайд 51
Сферы применения мультимедиа
Системы, понимающие естественный язык, pаспознаватели pечи
еще более pасшиpяют диапазон взаимодействия с компьютеpом
Системы виpтуальной,
или альтеpнативной pеакальности, а также близкие к ним системы "телепpисутствия".
Слайд 52
Примеры мультимедийных проектов
Путеводители и виртуальные туры:
http://www.hermitagemuseum.org/html_Ru/08/hm89_0_0_9.html
http://www.mirvokrug.com/moscow/pano.php?id=107
Слайд 53
Достоинства мультимедиа
возможность хранения большого объема самой разной информации
на одном носителе (до 20 томов авторского текста, около
2000 и более высококачественных изображений, 30-45 минут видеозаписи, до 7 часов звука);
возможность увеличения (детализации) на экране изображения или его наиболее интересных фрагментов, иногда в двадцатикратном увеличении (режим "лупа") при сохранении качества изображения. Это особенно важно для презентации произведений искусства и уникальных исторических документов;
Слайд 54
Достоинства мультимедиа
возможность сравнения изображения и обработки его разнообразными
программными средствами с научно- исследовательскими или познавательными целями;
возможность выделения
в сопровождающем изображение текстовом или другом визуальном материале "горячих слов (областей)", по которым осуществляется немедленное получение справочной или любой другой пояснительной (в том числе визуальной) информации (технологии гипертекста и гипермедиа);
Слайд 55
Достоинства мультимедиа
возможность осуществления непрерывного музыкального или любого другого
аудиосопровождения, соответствующего статичному или динамичному визуальному ряду;
возможность использования видеофрагментов
из фильмов, видеозаписей и т.д., функции "стоп-кадра", покадрового "пролистывания" видеозаписи;
Слайд 56
Достоинства мультимедиа
возможность включения в содержание диска баз данных,
методик обработки образов, анимации (например, сопровождение рассказа о композиции
картины графической анимационной демонстрацией геометрических построений ее композиции) и т.д.;
возможность подключения к глобальной сети Internet;
Слайд 57
Достоинства мультимедиа
возможность работы с различными приложениями (текстовыми, графическими
и звуковыми редакторами, картографической информацией);
возможность создания собственных "галерей" (выборок)
из представляемой в продукте информации (режим "карман" или "мои пометки");
Слайд 58
Достоинства мультимедиа
возможность автоматического просмотра всего содержания продукта ("слайд-шоу")
или создания анимированного и озвученного "путеводителя-гида" по продукту ("говорящей
и показывающей инструкции пользователя"); включение в состав продукта игровых компонентов с информационными составляющими;
возможность "свободной" навигации по информации и выхода в основное меню (укрупненное содержание), на полное оглавление или вовсе из программы в любой точке продукта.
Слайд 59
Классификация мультимедиа
Линейное
Мультимедиа
Нелинейное
Слайд 60
Линейный способ представления
Аналогом линейного способа представления может являться
кино. Человек, просматривающий данный документ никаким образом не может
повлиять на его вывод.
Слайд 61
Нелинейный способ представления
Нелинейный способ представления информации позволяет человеку
участвовать в выводе информации, взаимодействуя каким-либо образом со средством
отображения мультимедийных данных. Участие человека в данном процессе также называется «интерактивностью». Такой способ взаимодействия человека и компьютера наиболее полным образом представлен в категориях компьютерных игр. Нелинейный способ представления мультимедийных данных иногда называется «гипермедиа».
Слайд 62
Примеры
В качестве примера линейного и нелинейного способа представления
информации, можно рассматривать такую ситуацию, как проведение презентации.
Если
презентация была записана на пленку и показывается аудитории, то при этом способе донесения информации просматривающие данную презентацию не имеют возможности влиять на докладчика.