Слайд 2
ЖУРНАЛИСТИКА В СОВРЕМЕННОМ СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
Журналистика – часть МК
Общая
основа МК
1) Общество индустриального типа, внешне достаточно сбалансированное, о
на деле насыщенное различиями и контрастами
Слайд 3
ЖУРНАЛИСТИКА В СОВРЕМЕННОМ СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
Журналистика – часть МК
Общая
основа МК
2) Каналы коммуникации доставляют информацию широкому кругу адресатов,
занимающих разное общественное положение
Слайд 4
ЖУРНАЛИСТИКА В СОВРЕМЕННОМ СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
Журналистика – часть МК
Общая
основа МК
3) Коллектив производителей продукции МК вырабатывает и выпускает
сообщения промышленным способом
Слайд 5
ЖУРНАЛИСТИКА В СОВРЕМЕННОМ СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
Функции журналистики
Информационная
Идеологическая (ценности, приоритеты
в конкретный период): выбор тем, подбор экспертов, статус размещения,
ракурс фото, тактика акцентов или умолчания и т.п.
Воздействующая
Слайд 6
ЖУРНАЛИСТИКА В СОВРЕМЕННОМ СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
Журналистика как деятельность
Виды
деятельности
Познавать
Осмыслять ценности
Конструировать новые идеальные объекты
(проектировать несуществующее, но желанное и
необходимое)
Общаться (межсубъектное отношение)
Слайд 7
ЖУРНАЛИСТИКА В СОВРЕМЕННОМ СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
Журналистика как деятельность
Виды
деятельности
Художественная деятельность
Конструировать новые идеальные объекты
(проектировать несуществующее, но желанное и
необходимое)
Общаться (межсубъектное отношение)
Слайд 8
ЖУРНАЛИСТИКА В СОВРЕМЕННОМ СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
Журналистика как деятельность
Познавательная
д.
Ценностно-ориентирующая д.
Художественная д.
Слайд 9
ЖУРНАЛИСТИКА В СОВРЕМЕННОМ СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
Журналистика как деятельность
Познавательная
д.
реализуется в информационной ф-ции Ж.: информация о фактах +
документальность текста
Пример: Как минский блогер выгнал из страны киргизского посла
Татьяна Янет 05.09.2012 slon.ru
http://slon.ru/world/bakiev_i_blogger-825977.xhtml
Слайд 10
ЖУРНАЛИСТИКА В СОВРЕМЕННОМ СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
Что нужно для того,
чтобы устроить крупный международный скандал с последующим разрывом дипломатических
отношений? Всего лишь держать при себе мобильный телефон во время обеда. Минский блогер и общественный активист Миша Пашкевич попробовал, и у него получилось. Трапезничая в столичном кафе, он сфотографировал телефоном человека, похожего на брата отставного киргизского президента Курманбека Бакиева – Жаныша. ‹…›
Слайд 11
ЖУРНАЛИСТИКА В СОВРЕМЕННОМ СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
И тут вдруг
одна фотография плохого качества, выложенная в «Фэйсбуке», приводит к
грандиозному скандалу между двумя странами. Киргизия отзывает своего посла из Белоруссии, решительно требует выдать Бакиевых, белорусское посольство в Бишкеке местные жители забрасывают камнями и требуют закрыть. Белорусский МИД при этом делает вид, что ничего особенного не происходит, своего посла не отзывает, но присутствие Бакиевых в Минске не подтверждает – мало ли кто что сфотографировал. Но ни киргизские спецслужбы, ни Интерпол, по линии которого также ищутся Бакиевы, не торопятся в Минск никого арестовывать.
Слайд 12
ЖУРНАЛИСТИКА В СОВРЕМЕННОМ СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
Похоже, что блогер
Миша вмешался своими неудобными фотографиями в какую-то политпьесу, нарушив
отрепетированный ход событий. И ему об этом уже вполне театрально намекнули. Через неделю после случившегося блогер снова решил подкрепиться, уже в другом заведении, и официантка принесла ему записку, написанную, по всем законам шпионских триллеров, на салфетке тут же испарившимся неизвестным мужчиной. Послание гласило: «Михаил, Вам привет от господина Бакиева».
Слайд 13
ЖУРНАЛИСТИКА В СОВРЕМЕННОМ СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
Журналистика как деятельность
Ценностно-ориентирующая
д.
Информация о фактах получает аксиологический коментарий (ценности политические, религиозные,
эстетические, этические, нравственные, художественные).
Слайд 14
ЖУРНАЛИСТИКА В СОВРЕМЕННОМ СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
Бакиевых отправил в
бега их собственный киргизский народ, который в 2010 году
взбунтовался против низкого уровня жизни на фоне бесконечного передела республики правящими кланами. При этом Жаныша ищут даже больше, чем Курманбека, потому что считают самым жестоким представителем семьи. Именно ему приписывают распоряжение открыть огонь по революционной демонстрации: 84 человека погибли, 1500 получили ранения. Также президентского брата обвиняют в организации столкновений между киргизами и узбеками в городе Ош, во время которых, по разным сведениям, погибло от 450 до 2000 человек.
Слайд 15
ЖУРНАЛИСТИКА В СОВРЕМЕННОМ СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
А белорусы теперь в
очередной раз с опаской предполагают наступление великого республиканского интернет-апокалипсиса
– быть блогером или пользователем соцсетей в стране не менее опасно, чем быть активным оппозиционером. Лукашенко хорошо известен своей нелюбовью к всемирной сети и разным электронным девайсам. Он величает интернет «мусоркой», считает, что «вай-фай» – матерное слово, и заявляет, что «не президентское это дело – в iPad пальцами тыкать».
Слайд 16
ЖУРНАЛИСТИКА В СОВРЕМЕННОМ СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
Личная неприязнь диктатора к
интернету стала государственной политикой. После прошлогодних летних акций «Революция
через социальную сеть», когда мирные протесты оборачивались массовыми задержаниями, а доступ к соцсетям в Белоруссии просто блокировался, началась новая волна охоты на интернет-ведьм: аресты, обыски и избиения модераторов антилукашенковских групп на сайте «ВКонтакте». В тюрьме успел побывать и блогер, который сфотографировал появление шведских плюшевых мишек в небе республики.
Слайд 17
ЖУРНАЛИСТИКА В СОВРЕМЕННОМ СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
Журналистика как деятельность
Художественная
д. журналиста: реальное событие получает эмоционально-образное «обрамление». Читатель оценивает
сколько не текст, сколько мастерство журналиста.
Обама зачекинился в «Форсквере»
Слайд 18
ЖУРНАЛИСТИКА В СОВРЕМЕННОМ СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
Специфика «момента»
Глобальные изменения в
технологических и социокультурных реалиях происходят в исторически сжатые сроки
на глазах одного поколения и имеют тенденцию к ускорению.
Поэтому человек, в том числе и ученый, не успевает осмысливать текущие изменения, теоретические концепты носят размытый характер.
Слайд 19
ЖУРНАЛИСТИКА В СОВРЕМЕННОМ СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
Специфика «момента»
30 лет назад
журналистика зависела от политической ангажированности, от идеологической системы, была
репрезентативной, т.е. концепции, идеи, понятийные системы, теории и формы дискуссии зависели от идеологии.
Слайд 20
ЖУРНАЛИСТИКА В СОВРЕМЕННОМ СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
Специфика «момента»
Постнеклассическая наука: отказ
от абсолютного произвола идеологии, строгий критический анализ выбираемых концептов
и понятий с целью уяснения ограничения их применения.
Слайд 21
ЖУРНАЛИСТИКА В СОВРЕМЕННОМ СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
Кирилл Рогов – главный
редактор «Полит.ру» (1998–2003), интервью 07.09.2012
http://slon.ru/russia/obektivistskiy_novostnoy_standart_kak_pravilo_yavlyaetsya_obmanom-826500.xhtml
Слайд 22
ЖУРНАЛИСТИКА В СОВРЕМЕННОМ СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
Это был конец девяностых,
1998 год. Дима Ицкович и некоторые другие мои близкие
друзья увлеклись тогда такой новой вещью, которая называлась интернет. И они делали первый российский интернет журнал – Zhurnal.ru. А я – немного далекий тогда от интернета – находился под впечатлением от тех деформаций, которым подверглась к тому времени свобода СМИ.
Слайд 23
ЖУРНАЛИСТИКА В СОВРЕМЕННОМ СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
Апогеем этого процесса стало
знаменитое «дело писателей». Наезд на правительство прогрессивных медиа, принадлежавших некоторым
олигархам, проводился скоординированно, и в отместку за то, что аукцион по «Связьинвесту» прошел не так, как олигархи хотели. Но это только самая вершина айсберга была, а более широкая картина состояла в том, что идея свободы СМИ была вытеснена супер-модным тогда понятием «пиар». Не было идеологий, убеждений, ценностей, появился «пиар». Это выглядело современно – не верить в убеждения и идеологии. Такая детская болезнь демократии.
Слайд 24
ЖУРНАЛИСТИКА В СОВРЕМЕННОМ СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
Потом, когда появился у
нас в «Полит.ру» Сергей Елкин (его Дима Ицкович нашел
через интернет), он нарисовал такую гениальную картинку: лунная ночь, поле, стог сена, на нем силуэты юноши и девушки и подпись: «Ты меня правда любишь или это пиар?» Мы в какой-то момент сделали (это была рекламная компания «Полит.ру») такие плакаты-банеры и развесили в центре Москвы с этой картинкой. Это была печать эпохи.
Слайд 25
ЖУРНАЛИСТИКА В СОВРЕМЕННОМ СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
Специфика «момента»
Современное общество
Технотронное,
о. знания, постмодернисткое, информационное.
Слайд 26
ЖУРНАЛИСТИКА В СОВРЕМЕННОМ СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
Информационное общество
Общество, где учебные
заведения становятся доступными всем студентам вне зависимости от географических
условий, расстояния, ресурсов и трудоспособности (Национальная информационная инфраструктура США), или общество доступной информации.
Слайд 27
ЖУРНАЛИСТИКА В СОВРЕМЕННОМ СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
Информационное общество
Глобальный экономическо-политический, антропосоциальный
и технологический проект.
Оно предполагает управляемый цивилизационный переход к
мировому общественному устройству, при котором доминирующую роль во всех областях жизни будет играть система массовых коммуникаций (СМК), которая будет реализована с помощью компьютерных технологий, в том числе и интернет.
Слайд 28
ЖУРНАЛИСТИКА В СОВРЕМЕННОМ СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
Информационное общество
Характеристики
Информация как экономический
ресурс, т.е использование И. во все больших масштабах с
целью повысить эффективность, стимулировать инновации, укрепить конкурентноспособность.
Слайд 29
ЖУРНАЛИСТИКА В СОВРЕМЕННОМ СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
Информационное общество
Характеристики
Информация как предмет
массового потребления населения.
Слайд 30
ЖУРНАЛИСТИКА В СОВРЕМЕННОМ СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
Информационное общество
Характеристики
Интенсивное формирование информационного
сектора экономики, который растет более быстрыми темпами, чем остальные
отрасли.
Слайд 31
ЖУРНАЛИСТИКА В СОВРЕМЕННОМ СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
Информационное общество
Термин в обиход
ввел профессор Токийского технологического института Ю. Хаяши.
Слайд 32
ЖУРНАЛИСТИКА В СОВРЕМЕННОМ СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
Информационное общество
Характерные черты:
Глобальный характер
информации;
Нет государственных барьеров (исключение – цензура, например, КНР);
Цензура вредит
и.о.
Постоянный рост возможностей сбора, обработки, хранения и передачи информации, доступа к ней;
Слайд 33
ЖУРНАЛИСТИКА В СОВРЕМЕННОМ СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
Информационное общество
Характерные черты:
Воздействие информации
на развитие различных сфер человеческой деятельности;
Процесс децентрализации общества;
Новые формы
занятости;
Национальные концепции перехода к и.о.
Слайд 34
ЖУРНАЛИСТИКА В СОВРЕМЕННОМ СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
Информационное общество
Свойства:
Фактор глобализации информации
способствует глобализации и самого процесса ее производства и распространения,
что усиливается тем, что государственные границы становятся прозрачными для информационных потоков;
Слайд 35
ЖУРНАЛИСТИКА В СОВРЕМЕННОМ СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
Информационное общество
Свойства:
Попытка ограничения и
цензурирования и. деструктурирует идеологов и деятелей этих процессов; и
наоборот: чем И. более открытая, тем ее больше, чем ее больше, тем она свободнее и тем выше имидж и репутация любой социальной организации или института, в котором она производится;
Слайд 36
ЖУРНАЛИСТИКА В СОВРЕМЕННОМ СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
Информационное общество
Свойства:
Журналистика получает в
свое распоряжение новые технологии сбора, обработки, хранения и передачи
информации;
Слайд 37
ЖУРНАЛИСТИКА В СОВРЕМЕННОМ СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
Информационное общество
Свойства:
Возрастает роль журналистики,
т.к. увеличивается воздействие информации на развитие различных сфер человеческой
деятельности;
Слайд 38
ЖУРНАЛИСТИКА В СОВРЕМЕННОМ СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
Информационное общество
Свойства:
Углубление процесса децентрализации,
отсюда уменьшение идеологического и политического давления на журналиста;
Слайд 39
ЖУРНАЛИСТИКА В СОВРЕМЕННОМ СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
Информационное общество
Свойства:
Переход к новым
формам занятости, новые профессии;
Слайд 40
ЖУРНАЛИСТИКА В СОВРЕМЕННОМ СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
Информационное общество
Свойства:
Перераспределение трудовых ресурсов
в новую сферу – информационно-коммуникативную.
Слайд 41
ЖУРНАЛИСТИКА В СОВРЕМЕННОМ СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
Информационное общество
Процесс перехода цивилизации
от индустриальной фазы развития к постиндустриальной.
Слайд 42
ЖУРНАЛИСТИКА В СОВРЕМЕННОМ СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
Информационное общество
Три стадии цивилизации
(Белл Д., США):
доиндустриальная (агарарная),
индустриальная,
постиндустриальная.
Слайд 43
ЖУРНАЛИСТИКА В СОВРЕМЕННОМ СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
Информационное общество
Черты постиндустриального общества
Интеллектуальные
технологии в технологической и производственной сферах;
Уменьшение значимости и фундаментальности
материальной собственности в системе ценностей;
Слайд 44
ЖУРНАЛИСТИКА В СОВРЕМЕННОМ СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
Информационное общество
Черты постиндустриального общества
Повышение
значимости знания как основы технологической и социально-политической структур общества;
Реорганизация
культурной сферы: приоритеты интеллектуализма, личность – производитель знаний;
Слайд 45
ЖУРНАЛИСТИКА В СОВРЕМЕННОМ СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
Информационное общество
Черты постиндустриального общества
Возникновение
доминанты «Университет» (образование + наука) как системогенерирующего общественного фактора.
Слайд 46
ЖУРНАЛИСТИКА В СОВРЕМЕННОМ СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
Информационное общество
Способы информации (фактура
текста)
Устный
Письменный
Печатный
Электронный (массовый)
Сетевой
Слайд 47
ЖУРНАЛИСТИКА В СОВРЕМЕННОМ СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
Информационное общество
Общество индустрии образов
и знаний
Экономический аспект: возникновение постэкономических отношений и виртуальной экономики.
Это проявляется в появлении и расширении таких отраслей индустрии производства образов, как промоушн, PR, реклама, мифодизайн, имиджмейкерство и т.д.
Слайд 48
ЖУРНАЛИСТИКА В СОВРЕМЕННОМ СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
Информационное общество
Общество индустрии образов
и знаний
Экономический аспект: двухсекторная экономика – 1) производство материальных
благ и услуг и вывод их на рынок;
2) сектор развития потенциала человека, отвечающего за накопление человеческого капитала (образование, уровень культуры, нравственно-этические качества, профессионализм).
Слайд 49
ЖУРНАЛИСТИКА В СОВРЕМЕННОМ СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
Информационное общество
Общество индустрии образов
и знаний
Человеческий капитал – затраты времени и усилий человека
по поддержанию своего здоровья и работоспособности, совокупные расходы на охрану и восстановление природы;
Функция качества жизни, на первом плане базовые ценности: здоровье, безопасность, свобода, творчество и т.д., доступ к информации как условие личностного и социального развития.
Слайд 50
ЖУРНАЛИСТИКА В СОВРЕМЕННОМ СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
Информационное общество
Общество индустрии образов
и знаний
Геополитический аспект: тесная связь с футурологией – концепция
нулевого роста, к. устойчивого развития, нового политического мышления, к. ноосферы, коэволюции и т.п. В основе – вера в отрывающиеся технологические возможности осуществления планетарного управления социальными и экономическими процессами, а также процессами в биосфере.
Слайд 51
ЖУРНАЛИСТИКА В СОВРЕМЕННОМ СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
Информационное общество
Общество индустрии образов
и знаний
Геополитический аспект: идеал глобальной цивилизации как единого социоприродного
комплекса, поддерживающего тонкое социально-природное равновесие на уровне конкретных микроландшафтных зон с помощью применения интеллектуальных компьютерных телекоммуникационных технологий.
Слайд 52
ЖУРНАЛИСТИКА В СОВРЕМЕННОМ СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
Информационное общество
Общество индустрии образов
и знаний
Геополитический аспект: противники видят угрозу в тотальном полицейском
и политическом наблюдении («Метропия»), а также в тонком управлении частной жизнью с использованием психотехнических средств программирования личностью.
Слайд 53
ЖУРНАЛИСТИКА В СОВРЕМЕННОМ СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
Информационное общество
Общество индустрии образов
и знаний
Геополитический аспект: угроза 2 – утрата самобытности, глобализация
культуры; угроза 3 – цифровой разрыв (digital divide); угроза 4 – виртуальное пространство личности (компьютерная наркомания, клиповое мышление, информационное загрязнение, размывание чувство самости и т.д.).
Слайд 54
ЖУРНАЛИСТИКА В СОВРЕМЕННОМ СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
Информационное общество
Общество индустрии образов
и знаний
Итак, упаковка, имидж, форма, паблисити, мнение и другие
невещественные образования становятся реальнее и значимее, чем та реальность, которая стоит за ними.
Слайд 55
ЖУРНАЛИСТИКА В СОВРЕМЕННОМ СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
Информационное общество
Задачи журналистики
Управление информационными
и коммуникационными секторами рынка: переориентация экономики от товаропроизводства к
сервису перемещает информационный сервис в базовые секторы экономики.
Слайд 56
ЖУРНАЛИСТИКА В СОВРЕМЕННОМ СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
Информационное общество
Задачи журналистики
Участие в
разработке и широкое использование интеллектуальных технологий представления знаний и
фактов; роботизация новостных потоков и первичной аналитической обработки; виртуализация производственных циклов издания.
Слайд 57
ЖУРНАЛИСТИКА В СОВРЕМЕННОМ СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
Информационное общество
Задачи журналистики
Смещение акцентов
в сторону научной и образовательной журналистики.
Слайд 58
ЖУРНАЛИСТИКА В СОВРЕМЕННОМ СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
Информационное общество
Задачи журналистики
Отказ от
однонаправленных способов коммуникации в пользу интерактивных: журналист - навигатор
в информационном пространстве.