Слайд 2
План :
Причина принятия христианства на Руси
Крещение Руси
Значение принятия
христианства во время правления Владимира Святославича
Слайд 3
Проблема урока:
Почему выбор веры был выбором цивилизационной альтернативы?
Какую
дату считать датой принятия христианства?
Слайд 4
1.Язычество на Руси.
Реформа князя Владимира.
Огромные империи древности
были языческими, а уровень развития государственных институтов был в
них несопоставимо выше, чем в Киевской Руси.
Правда, в любой из них существовал четкий структурный пантеон богов, в то время как у славян он еще только складывался, и для его окончательного оформления требовались многие десятилетия, а то и века.
В 980 году кн. Владимир провёл первую языческую реформу: Перун- верховное божество.
Слайд 5
Мученичество
первых христиан на Руси
Слайд 6
3. Русь перед выбором.
причины принятия христианства
Усиление роли государства,
возвышение его над народом, что вступало в противоречие с
общинными языческими представлениями других славян.
Несовместимость установившегося государственного единства и разнородных языческих культов отдельных восточных славянских племен. Идее единого государства должна соответствовать и единая религия.
Языческая Русь не могла входить равноправным членом ни в какие международные союзы и была обречена на внешнеполитическую изоляцию, прежде всего от Европы, где не хотели заключать браков с язычниками и торговать с ними.
Слайд 7
2. Монотеистические религии мира.
Формирование представления о едином Боге
- вседержителе.
Переход к монотеизму - крупнейший культурный процесс всемирного
масштаба, охвативший многие языческие страны и народы.
Таким образом, переход к новой религии был закономерен и неизбежен.
??? В чем состояло отличие мировых религий от языческих верований?
??? Назовите общие черты монотеистических религий.
Слайд 9
Посланники князя Владимира в Софийском соборе Константинополя. Миниатюра
из Радзивиловской летописи. Конец XV в.
Слайд 10
Владимиру оставалось только сделать выбор. “Этот выбор
может показаться произвольным лишь на первый взгляд. В действительности
он был жестко обусловлен... принадлежностью... к определенному региону. Кроме того, оказывают влияние налаженные... политические, торговые, культурные связи.”
Слайд 11
Какую дату принятия христианства считать верной?
Ни в одном
тексте европейских источников не нашлось никаких сведений по поводу
христианизации Руси в конце Х в. Ни польские, чешские, венгерские, немецкие источники — не говоря уж об итальянских, французских или английских — не упоминают этого события.
С чем это связано?
Слайд 12
И хотя после убийства последнего в 882 г.
христианство утратило значение государственной религии, в глазах европейских стран
Русь оставалась христианской страной. Временная потеря новой верой своих позиций не могла расшатать общепринятое представление, а обращение Владимира окончательно решило спор между религиозными системами в пользу христианства.
Князья Аскольд и Дир на Киевском берегу.
Впервые официальный акт введения христианства в Киевском государстве состоялся в 860 г., при Аскольде.
Слайд 13
Договор Руси с греками свидетельствует о том, что
во время правления кн. Игоря на Руси были христиане
(часть варяжской княжеской дружины). Летописец подчеркивает: Было много христиан среди варягов. Более того, у русов-христиан была и своя соборная церковь в Киеве церковь св. Ильи.
Слайд 14
В 957 году кн. Ольга ездила в
Константинополь. По-видимому, тогда и произошло её крещение. История не
сохранила нам точной даты, однако известно, что крестил её патриарх Полиевкт, а восприемником (т.е. крёстным отцом) был император Константин Багрянородный. При крещении Ольга получила христианское имя Елена. Её сын Святослав остался язычником.
Крещение Ольги
Слайд 15
И крестил ее царь с патриархом. Просветившись же,
она радовалась душой и телом; и наставил ее патриарх
в вере, и сказал ей: «Благословенна ты в женах русских, так как возлюбила свет и оставила тьму. Благословят тебя сыны русские до последних поколений внуков твоих».
«Повесть временных лет». Отрывок о крещении княгини Ольги
Княгиня Ольга. Икона
Слайд 16
Официальное крещение Руси произошло в 988 году при
князе Владимире Святославиче. Этому событию предшествовало вторжение Владимира с
войском в Крым, где были греческие колонии, захват им города Корсунь (ранее называвшегося Херсонес), женитьба на греческой принцессе Анне, его собственное крещение. Он заключил мирное соглашение с византийским императором, торжественно вернулся в Киев, где и произошло крещение киевлян и людей «во всей земле». При крещении князь Владимир получил христианское имя Василий.
Слайд 17
В «Повести временных лет»:
Под 6496 годом от сотворения
мира
(988 год примерно).
блгс̑нъ Гс̑ь Іс̑съ Хс̑ъ иже възлюби
новъıӕ люди Рускую землю . и просвѣти ю кр҃щениємь ст҃мь / Благословен Господь Иисус Христос, возлюбивший Русскую землю и просветивший ее крещением святым
Фрагмент фрески В.М. Васнецова "Крещение Святого князя Владимира".
Слайд 18
Крещение киевлян
Так же авторитет князя Владимира подтверждает
и “Повесть временных лет”: “Тогда Владимир послал по всему
граду, глаголя: “Заутра всяк изидет на реку Почайну креститься: а ежели кто от некресченых заутрана реке не явится, богат или нищ, вельможа или раб, тот за противника повелению моему пречтется.” Слышавшие же сие, людие мнозии с радостью или, разсужая междо- собою, ежели бы сие не было добро, то б князь и бояра сего не приняли.”
Слайд 19
Уже под 6496 (988) г., сразу же за
рассказом о крещении Руси, летописец отмечает:
“Володимер же... нача
примати у нарочитые чади дети, и даяти нача на ученье книжное. Матере же чад сих плакахуся по них, еще бо не бяху ся утвердили верою, но акы по мертвеци плакахся”.
Горе матерей можно понять: дети, отправленные “на учение”, навсегда отрывались от традиционной культуры, включаясь в принципиально новую, “книжную”, систему ценностей. Если уходивший на войну имел шанс не только вернуться, но и остаться невредимым, то ребенок, уходивший получать христианское образование, уже никогда не мог возвратится в мир своих родителей. Видимо, это хорошо понимали как летописцы, зафиксировавшие отголосок трагического столкновения культур, так и сами родители, переживавшие “культурную” утрату своего чада. Обучение, видимо, основывалось на принципах, изложенных в “Слове некоего калоутера о чьтении книг”, которым открывается “Изборник” 1076 г.:
Слайд 20
Подведём итоги:
Причины принятия христианства
Значения принятия христианства