Слайд 3
Начало уникальной кадомской вышивки уходит в глубину веков. Согласно
легенде, Петр I запретил покупать кружево за границей, и повелел обучать искусству
плетения венецианского кружева русских монахинь.
Слайд 4
По преданию, монахинь привезли в Кадом, где они научили местных
рукодельниц создавать сказочные узоры. Кадомчанки быстро освоили филигранную технику
и стали делать чудное венецианское кружево. А вскоре на его основе создали уникальную игольчатую вышивку «вениз».
Слайд 6
Белая ткань, нитки, простая игла.... Но,
когда их касаются
руки мастера,
происходит чудо: художник вдыхает в них
жизнь, и вышитые
шелком на сетке тонкие
прозрачные орнаменты, напоминающие
рисунок изгибающихся стеблей, цветов
ромашки, гвоздички, шиповника, делают
изделия неповторимыми.
Слайд 7
«Вениз» - трудоемкий вид вышивки. Чтобы выполнить ажурный
орнамент диаметром до 5 см опытной вышивальщице требуется не
менее 8 часов работы. Строгие и торжественные, легкие и белоснежные – эти изделия придадут интерьеру Вашего дома неповторимый уют, а Вашему облику – чарующую индивидуальность.
Слайд 13
Скопинский гончарный художественный промысел - традиционный центр народного
искусства на рязанской земле. Своим возникновением промысел обязан глине,
залегающей в больших количествах в окрестностях города Скопина. Глиняная посуда в местах, где позднее появился город Скопин, делалась еще во времена Киевской Руси. В этой посуде сбивали масло, заквашивали тесто, хранили молоко, воду, квас.
Слайд 14
Годом рождения скопинской керамики считается 1640-й. В этом
году в переписи населения появилось первое имя скопинского гончара
- Демка Киреев, сын Берников. Спрос на декоративные изделия поощрял мастеров делать их на продажу. Фантазийные фигуры возили на праздничные базары в Москву, Рязань, Липецк, а также в города южной России и на Украину. Их охотно покупали любители "экзотики" народного искусства, коллекционеры, иностранцы.
Слайд 15
Достаточно быстро Скопин приобрел невиданную популярность. Изделиями скопинских
гончаров стали пополняться крупнейшие музеи России. Благодаря этому, современный
посетитель Московского Исторического, Петербургских - Русского, Этнографии, Рязанских - Художественного и Историко-архитектурного музея-заповедника может ознакомиться с прекрасными коллекциями скопинских работ конце XIX - начала XX века.
Слайд 16
Скопинский промысел всегда отличался широким ассортиментом изделий, буйством
фантазии, исключительной смелостью пластических решений, оригинальными конструкциями сосудов, подсвечников,
скульптур. Наряду с лаконичными гончарными формами делались сосуды с богатой лепниной, с изображением различных птиц, рыб, животных, сказочных и былинных персонажей. Орнамент наносился всевозможными штампиками и стеками по сырой глине в виде оттисков. Характер орнамента мог быть как растительным, так и геометрическим, но геометрический преобладал. Изделия глазуровались цветными поливами различных оттенков коричневого, желтого, зеленого, серо-синего цвета.
Слайд 26
Единственное в России цветное кружево издавна плетут в старинном городе
Михайлове. Из белых и цветных нитей мулине мастерицы с помощью деревянных палочек
(коклюшек) создают узоры, радующие глаз красочностью и богатством фактуры.
Слайд 27
Это кружево своеобразно. В нем нет цветочных и растительных мотивов,
широко распространенных в других регионах России. Изумительная жизнерадостность михайловского кружева —
в многоцветье красок: от скромных, сдержанных и строгих до ярких, веселых сочетаний красного и белого с синим, с желтым, красным и черным.
Слайд 28
В древности кружева оценивали на вес: один грамм кружева приравнивался
одному грамму золота. Сейчас мастера и художники продолжают создавать великолепные
предметы искусства, пополняя, таким образом, золотой запас России.
Слайд 29
История михайловского кружева, как и любого кустарного ремесла,
зародилось еще в незапамятные времена и передавалось из поколения
в поколение в качестве прикладного умения для домашних нужд. Рязанские мастерицы бережно хранили секреты плетения и раскрывали их только ближайшим родственникам – дочерям и невесткам. Таким образом, численность кружевниц в разное время сохранялась примерно на одном уровне.
Слайд 30
Сегодня михайловское кружево можно купить не только
в России, но и заграницей, где по-настоящему ценят высокое
качество и необычный стильный ретро-дизайн плетеного полотна.
Слайд 32
Когда появилось первое плетеное изделие, определить
практически невозможно. Но достоверно известно, что уже в Древнем Египте плетение
получило достаточно широкое распространение.
Изготовление бытовых предметов из природного материала методом плетения — неотъемлемый элемент традиционной культуры крестьян Шиловского района. Наряду с плетением из дуба и бересты в крестьянском быту широко применялось плетение из ивового прута и лозы ежевики.
Слайд 33
Плетение из лозы — это искусство.
Нужно обладать огромным
терпением
и талантом, чтобы
появилось на свет творение рук
человеческих. Произведения
Шиловского
лозоплетения
органично соединяют как
утилитарность, так
и декоративность, высокие
эстетические достоинства,
помогают совершенно по-новому
взглянуть на привычные вещи
и явления и понять красоту
окружающего мира.