Слайд 2
Кившенко Алексей Данилович
(1851-1895)
Слайд 3
русский живописец, жанрист и баталист, академик живописи, автор
широко известной картины «Военный совет в Филях в 1812
году». Родился в Веневском уезде Тульской губернии в семье крепостного графа Шереметева, управляющего конским заводом.
Для военной галереи Кившенко выполнил следующие картины: «Штурм Ардагана» (1886, Исторический военно-инженерный музей, Москва), «Взятие штурмом укрепленных Горгохотанских высот 1 января 1878 года» (1886, Исторический артиллерийский музей, СПб.), «Поражение армии Мухтара-паши на Аладжинских высотах 3 октября 1877 года» (1888), «Зивинский бой 1877 года» (1888, два момента), «Поражение турецких войск при Деве-Бойне» (1891), «Третий день боя на Шипкинском перевале 11 августа 1877 года» (1894), «Последний Шипкинский бой. Сражение при деревне Шейново и Шипке и взятие в плен всей шипкинской армии 28 декабря 1877 года» (1895)
работал и как иконописец, написав в 1885 г. пять местных иконостасных образов и запрестольный образ «Моление о чаше» для военного собора в Карсе.
вел большую педагогическую работу, преподавая в художественном училище Штиглица и руководя классом батальной живописи Высшего Художественного училища Академии художеств. Умер художник в 1895 г., не успев закончить батальную картину «Бой под Горным Дубняком 12 октября 1877 года
Слайд 4
«Военный совет в Филях в 1812 году».
Слайд 5
Фёдор Панфилович Нестеров
1877—1966
Слайд 6
Родился в Тульской губернии. Ученик Академии Художеств с
1903 г. по 1913 г. — звание художника за
картину «Встреча Св. Варлаама Хутынского с Новгородским митрополитом Антонием». В 1918 Комиссариатом народного просвещения был направлен в г. Суджу Курской губернии для проведения мобилизации в Красную Армию.
В Судже Нестеровым было написано много картин маслом, рисунков и акварелей. Свой цикл портретов художник назвал "Куряне": „Крестьянин“, „Крестьянка“, „Девушка“, „Молодуха“, „За работой“ и др. В 1921 в с. Горналь Суджанского уезда, в Белогорском монастыре был организован дом для беспризорников, в котором Нестерову удалось создать серию этюдов: „Вожак“, „Рядовой“, „Самокрутка“, „Сёстры-сиротки“.
принимал участие в художественном оформлении города, в создании первого театрального здания летнего сада, декораций к спектаклям.
Прожил в Судже до 1929. Умер в 1966. К 100-летию со дня рождения Н. в Судже была открыта мемориальная доска на доме, где жил и работал художник.
Слайд 7
Кобяков Пётр Андреевич
(1917–1999)
Слайд 8
Художник, один из инициаторов восстановления Богородицкого
дворцово-паркового ансамбля, организатор
и первый директор
Богородицкой художественной школы, уроженец г. Богородицка.
Кобяков писал
мало, зато сохранились работы, написанные на каникулах в Богородицке: «Санаторий «Красный шахтер» , «Полина Дымова», «Старушка».
На годы учебы приходится Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг., во время которой Кобяков в числе других студентов и преподавателей Академии художеств эвакуируется из блокадного Ленинграда в г. Самарканд. В этот период Кобяков пишет картины: «Мавзолей Тамерлана», «Регистан», «Шахи-Зинда».
Поступок П.А. Кобякова, добившегося отмены сноса «графских развалин» и ставшего одним из главных инициаторов восстановления Богородицкого дворца графов Бобринских, послужил прототипом для повести В. Лазарева «Сокровенная жизнь». В повести Кобяков выведен под фамилией Перелогов.
В Богородицке говорят, что если самым известным жителем города в XVIII веке был Андрей Тимофеевич Болотов, то самым известным богородчанином века ХХ стал Петр Андреевич Кобяков.
За участие в 1968 – 1969 гг. в разработке проекта Кургана Бессмертия в Богородицке П.А. Кобяков был удостоен Почетной грамоты Советского комитета защиты мира, подписанной легендарным героем Советского Союза Алексеем Маресьевым.
Петр Андреевич Кобяков создал несколько десятков автопортретов, дающих представление о том, как с возрастом менялись не только внешность, но и живописная манера художника.
Слайд 10
Наталья Дмитриевна Винокурова
год рождения 1922
Слайд 11
Родилась на ст. Дмитриевка Ефремовского района Тульской области
в 1922 г. Участница Великой Отечественной войны. Окончила скульптурные
отделения МХПУ (1947) и МТИ (1959). Скульптор. Преподавала в профтехшколе г. Кунгур Пермской области (1947-1955). Член СХ (1949). Жительница г. Хотьково (с 1959).
Преподавала скульптуру и материаловедение на отделении художественной обработки камня в АХПК (1959-2001). Участница городских, районных, областных и всероссийских выставок. Произведения находятся в частных собраниях России и за рубежом.
Слайд 12
Анна Ахматова, 1988 г. Гипс. 18х12х8,5 см. Собственность
автора.
Слайд 13
Петр Дмитриевич Покаржевский
1889-1968
Слайд 14
Был членом объединений «Бытие» (1922), АХРР (1923). В
1920—1922 годах жил и работал в Туле, где им
были организованы Государственные художественные мастерские и Тульский художественный музей, в которых он работал и преподавал. В 1922 году переехал в Москву, где работал для издательства «Молодая гвардия».
Ведущим жанром в творчестве Петра Покаржевского была тематическая картина с развитой сюжетной основой на темы современности, выполненная в традиционной реалистической манере.
С 1937 года Петр Покаржевский профессор МГХИ им. В.Сурикова. Произведения художника находятся в ГТГ, ГРМ, Тульском художественном музее и многих других музеях.
Петр Дмитриевич Покаржевский скончался в 1968 году в Москве.
Слайд 16
Василий Владимирович Пукирев
(1832—1890)
Слайд 17
Родился в крестьянской семье села Лужники Тульской губернии
(б. Каширский уезд)
Картина Пукирева «Неравный брак» (1862), этот
один из лучших образцов передового русского искусства, проникнута протестом против бесправия женщины, против социального неравенства.
В последующие годы Пукирев написал ряд небольших картин, изображающих различные стороны жизни пореформенной России: «В мастерской художника» (1865), «Сбор недоимок (1869—1870), «Потрава» (1870), «Прием приданого по росписи» (1870—1871), «Строение железной дороги» (1870), «В приемной комиссионера» (1875—1876). Своим обличением социальных несправедливостей, своим горячим сочувствием обездоленным и угнетенным Пукирев был близок Невреву, Перову и другим художникам демократического направления тех лет.
Всем известна его картина «Обор недоимок», изображающая типичную сцену в поре-форменной российской деревне: у бедняка-крестьянина за неуплату податей уводят со двора корову.
В 1873 г. художник тяжело заболел и был вынужден оставить преподавание. Пукиреву было немногим более сорока лет, когда его могучее здоровье стал подтачивать тяжелый недуг — нервное расстройство, осложненное болезнью сердца. Вслед за этим пришла и нужда. Настало время, и больной художник потерял даже постоянный угол. В связи со смертью Пукирева в приложении к «Вестнику изящных искусств» был помещен небольшой некролог, написанный А. И. Сомовым. «Среди своих товарищей и учеников, — писал Сомов о Пукиреве, — он оставил по себе теплое и прочное воспоминание, а в истории русского искусства — блестящий, хотя и короткий след».
Слайд 19
Попов Андрей Андреевич
(1832-1896)
Слайд 20
Родился в городе Тула в 1832 году в
семье живописца. Во многом это предрекло творческое будущее Андрея
Попова. Его отец, провинциальный живописец обучил сына основам русской живописи XIX века
Картина «Демьянова уха» принесла художнику золотую медаль, а последующая «Возвращение из города» и «Портрет детей» также были высоко оценены специалистами творческой области первой половины XIX века. В 1860 году, Андреем Андреевичем Поповым была написана картина «Склад чая на Нижегородской ярмарке». Данная картина стала апогеем творческого пути художника, подняв его на пик его художественной карьеры. Эта картина принесла художнику золотую медаль и звание «классного художника I степени».
А.А. Попов – представитель жанровой картины XIX века. Данный жанр находится на стыке нескольких живописных направлений и представляет своеобразный симбиоз портрета, натюрморта и пейзажа. В центре жанровой картины – взаимодействие персонажей между собой. Фоном для жанровой картины может быть обычная городская жизнь с ее бытовыми хлопотами или люди на отдыхе и др. Некоторые картины художника находятся в Русском музее, часть картин – в частных коллекциях.
Слайд 21
«Балаганы в Туле на Святой неделе»
1873
Слайд 22
Комаров Алексей Никанорович
(1879-1977)
Слайд 23
село Скородное Ефремовского уезда Тульской губернии
Советский художник-анималист, живописец,
график, иллюстратор. Обучался в Московском Училище живописи, ваяния и
зодчества (МУЖВЗ), в классе Н. А. Касаткина. В это время Комаров начал сотрудничать с редакцией журнала «Псовая и ружейная охота». С 1902 г. иллюстрирует детские журналы и книги, работает в издательствах Сытина, Ступина, Кнебеля и др., с 1917 г. — в государственных издательствах ИЗОГИЗ, Учпедгиз, Детгиз, ВЦИК и др.
С 1934 г. А. Н. Комаров работает в Государственном Дарвиновском музее. За время этого сотрудничества художником было выполнено 185 живописных полотен с изображениями зверей и птиц. В своем творчестве он продолжил линию, начатую в русском искусстве такими мастерами, как А. С. Степанов, Ф. А. Рубо, П. О. Ковалевский, Н. С. Самокиш и другие. Излюбленными моделями живописца были собаки и лошади. В 1903 и в 1905 гг. он был приглашен состоятельным коннозаводчиком Г. К. Ушковым на его конный завод в Крыму писать портреты русских и орловских рысаков.
В 1947 г. А. Н. Комаров получил звание «Заслуженный деятель искусств РСФСР». Работы художника находятся в коллекциях следующих музеев: Государственный Дарвиновский музей, Государственный биологический музей им. Тимирязева, Зоомузей МГУ, Музей Коневодства, Тульская художественная галерея; Алма-Атинская картинная галерея, Музей-заповедник «Ясная Поляна», Вологодская картинная галерея, Тарусская картинная галерея и др.
Слайд 25
Александр
Васильевич ВИНОКУРОВ
(1922–2002)
Слайд 26
Родился Александр Васильевич 9 марта 1922 года в
Туле. Участник Великой Отечественной войны. В 1950 окончил ВГИК
и пришёл на киностудию «Союзмультфильм». Часто работал в творческом союзе с художниками Л.А.Шварцманом и П.П.Репкиным.
В 1985 году получил звание «Заслуженный художник РСФСР». Мультфильмы, в создании которых принимал участие А.В.Винокуров, становились многократными призерами международных фестивалей. Так, например, мультипликационная картина «Золотая антилопа» получила призы на VIII МКФ в Канне (Франция) в 1955 г., на МКФ короткометражных фильмов в Белграде (Югославия) и на кинофестивале в Дурбане (ЮАС) в том же1955 г
Не менее известный мультфильм «Снежная королева» был отмечен на IX МКФ фильмов для детей и юношества в Венеции (Италия) в 1957 г., в 1958 г. на XI МКФ в Каннах (Франция) и МКФ в Риме (Италия), а так же на III Международном смотре фестивальных фильмов в Лондоне (Англия) в 1959 г
Мультфильмы: «Желтый аист» (1950) «Аленький цветочек» (1952) «Волшебная птица» (1953) «Золотая антилопа» (1954) «Козел-музыкант» (1954) «Пес и Кот» (1955) «Шакаленок и верблюд» (1956) «Снежная королева» (1957) «Похитители красок» (1959) «Ключ» (1961) «Сказка про чужие краски» (1962) «01» (Фитиль № 20) (1964) 1964 «На краю тайны» (1964) «Новый дом» (1964) 1965 «Гунан-Батор» (1965) 1966 «Главный Звездный» (1966) «Маугли. Ракша» (1967) «Маугли. Похищение» (1968) «Собственник» (Фитиль № 69) (1968) «Маугли. Последняя охота Акелы» (1969) «Маугли. Битва» (1970) «Маугли. Возвращение к людям» (1971) «Фока — на все руки дока» (1972) «Василек» (1973) «Дорогой утиль» (Фитиль № 147) (1973) «Кто меня толкнул?» (1973) «Маугли» (1973) и т.д.
Слайд 27
Крылов Порфирий Никитич
(1902-1990)
Слайд 28
Советский живописец и график, член творческого коллектива Кукрыниксы.
Народный художник СССР (1958), действительный член Академии художеств СССР
(1947). Лауреат Ленинской (1965), пяти Сталинских (1942, 1947, 1949, 1950, 1951), Государственной премии СССР (1975). Герой Социалистического Труда (1972).
П. Н. Крылов родился 9 (22) августа 1902 года в деревне Щелкуново (ныне — Богородицкий район Тульской области). Учился в заводской изостудии под руководством Г. М. Шегаля, затем поступил в Высшие художественно-технические мастерские (ВХУТЕМАС), где с 1921 по 1928 годы учился у А. А. Осмеркина, А. В. Шевченко, в аспирантуре — у П. П. Кончаловского.
Он много ездил и писал на пленэре. Его любимые места на Оке, в Поленове, Костроме, на Академической даче, в Абрамцеве, Коктебеле. Пейзажи художника свидетельствуют о его глубоком чувстве природы. Он придает значение не только общей атмосфере пейзажа, его световому, цветовому, ритмическому строю, но и предметному составу изображения, положенного в основу композиции. Прекрасны этюды, написанные в Болгарии, Италии, Франции. Крылова очень занимают мягкое скольжение или резкие удары света, наконец, сама световоздушная среда. Необыкновенно тонки и живописны и натюрморты художника.
Картины художника хранятся в Государственной Третьяковской Галерее, Государственном Русском Музее, Научно-исследовательском музее Российской Академии художеств, Художественном музее им. Н.П. Крылова в Туле, Галерее Уффици (Флоренция) и других зарубежных музеях и частных коллекциях.
Персональные выставки КУКРЫНИКСов: 1932-1981 - Москва, 1974 - Марсель, 1975 - София, 1978 - Токио.
Слайд 30
Марианна (Мариамна) Владимировна Веревкина
1860 – 1938
Слайд 31
«Мы, художники, должны воссоединиться с жизнью, познав всю
ее боль во всех формах. На останках нашей жизни
выстроить храм надежды и веры для других: таков наш долг. Без этого искусство – лишь игра», – записала Марианна Владимировна в дневнике последних лет жизни. Этому принципу она всегда по-своему оставалась верна.
Марианна много работала, ее произведения экспонировались на выставках передвижников. «И все же «реалистический мир, как и романтический, казался мне чуждым. Мои же собственные идеи все еще неясно витали передо мной в воздухе», – признавалась она годы спустя.
Потомственная аристократка, чей отец владел родовым имением, Марианна для немцев была «баронессой», поэтому ее величали с приставкой «фон» («Marianne von Werefkin»). В этот период она на несколько лет перестала писать, служа продвижению Алексея к признанию. И ей это удалось: в 1958 году устроители выставки в Германии, посвященной 20-летию со дня смерти художницы, назвали ее «повитухой абстракции».
Одинокая старость нашей землячки была нелегкой, несмотря на уважение, с каким относились к ней в городке. Она существовала только на средства от продажи своих работ, нередко перебиваясь с хлеба на воду – увы, произведения Марианны Владимировны ценились много дешевле, нежели картины человека, в которого она вложила так много себя.
Слайд 32
Соломея с головой Ивана Предтечи
Слайд 33
Василий Дмитриевич Поленов
1844-1927
Слайд 34
С начала 1859 года Поленов становится учеников мастера
П. Чистякова, тогда он еще являлся студентом Академии художеств.
Когда
Поленову было около 10 лет, родители приняли решение отвезти сына в имение Имоченцы в Олонецкой губернии, это место можно назвать местом встречи маленького Поленова и природы. С этого момента, Поленов становиться преданным служителем и обожателем природы на всю оставшуюся жизнь.
В 1877 году Поленов меняет место жительства и переезжает жить в Москву. Следующий год стал рубежным для художника. Именно в этом году Поленов наряду с Репиным стал членом Товарищества передвижных выставок. В этом же году, Поленову удалось показать свою работу «Московский дворик» на VI передвижной выставке. Это принесло художнику огромную славу, а также стало началом нового веяния в живописи — «интимного» пейзажа, который вобрал в себя многие элементы жанровой картины.
В 1881—82 годах Поленов собирается написать еще одну свою картину — «Христос и грешница», для этого он отправляется в новое для себя путешествие — На Восток. Оттуда он привез огромное количество эскизов, набросков, а также картин, которые поразили любителей своей манерой написания и исполнения.
Поленов 12 лет своей жизни отдал обучению молодых художников. Среди них можно отметить таких, как К. Коровин, И. Левитан, М. Нестеров, А. Головин, И. Остроухов, А. Архипов, С. Малютин. Позже, в 1880 — 90 — е очень популярными были поленовские рисовальные и акварельные вечера, которые художник и его супруга часто организовывали.
Впервые Поленов побывал на Оке в 1887 г. Красота этих мест привлекла его внимание, и весной 1889 г., проехав со своим учеником К. А. Коровиным пароходом от Калуги до Тарусы, он задумал приобрести усадьбу на берегах Оки.
В 1890 г. Поленов купил участок земли близ села Бехово (теперь Заокский район). В 1892—1893 гг. по его проекту на речном склоне, называемом «Борок», был построен дом. Сейчас здесь государственный музей-усадьба В. Д. Поленова.
Василий Дмитриевич Поленов умер 18 июля 1927 года в возрасте 83 лет. В 1926 году одному из первых в России ему присвоили почетное звание Народного художника России. Похоронен Василий Дмитриевич на высоком берегу Оки в деревне Бехово, на простом деревенском кладбище. На могиле, как и следовало по завещанию, поставлен деревянный крест, сделанный по эскизу самого художника.
Слайд 36
В.Ф. Гильберт
1874-расстрелян в 1938
Слайд 37
Большой вклад в развитие художественной жизни Тулы в
конце XIX века и особенно в 20—30-е годы XX
века внес своей деятельностью и творчеством художник и педагог В.Ф. Гильберт. Весь свой талант художника-живописца, акварелиста, чуткого и умного педагога В.Ф. Гильберт отдал городу Туле, ставшем для него родным.
После окончания училища в 1904 году В.Ф. Гильберт вместе с семьей приезжает в Тулу учителем рисования и черчения в мужскую классическую гимназию и поселяется на Калужской улице (улица Демонстрации). Он преподает не только в гимназии, но и в ремесленном училище на улице Демонстрации, 132, в железнодорожном училище, в ремесленной школе Оружейного завода.
В свободное время В.Ф. Гильберт вместе с учениками выезжал на этюды в Ясную Поляну, Щегловскую засеку, на Оку. В субботние вечера на квартире художника собирались друзья и учащиеся училищ, гимназии, страстные любители живописи. Среди них были И.Д. Щепакин, И.Г. Рыбаков, М.М. Михайлов, Д.Д. Вязьмов, сыгравшие значительную роль в художественной жизни Тулы. Некоторые из них были членами созданного в Туле отделения АХРР (Ассоциации художников революционной России)
В начале XX века художник совершил путешествие в Архангельск, Соловки, откуда привез много акварелей, запечатлевших суровую, поэтичную природу и архитектуру Севера. К 1910 году относится картина В.Ф. Гильберта «Лоси», экспонируемая в Тульском музее изобразительных искусств, написанная в лучших традициях русского искусства второй половины XIX века.
В 1919 году художник принимал активное участие в создании в Туле Высших педагогических курсов, выпускавших учителей рисования. В 20-е годы В.Ф. Гильберт сотрудничает в иллюстрированных сатирических литературно-художественных журналах «Ватага», «Молот», издаваемых в Туле Ассоциацией Пролетарского творчества (ТАПТ) как ежемесячные приложения к газете «Коммунар».
Слайд 38
Ломовские ворота усадьбы Ливенцевых в Туле. Художник В.Ф.
Гильберт. (Тульский областной художественный музей).
Слайд 39
Григорий Григорьевич Мясоедов
(1835—1911 )
Слайд 40
Село Паньково Тульской губернии, ныне Новодеревеньковского района Орловской
области
один из организаторов и активных деятелей Товарищества передвижных
художественных выставок. В своих произведениях художник ярко отразил общественные противоречия пореформенной России, создал целую галерею выразительных крестьянских образов («Земство обедает»;—1872 г, и др.).
Из хорошо знакомого художнику быта Тульской губернии взяты темы многих его картин: «Деревенский знахарь» (1860 г.), « Поздравление молодых в доме помещика» (1860 г.), «Опахивание» (1876 г.) и др. В своей картине «Страда» или «Косцы» (1887 г.) художник пытается воспеть красоту труда простого человека труда созидательного, творческого. Произведения Мясоедова имеются в Третьяковской галерее, в Русском музее и в других музеях.
Слайд 42
Татьяна Петровна Зотова
(1892–1957)
художник-график, уроженка г. Тулы.
Слайд 43
ИГНАТОВ Борис Алексеевич
(род. 03. 12. 1929
Слайд 44
Г.Венев Тульской губернии), живописец, график, член союза художников
СССР. В 1959-1963 гг. учился в Пензенском художественном училище
у М. В. Бундурина, в 1964-1970 гг. – в Московском государственном художественном институте им. В. И. Сурикова у А. И. Фомкина, Л. Н. Шиповского, В. Г. Цыплакова.
Участник выставок с 1968 г. Среди его работ: «Девушка из Армении» (1966), «Базар» (1970, темпера, пастель), «41-й год» (1972), «Центр г. Дмитрова. Памятник войны» (1972), «Подмосковный городок» (1973), «Наш забой» (1974), «Суворовцы» (1975-1976, серия), «Портрет делегата XXIV съезда КПСС В. М. Колоскова» (1973, уголь, пастель), «Передовики Дмитровского завода фрезерных станков» (1973-1974, серия, уголь, сангина), «Ветераны Великой Отечественной войны» (1971-1974, серия, уголь, пастель) и др.
Слайд 46
Сергей Владимирович КУТЯКОВ
(1947–1999)
график, живописец, член Союза
художников СССР, жил в
г. Ясногорске