Слайд 2
Содержание
Введение.
Общая характеристика западноевропейского средневековья.
Романское искусство.
Структура храма.
Романская архитектура
в Германии.
Романская архитектура во Франции.
Романский стиль в Италии.
Замковая архитектура.
Выводы.
Список
литературы.
Слайд 3
В то время как восточные области бывшей Римской
империи процветали, западные приходили в упадок.
Западная Римская империя,
начиная с V в., испытывала бесконечные вторжения на свою территорию варварских племен.
В 410 г. вестготы разграбили Рим. В 455 г. на Рим напали вандалы и подвергли его невиданному в истории разгрому.
Введение
Слайд 4
Закономерным эпилогом разваливающейся западно-римской государственности стала бесконечная смена
императоров на троне.
В 476 г. был низложен последний
римский император Ромул Августул. Этот год во всемирной истории стал концом античности и началом средневековья.
Слайд 6
Общая характеристика западноевропейского средневековья
Термин «средние века» впервые появился
в конце 60-х гг. ХV в. в произведениях представителей
нового философского направления гуманизм.
Итальянские гуманисты обозначили этим понятием период с момента падения Западной Римской Империи (476) до начала эпохи, в которую жили сами.
Слайд 7
Вообще историю средних веков делят на три периода:
раннее средневековье, классическое средневековье, позднее средневековье. Для Западной Европы
это соответственно V - Х вв., XI - XV вв., XVI век.
Эпохе классического средневековья соответствуют романский и готический периоды.
Слайд 8
Художественная культура средневековья носила религиозный характер. Церковь сформулировала
свои основные требования к искусству. Они сводились к следующему:
1) содержательная сторона искусства должна преобладать над развлечением;
2) искусство должно быть доступно всем и воздействовать на всех вне зависимости от образования и сословной принадлежности.
Слайд 9
теоцентризм
иносказательность
универсализм
анонимный характер искусства
отрицание идеалов античности
Особенности средневекового искусства
Слайд 10
В западноевропейской средневековой культуре необычайно велика была роль
архитектуры.
Причина этого заключается в том, что она являлась
самым важным средством общения в эпоху, когда образование было монополией церкви, а грамотность – уделом немногих, когда языком науки была латынь, малопонятная большинству населения. В таких условиях архитектура выполняла роль «проповеди в камне».
Слайд 12
Термин «романский»
Термин «романский» появился в начале XIX в.
по аналогии с разработанным в то время понятием «романские
языки», в основе которых лежит древняя латынь. Учёные XIX столетия считали архитектуру средневековья упадочным вариантом римского зодчества (от лат. romanus – римский).
Слайд 13
Термин «романский»
В наши дни оценка средневекового искусства изменилась,
а термин «романский» остался, им обозначают период развития художественной
культуры с XI в. по XII век.
Слайд 14
Стены романских зданий отличаются большой толщиной и создают
впечатление мощи. Оконные и дверные проёмы вместе с тем
очень узкие, и имеют форму полуциркульной арки. Внешний облик храмов отличают величавость, строгость.
Слайд 15
Главный вход в храм вёл с западной стороны
и выполнялся в виде портала – архитектурно выделенного и
украшенного скульптурой или живописью.
Главным конструктивным элементом являются сводчатые перекрытия. Широко применяется колонна.
Слайд 16
Схема сводов
цилиндрический
цилиндрический
на распалубках
крестовый
крестовый
на нервюрах
сомкнутый
Структура храма
Слайд 17
Портал романского храма
Романский храм с восточной
стороны
Слайд 18
Храм строился по типу базилики. Базилика – прямоугольное
в плане сооружение, расчленённое рядами колонн на продольные галереи
– нефы.
Базилика на востоке заканчивается апсидой – полукружием стены.
В центре восточной части располагается алтарь.
Главный вход – портал – в храм ведёт с западной стороны.
Слайд 19
Романская архитектура в Германии
Монастыри, замки и храмы располагались
среди сельского ландшафта, на холме, на возвышенном берегу реки.
Отличительной их чертой является грандиозность и пышность.
Прирейнские соборы – это соборы в Вормсе, Майнце и Шпейере, наиболее совершенные образцы романского зодчества.
Слайд 20
Германия. Вормс. Собор Святого Петра
Слайд 21
Германия. Вормс. Собор св. Петра
Слайд 22
Германия. Кельн. Церковь Апостолов
Слайд 23
Аббатство Мария Лаах
Особое место в немецкой архитектуре
занимает церковь монастыря Мария Лаах (1093-1156), снискавшая славу классического
здания немецкого романского стиля.
Слайд 24
Романская архитектура во Франции
Во французском романском стиле сложились
местные школы:
бургундская школа отличалась монументальностью композиции;
школа Пуату – богатым
скульптурным декором;
нормандская школа – строгой отделкой.
Слайд 25
Франция. Перигё. Церковь Сен-Фрон
Слайд 26
Франция. Пуатье. Церковь Нотр-Дам ла Гранд
Слайд 27
Романский стиль в Италии
Венеция. Собор Сан-Марко
Слайд 30
Романскую замковую архитектуру пронизывал дух воинственности и самозащиты.
Замки олицетворяют собой эпоху феодальной раздробленности. Могучие каменные стены
с зубцами и круговыми ходами наверху были укреплены башнями и окружены глубоким рвом; ворота были соединены с подъемным на цепях мостом. Замковый ансамбль включал в себя высокую прямоугольную или круглую башню – донжон.
Замковая архитектура
Слайд 32
Франция. Каркассон. Вал между стенами
Слайд 35
Бельгия. Гент. Замок графов Фландрских
Слайд 36
Выводы
Романский стиль, господствовавший в XI-XII веках в архитектуре
западноевропейского средневековья, явился результатом длительных исканий в области церковного
зодчества.
Медленно создавались основные типы церковной и светской архитектуры – христианский храм и феодальный замок, получившие в романский период свое окончательное оформление.
Слайд 37
Список литературы:
Вачьянц А.М. Западноевропейское средневековье. – М., 2004.
Емохонова
Л.Г. Мировая художественная культура. – М., 1998.
Ильина Т.В. История
искусств. Западноевропейское искусство. – М., 2000.
Волобуев О.В. Пономарев М.В. История: учебник для 10 кл. Издание: 3-е изд., стер. – М., 2012.