Слайд 2
Шумерские города государства (III тыс. до н.э.)
Аккадское царство
(XXIV–XXII вв. до н.э.)
Шумеро-Аккадское царство (XXII–XX вв. до н.э.)
Старовавилонское
царство (XIX–XVI вв. до н.э.)
Ассирия (XXIV-VII вв.до н.э.)
Нововавилонское царство (конец VII-VI вв.до н.э.)
ОСНОВНЫЕ ГОСУДАРСТВА ДРЕВНЕЙ МЕСОПОТАМИИ
Слайд 3
На рубеже IV–III тыс. до н.э. в южной
части Месопотамии возникают отдельные города-государства. Они напоминали египетские номы,
население городов не превышало несколько десятков тысяч человек.
ШУМЕРСКИЕ
ГОРОДА - ГОСУДАРСТВА
Слайд 4
Народ, который основал эти города, получил названия
шумеры.
Они пришли из региона, связанного с Персидским заливом.
Шумерские мифы утверждали, что прародиной их был остров Дельмун (сегодня это Бахрейн).
Слайд 5
Большинство горожан занимались земледелием на пригородных полях, но
уже были целые кварталы ремесленников- гончаров, кузнецов. Правителем города
был эн – верховный жрец главного городского храма, или предводитель главного городского ополчения – лугаль.
Шумеры изобрели клинописное письмо, колесо, соху, серп и гончарный круг. Научились варить пиво, делать кирпичи, строить оросительные каналы и вести учет государственных доходов.
Слайд 6
Существуют гипотезы о том, что шумеры имели связи
с Древнеиндской цивилизацией, существовавшей чуть позже. Однако существует множество
различий в культуре шумер и жителей Индской цивилизации
Цилиндрическая печать шумеров
Особенностью шумер было использование цилиндрических печатей. Такие печати вырезались из камня и прокатывались по сырой глине, оставляя непрерывный след, который все время повторялся.
Слайд 7
Шумеры считаются создателями лунного календаря. Они также создали
свою систему времясчисления.
Продолжительность года в легендарном календаре Двуречья,
состоявшего из 12 «лун», или «месяцев» длительностью 29,5 суток каждый, составляла всего 29,5х12 равно 354 дня, т.е. была значительно короче солнечной.
Истинной величины продолжительности года шумерские жрецы еще не знали. Очевидное расхождение природного и календарного циклов требовало введения соответствующей коррекции. Она эпизодически осуществлялась посредством введения в хронограф 13 месяца и проводилась с учетом весеннего разлива рек, связанного с солнечным круговоротом в природе.
Так постепенно складывался календарь, в котором основное значение имел счет по Луне с приведением его в соответствие циклу Солнца.
Слайд 8
Такие города, как Ур, Урук, Лагаш, Умма, Ниппур,
Исин,в настоящее время изучены учеными. В этих городах немного
археологических памятников. Шумеры возводили ступенчатые жертвенники, которые назывались зиккурат – типичное для культуры Месопотамии сооружение в виде ступенчатой пирамиды, имевшее сакральное назначение (на его вершине приносились жертвы богам).
Слайд 9
Интерес представляет город Урук , в котором в
XXVII–XXVI вв. до н.э. правил царь Гильгамеш. Именно ему
посвящен древнейший дошедший до нас литературный памятник – эпос о Гильгамеше.
Города стояли на берегах каналов, по которым плавали на лодках. Все храмы, дворцы, дома строили из глиняных кирпичей. Дерева в Двуречье было мало и его приходилось добывать в далеких горах.
Слайд 10
«Эпос о Гильмеше» изложен на 12 глиняных табличках.
По мере развития сюжета образ Гильмеша меняется. Сказочный герой-богатырь,
похваляющийся своей силой, превращается в человека, познавшего трагическую краткость жизни.
Могучий дух Гильмеша восстает против признания неизбежности смерти; лишь в конце своих странствий герой начинает понимать, что бессмертие может принести ему вечная слава его имени.
Слайд 11
АККАДСКОЕ ЦАРСТВО
В конце XXIV века до н.э. территория
шумер была завоевана северомесопотамским государством Аккад.
Слайд 12
Аккадский царь Саргон завоевал многочисленые города-государства шумеров
и включил их в состав своей единой империи.
Слайд 13
Шумеры и аккадцы представляли собой разные этносы, у
них были разные нормы и обычаи. Необходимо было их
согласовать. Именно в это время в Месопотамии появляется идея создания единых общих норм, с которыми могли бы ознакомиться все жители этого государства. Таким образом, возникло древнейшее аккадское законодательство.
Слайд 14
Однако государство Саргона просуществовало недолго и вновь распалось
на ряд городов-государств, к которым добавился город Аккад и
несколько подобных ему поселений.
Слайд 15
Независимые правители этого региона должны были осуществлять свою
законную власть. Сохранились изображения таких правителей, например, изображение лагашского
царя Гудеа.
О могуществе Гудеа свидетельствуют сообщения, что ему повиновалось 60 сар (216 тысяч) полноправных граждан (очевидно, включая жителей соседних зависимых городов), против 10 сар (36 тысяч) при Уруинимгине.
Гудеа слил все храмовые хозяйства отдельных богов в одно общегосударственное (общелагашское) храмовое хозяйство бога Нингирсу.
Слайд 16
Ярким выражением централизаторских устремлений Гудеа была его храмостроительная
политика. Ради этого ввёл новые налоги на все население
и новые повинности: к строительным работам при нём привлекались иногда даже женщины.
Правил Гудеа около 26 лет и был в зависимости от жрецов и оракулов; это была настоящая теократия. В правление Гудеа достигли расцвета шумерская литература и искусство. Сохранилось 16 диоритовых статуй Гудеа, глиняные цилиндры с надписями и т. п.
Слайд 17
Около 2100 года до н.э. в городе Уре
правил царь Ур-Намму. Его правление заняла не столь продолжительное
время (около 15 лет) именно при нем были созданы первые дошедшие до нас законы, имевшие системный, а не фрагментарный характер – законы Ур-Намму
Фрагмент стелы Ур-Намму
Слайд 18
Династия, к которой он принадлежал, получила название III
династия Ура, и ей удалось объединить под своим началом
всю страну. Но возвышение Ура было временным и уже в XX веке начинается постепенный процесс возвышения другого государства – Вавилона (ворота Бога).
Слайд 19
Огромную роль сыграла завоевательная политика правителей Вавилона. Во
времена царя Хаммурапи (1792–1750 гг. до н.э.) Вавилон объединил
под своим началом большую часть Древней Месопотамии. Именно при этом царе были приняты самые известные восточные законы, сохранившиеся до наших дней, – законы Хаммурапи
Стела с законами царя Хаммурапи
Слайд 20
В 1595 году до н.э. Вавилон был захвачен
племенами хеттов. Начинается долгий и тяжелый период упадка Древней
Месопотамии.
Слайд 21
Ассирия.
Большую роль в процессе объединения Месопотамии сыграла Ассирия.
Во второй половине VIII века до н.э. асирийцам удалось
создать централизованное государство – первое государство имперского типа в истории человечества.
Слайд 22
Благодаря новшествам в технике было позволено кормить большую
армию и чиновничий аппарат. Стали возможны крупномасштабные завоевания.
Слайд 23
Сравним раннюю и позднюю древность
Экономические отношения
для ранней древности
характерна большая роль общины и коллективное использование земель
В
эпоху поздней древности преимущественно происходит распад общинной земельной собственности, распространение частной собственности на землю (с согласия государства), падение роли общины и рост индивидуализма.
Слайд 24
Формы государства
В ранней древности было характерно номовое государство(город-государство)
и территориальное царство.
В эпоху поздней древности утверждается империя
– крупное относительно централизованное государство, проводящее активную внешнюю политику.
Слайд 25
Религиозные различия
Ранняя древность – это период политеизма (многобожия),
децентрализованных родоплеменных религий.
Поздняя древность – это период монотеизма
(единобожие), этический характер религии, а также появление мировых религий.
Слайд 26
Х
Для ранней древности характерно было патриархальное рабство (раб
– человек), нередко временный характер рабства.
В эпоху поздней древности
господствует классическое рабовладение (раб – вещь).
Характер рабовладения
Слайд 27
Своего культурного расцвета Ассирия достигает во время правления
царя Ашшурбанапала (669–627 гг. до н.э.). При нем была
построена новая ассирийская столица – город Ниневия.
Ашшурбанипал
В последние годы правления Ашшурбанипала начинается постепенный закат Ассирийского государства.
После того как создается союз многочисленных городов, находившихся в подчинении у Ассирии, ассирийская армия начинает терпеть поражения. В 612 году была взята Ниневия, а окончательный разгром Ассирии относится к 609 году до н.э. – битва при Харране.
Слайд 28
После того, как Ассирия как государство закончила существовать,
вновь начинается возвышение Вавилона.
НОВОВАВИЛОНСКОЕ ЦАРСТВО
Слайд 29
Во время правления царя Навуходоносора II (605–562 гг.
до н.э.) Вавилон становится настоящей столицей мира.
Слайд 30
Это был самый крупный город в то время,
крупнейший город древности. В нем проживало не менее 200
тыс. человек. Город был окружен 8-метровой стеной, в которой находились многочисленные ворота и на которой возвышались башни. Стена была двойной.
Слайд 31
Во время правления Навуходоносора II в центре Вавилона
строится новый храм – храм Эсагила .
Рядом с
этим храмом возводился новый жертвенник – зиккурат, получивший название Этеменанки (храм краеугольного камня неба и земли).Этот храм имел высоту 91 метр.
Слайд 32
При Навуходоносоре II Вавилон был значительно перестроен.
Центральное
место в Вавилоне занимал рынок, как и в любом
другом восточном городе. Центральная улица насчитывала в ширину 35 метров.
В это время возникает одно из чудес света – Висячие сады Семирамиды
Слайд 33
Государство, созданное Навуходоносором II, оказалось не слишком прочным.
В 539 году до н.э. оно было завоевано персами.
Они покорили соседнюю империю Мидию, а в середине VI века до н.э. пришли на территорию Вавилонии. К концу VI века до н.э. Персидская империя заняла огромные территории: Передний и Ближний Восток, полуостров Малая Азия, а также Древний Египет, который в 525 году до н.э. покорился персам.
Слайд 34
В Персии также была проведена серия реформ, связанных
с именем царя Дария I (522–486 до н.э.). Он
разделил все государство на отдельные области, которые получили название сатрапии.Такая форма территориального устройства позволяла перекладывать все функции и полномочия царя на наместников – представителей в регионах.
Сатрапы (наместники), находившиеся далеко от столицы, пытались захватить в свои руки всю власть на местах. Нередко возникали восстания, где сатрапы выступали с требованиями получить дополнительные права и полномочия.
Слайд 35
Также впервые вводилась монетная система на столь большой
территории. Монета получила название дарик по имени царя Дария.
Слайд 36
. Персидская держава также оказалась не достаточно прочным
образованием. В V в. до н.э. после греко-персидских войн
Персия вступила в эпоху кризиса.
В 330-е годы на эти территории пришел Александр Македонский, который положил конец существованию Персидского государства. На этом месте возникла империя Александра Македонского