Слайд 2
План урока:
Пещерная живопись.
Загадки древнейших рисунков
Человек «заколдовывает» зверя.
Возникновение религии.
Зарождение веры в душу.
Слайд 3
Археологические раскопки
Среди первобытных людей были искусные художники. Более
120 лет назад испанский археолог открыл такие рисунки во
время раскопок в пещере Альтамира в северной Испании.
Слайд 4
Древнейшим художникам удавалось передать
облик и характер тех
зверей на которых они охотились – бизонов, медведей, носорогов.
Слайд 5
Оленей они изображали чуткими и настороженными.
Слайд 6
Дикая лошадь
Коней быстрыми и стреми-
тельными.
Слайд 9
Охота на бизона
Наскальная живопись
Охота на оленей
Слайд 10
Почему охотники помещали свои рисунки в глубине темных
пещер? Для чего изображали раненых, истекающих кровью зверей?
Слайд 11
Охотники боялись, что в лесах станет меньше зверей,
а в озёрах и реках исчезнет рыба. Они считали,
что нарисовав в пещере животных, они окажутся заколдованными и не уйдут из местности. А изображение раненого животного или истекающего кровью приведёт к удачной охоте.
Охотники перед охотой совершали колдовской обряд, поражая копьями нарисованное на песке животное.
Слайд 12
творческое отображение, воспроизведение действительности в художественных образах
Слайд 13
ВОЗНИКНОВЕНИЕ РЕЛИГИИ
В те времена у людей зародилась вера
в оборотней, в чудесные
свойства отдельных предметов. Страх перед
природными стихиями, невозможность объяснить явления окружающего мира привели к возникновению религиозных представлений.
Слайд 14
Религия
Взгляды и представления, основывающиеся на вере в
существование сверхъестественных сил: богов, духов, душ, в их господство
над миром
Слайд 15
Люди стали обожествлять явления природы.
Не умея объяснить природу
появления снов, древний человек стал верить в существование души.
Вера
проходила свой путь развития до нынешних религий сложным, но очень интересным путём.
Слайд 16
Одним из первых верований можно назвать Культ
Богини-Матери.
Археология даёт нам поразительные свидетельства всеобщего распространения культа Богини-Матери
в эпоху каменного века. На громадном пространстве от Пиренеев до Сибири и по сей день находят женские фигурки, вырезанные из камня или кости. Все эти изображения условно называют „венерами".
Слайд 17
Когда первые португальские мореплаватели в XV в. высадились
на побережье Западной Африки, они столкнулись с незнакомым миром
представлений темнокожих туземцев. Чем дальше продвигались они в глубь африканского континента, тем более поражались распространённому у местных племён обычаю поклоняться различным предметам, которым приписывались сверхъестественные свойства. Португальцы назвали их фетишами (от португ. Fetiso — «амулет»). В дальнейшем эта форма религии получила название фетишизм. Видимо, она является одной из самых ранних форм, известных всем народам нашей планеты.
Следующим этапом развития верований можно назвать Фетишизм:
Слайд 18
Поклонение отдельным «священным» вещам, которые якобы наделены сверхъестественными
свойствами
Слайд 19
Фетишизм тесно переплетается с другими формами верований, в
первую очередь с тотемизмом:
Тотемизм («от-отем» на языке североамериканских индейцев
оджибве означает «его род») — система религиозных представлений о родстве между группой людей (обычно родом) и тотемом — мифическим предком, чаще всего каким-либо животным или растением. К тотему относились как к доброму и заботливому предку и покровителю, который оберегает людей — своих родственников — от голода, холода, болезней и смерти. Первоначально тотемом считались только настоящее животное, птица, насекомое или растение. Затем достаточно было их более или менее реалистического изображения, а позже тотем мог обозначаться любым символом, словом или звуком.
Слайд 20
Тотемизм
Верование в родственные связи человека с животными
Слайд 21
Каждый род носил имя своего тотема, но могли
быть и более «специализированные» тотемы. Например, все мужчины племени
считали своим предком одно животное или растение, а у женщин был другой тотем.
Тотемизм послужил одним из главных источников возникновения зоолатрии — культа животных, широко распространённого у многих народов мира.
Формы зоолатрии разнообразны: прямое поклонение животным, страх перед ними, вера в оборотней, посвящение животных божествам, вера в их особую связь с миром духов и богов.
Слайд 22
Одним из проявлений зоолатрии является, например, уподобление животных
людям. При этом считается, что животные слышат и понимают
человеческую речь, могут превращаться в людей или когда-то были людьми. С этими поверьями связаны «звериные» и «птичьи» пляски, изготовление специальных масок, обычай надевать шкуры во время обрядов.
Слайд 23
Кроме тотемизма и фетишизма к наиболее ранним формам
религии можно отнести и анимизм (от лат. animus —
«душа»). Вера в существование души и духов присуща всем культурам человечества.
Поклонение духам не только в древности, но и в наше время является важным элементом верований разных народов.
Например, многие племена Центральной Индии верят в многочисленных духов, которые населяют джунгли, горы, водоёмы.
Эти духи (бонги) бывают добрые и злые.
Им приносятся многочисленные жертвы, проводятся ритуалы и церемонии, чтобы их умилостивить.
Слайд 24
АНИМИЗМ
верование в бессмертие души, в существование духов, населяющих
все вокруг
Слайд 25
Одним из наиболее ярко выраженных анимистических культов является
сохранившийся у многих народов мира до наших дней культ
предков (почитание душ умерших родственников). Духам предков оказывают определённые почести и внимание, иногда совершают жертвоприношения, при этом существует вера в их постоянное покровительство.
Слайд 26
С культом предков теснейшим образом связаны многочисленные всемирно
распространённые аграрные культы — система верований, ритуалов и праздников,
призванных обеспечивать плодородие земли.
Слайд 27
У славянских народов до сих пор не исчезли
следы аграрных культов в виде магических обрядов и праздников,
приуроченных к важнейшим датам сельскохозяйственного календаря. Например, весенние обряды были в основном очистительными, они должны были подготовить землю к предстоящим полевым работам. Много обрядов было приурочено к «чистому» четвергу.
В четверг па Страстной неделе (так называется неделя, предшествующая христианскому празднику Пасхи) устраивали уборку в доме, во дворе, в хлеву: всё мыли, чистили, стирали... Нетрудно понять, почему именно к «чистому» четвергу приурочивались обряды и обычаи, очень разные по форме и по времени происхождения. Ведь все они носили очистительный, предупредительный характер.
Слайд 28
Назовите наш современный православный праздник, на который совершают
подобный обряд?
Самым распространённым и, вероятно, древнейшим обычаем было очищение
водой перед началом весенних полевых работ — умывание, обливание, купание.
Слайд 31
Магия - четвертая из древних форм религиозных верований,
которая содержит в себе элементы тотемизма, фетишизма и анимизма.
В целом, магия - это вера в наличие сверхъестественных сил и в возможность посредством ритуалов и обрядов вступить в контакт с этими силами и с их помощью повлиять на человека, социальное или природное явление. Магия затрагивала практически все сферы жизни древних людей, и со временем в каждом племени (общине) выделились своеобразные касты магов - людей, которые занимались исключительно колдовством и зарабатывали себе на жизнь проведением ритуалов.
Слайд 32
Магия
Вера в сверхъестественные силы и обряды и действия,
основанные на вере в способность человека влиять на эти
силы.
Слайд 33
Шаман — древнейший специалист в области религиозной практики;
следующий этап развития верований представлен колдуном. Из шамана и
колдуна со временем вырастает фигура жреца.
Слайд 34
Шаман ▬►Жрец
Функции жреца:
- руководитель культа,
- хранитель религиозных норм,
-
нравственный наставник,
- обладатель знаний,
- врач,
- хранитель памяти рода,
- психоаналитик
и др.
Слайд 35
Язычество - обожествление сил природы
Таким образом, все рассмотренные
нами формы религиозных верований являются проявлением общего понятия ЯЗЫЧЕСТВО.