Слайд 4
Бал — это часть светской жизни общества,
которая всегда наполнена радостями и горестями, переживаниями и страстями.
Бал
— это лицедейство и игра, кокетство и ревность, страсть и любовь.
Бал — это развлекательное действо, которое отражало новую европейскую культуру — направления моды, музыкальные тенденции, этикетные ценности и стиль общения.
Слайд 6
Танцы проходили в определённой последовательности:
Полонез (польский танец). Это
был танец — выставка блеска, пышности и знатности.
Менуэт-
медленный народный хороводный танца). Менуэт был построен на мягких, изящных и плавных движениях рук и корпуса, мелких шагах.
Следующим танцем был вальс, о котором А.С. Пушкин писал:«Однообразный и безумный, Как вихорь жизни молодой, Кружится вальса вихра шумный, Чета мелькает за четой».
Слайд 8
Организация бального пространства для ассамблей происходила следующим образом.
По свидетельству А. О. Корниловича, "в
одной комнате танцевали, в другой находились шахматы и шашки; в третьей — трубки с деревянными спичками для закуривания, табак, рассыпанный на столах, и бутылки с винами".
Слайд 9
Необходимо отметить, что многие черты ассамблей
носили отпечаток личного вкуса царя-преобразователя и значительно отличались от
того, что было принято в Западной Европе.
Слайд 11
Балы были настолько важной частью дворянской жизни, что
весь остальной досуг был подчинен подготовке к ним, а
музыка и танцы считались важной частью дворянского образования – наряду с иностранными языками и математикой!
Слайд 12
В светском обществе вообще было принято связывать внешний
облик человека с его нравственными качествами. В этом отношении
особое значение приобретали уроки танцев, «ибо как нравственная философия образует человека для благородных действий, так нравственные танцы приводят молодых людей к привлекательному общежитию».
Слайд 15
Во время шествия под торжественно фанфарную музыку гости
показывали себя, свой наряд, светскость манер и благородство. В
полонезе могли участвовать все приглашенные, независимо от возраста, но в первой паре танцевал хозяин дома с самой знатной дамой. Первая пара задавала движения, которые повторялись всей колонной или "длинной змеей". Гости переходили из зала в сад и обратно.
Слайд 16
По свидетельству М. И. Пыляева, «во время танцев мужчина
едва касался пальцев партнерши, а когда оканчивал, то целовал
руку даме, а девушка с мужчиною не могла вступать в разговор и не могла танцевать два раза за вечер с одним кавалером» .
Слайд 17
Вторая четверть XVIII в. ознаменовалась постепенным становлением бальной
культуры в России. Если в петровскую эпоху ассамблея была
для большинства участников-дворян настоящим мучением и источником отнюдь не положительных эмоций, то в царствование Анны Иоанновны интерес к танцам растет, и балы приобретают постепенно европейские черты. Табачный дым и стук шашек уже не беспокоил танцующих.
Слайд 18
Незнание танцевальных фигур уже считалось большим недостатком воспитания
дворянина. Анна Иоанновна откровенно осмеивала тех дворян, которые плохо
танцевали и потому приглашались на танец очень редко.
Слайд 19
При Елизавете Петровне, которая покоряла современников своими танцевальными
способностями, балы приобрели не только европейский лоск, но и
размах.
Слайд 20
Эпоха Екатерины II ознаменовалась новыми явлениями в
бальной культуре русского дворянства. Важнейшей чертой данного периода
стал разделение общественных и частных балов.
Балы радовали глаз своей живописностью.
Слайд 21
В эпоху Екатерины II сложились особые правила бального
этикета.
Бал начинали с приглашения за несколько дней с тем,
чтобы приглашенные могли позаботиться о своих нарядах и настроиться на бал.
На придворные балы полагалось приезжать раньше назначенного часа, на все остальные — чуть-чуть опаздывать.
Считалось довольно неловким явиться первым в соответствии с поговоркой «Приехавший первым зажигает свечи».
И действительно, такие гости заставали еще в бальных залах слуг, занятых последними приготовлениями и зажиганием света.
Правила вежливости определяли, чтобы входя в большую залу, участник бала приветствовал его организаторов — хозяев, а затем других гостей сообразно их полу и возрасту: дам и стариков приветствовали прежде всех.
Слайд 22
Великолепные залы освещались тысячами восковых свечей, украшались зеркалами.
Зеркало было неотъемлемым атрибутом и самого бала, украшая парадную
лестницу и танцевальную залу. Участники имели возможность взглянуть на себя со стороны.
Слайд 23
Участники бала, не твердо знающие фигуры и не
имеющие слуха, должны были непременно воздерживаться от танцев. Танцующие
девушки были обязаны принимать приглашение всех без исключения кавалеров.
Танцевать более трех раз с одним и тем же партнером в течение одного бала считали дурным тоном, исключение — жених и невеста.
Слайд 24
Для того чтобы не забыть всех своих кавалеров,
дамам полагалось иметь при себе маленькую записную книжку,
Слайд 25
Этикет запрещал мужчинам жать даме руку, слишком приближаться
к ней и говорить неприличные комплименты. На балу нельзя
было утомлять серьезными и деловыми разговорами присутствующих.
Слайд 26
Представители знатнейших и богатейших семей Петербурга и Москвы
давали великосветские балы. Именно они наиболее полно выражали стиль
той или иной бальной эпохи. Особенно великолепны были великосветские балы второй половины XVIII и первой половины XIX века.
Слайд 27
На балу ценили три умения:
умение одеваться, танцевать и
общаться.