Слайд 2
«Живопись это рисование,
а живопись, рассчитанная
на века, — это
мозаика.»
Доменико Гирландайо,
итальянский художник
Слайд 3
Цель работы:
Выявить характерные черты византийской мозаики, приемы с
помощью которых достигался особый изобразительный эффект
Слайд 4
Задачи:
Проанализировать материалы Интернет-ресурсов, художественные альбомы, литературу, посвященную мозаичной
живописи Византии.
Выявить причины появления византийской мозаики как вида
искусства
Разработать хронологическую таблицу периодов развития культуры Византии.
На основе собранного материала проанализировать и охарактеризовать особенности мозаики Византии.
Слайд 5
Что представляет собой византийская мозаика?
Это древнее искусство составления
из мелких одинаковых частиц какого-то образа или картины. Как
правило, так выполнены большие картины, которые предназначены для того, что на них будут смотреть на большом расстоянии. В таком случае картина будет отличаться неровностями, которые как будто оживляют изображение, а также поверхность картины будет казаться издалека бархатистой.
Слайд 6
Происхождение византийской мозаики
История византийской мозаики восходит к третьему
или четвертому веку нашей эры. Именно этим временем датируются
одни из самых древних образцов мозаики. Интересно, что искусство это было в самом расцвете в шестом и седьмом веках, а затем было возрождено и постоянно использовалось на протяжении периода с девятого по четырнадцатый век. В основном образцы этого искусства представляют сюжеты на библейскую тему, следовательно многие из них располагаются в различных религиозных зданиях.
Слайд 7
Причины появления мозаики
Со временем , так часто используемая
в интерьерах христианских храмов фреска перестала удовлетворять взыскательного зрителя.
Был ли это художник Античности или Возрождения, он с одинаковым сожалением наблюдал, как тускнеют краски при высыхании, и позднее темнеет или выцветает вся фреска. Во все времена мозаика привлекала художника своими невероятными цветовыми возможностями. Византийские мастера подкладывали золотую фольгу под кубики смальты под разными углами, и таким способом добивались удивительного эффекта мерцания. Наряду с золотым фоном использовались яркие синий, зеленый, желтый, красный и белый цвета.
Слайд 8
Причины появления мозаики
Византийская мозаика- во многом предмет споров
историков. Но если многие артефакты оказались утраченными за несколько
веков, то прекрасные византийские мозаики из камня и смальты стали символом эпохи и целой цивилизации. В Византийской империи производство мозаики и смальты было поставлено на поток, в исторические записи вошли рассказы о проводимых мастерами-смальтистами экспериментах по получению разных оттенков смальты и попытках придания смальтовому стеклу различных свойств. Мозаики из смальты были непременным атрибутом не только культовых сооружений и царских дворцов, а и являлись украшением интерьера домов обычных горожан.
Слайд 9
Образцы этого искусства представляют сюжеты на библейскую тему,
многие из них располагаются в различных религиозных зданиях. Византийская мозаика
стала главным элементом художественной отделки соборов, усыпальниц, базилик.
Слайд 10
Внутреннее убранство храма Святой Софии в Константинополе
Слайд 11
Мозаики Собора Святой Софии в Константинополе. Христос-Пантократор.
Слайд 12
Мозаики Собора Святой Софии в Константинополе. Архангел Гавриил (мозаика
свода вимы)
Слайд 13
Мозаики Собора Святой Софии в Константинополе.
Мозаичное изображение Богородицы
в апсиде
Слайд 14
Мозаики Собора Святой Софии в Константинополе.
Иоанн Златоуст.
Слайд 15
Мозаики Собора Святой Софии в Константинополе.
Император Лев VI
преклоняет колени перед Иисусом Христом
Слайд 16
Материалы для византийской мозаики
Еще с древних времен в
Византии был изобретен превосходный материал для выполнения мозаики –
смальта. По сути, этот материал был стеклом, в которое добавляли частицы металлов для придания ему определенных оттенков. Так с добавлением золота, стекло приобретало золотой блеск. Именно этот блеск, побудил многих мастеров выбирать золотую мозаику для фона картин. Еще в расплавленную массу смальты добавляли в разных соотношениях медь и ртуть. Так древние мастера добивались того, что частички мозаики приобретали различные оттенки, необходимые для создания композиции.
Слайд 19
Особенности византийского стиля
Особенностью византийских мозаик в храмах стало
использование удивительного золотого фона. Мозаики выкладывались методом прямого набора, и
каждый элемент в укладке отличался своей уникальной поверхностью и своим положением относительно других элементов и основы. Создавалось единое и словно живое золотое поле, мерцающее как при естественном освещении, так и при освещении свечами. Неповторимость игры оттенков цвета и отражений света на золотом фоне создавало эффект движения всей картины.
Слайд 20
Особенности византийского стиля
Слайд 21
Особенности византийской мозаики
Обязательным для византийских мастеров стал технический
прием выполнения контуров тел, объектов, предметов. Контур выкладывался в
один ряд кубиков и элементов со стороны фигуры или объекта, и также в один ряд - со стороны фона. Ровная линия таких контуров придавала изображениям на мерцающем фоне четкость.
Большинство приемов византийской мозаики используется и в современных мозаичных композициях. Использование смальты, фон, образованный неровностями смальтовых кубиков, ровные контуры границ объектов и фона - это классика мозаики, классика Византии.
Слайд 22
Базилика Сан-Витале. Мозаичное украшение капители.
Слайд 23
Базилика Сан-Витале. Мозаика конхи.
Слайд 24
Базилика Сан-Витале. Мозаика свода.
Слайд 25
Базилика Сан-Витале. Импертор Юстиниан со свитой.
Слайд 26
Базилика Сан-Витале. Императрица Феодора со свитой
Слайд 27
Другие особенности византийской мозаики
В более поздние времена исследователи
обращают внимание на то, что кубики укладываются плотно друг
к другу, а четкость контуров при этом продолжает прослеживаться. Также среди особенностей более поздних образцов византийской мозаики можно назвать правильные пропорции человеческих тел. Часто они изображаются мастерами в движении или в повороте. Часто изображение передано, так, чтобы была видна объемность изображения. Это в какой-то степени оживляет изображения, но наличие четких контуров все же делает их довольно сухими.
Слайд 28
Другие особенности византийской мозаики
Слайд 29
Периоды истории византийского искусства
Наиболее древние сохранившиеся образцы византийских
мозаик относятся к III-IV векам, а два периода расцвета
приходятся на VI-VII века (золотой век) и IX-XIV (после иконоборчества - македонское возрождение, консерватизм комнинов и палеологовский ренессанс). Наиболее известными византийскими мозаиками являются мозаики Равенны и изображения Айя-Софии (Константинополь).
Слайд 30
Периоды истории византийского искусства
Слайд 31
Базилика в Чефалу. Христос Пантократор
Слайд 32
Выводы:
История существования мозаики насчитывает несколько тысячелетий.
Именно византийцы разработали
технологию производства смальты, благодаря которой это относительно экономичное и
простое в обращении стекло стало основным материалом для мозаичной живописи.
Господствующее положение этот вид искусства занял в убранстве византийских храмов в эпоху утверждения христианства
Общепризнанными шедеврами мирового мозаичного искусства являются: базилики в Чефалу, базилики и храмы в Сан-Витале, мозаики Собора Святой Софии в Константинополе и другие.