Слайд 2
Христианство —авраамическая мировая религия,
основанная на жизни и учении Иисуса Христа, описанных в Новом
Завете. Христиане верят, что Иисус из Назарета есть Мессия, Сын Божий Спаситель человечества. Христиане не сомневаются в историчности Иисуса Христа.
Христианство — самая крупная мировая религия как по численности приверженцев, которых около 2,3 млрд, так и по географической распространённости — в каждой стране мира есть хотя бы одна христианская община.
Слайд 3
Условия формирования Христианства.
История христианства насчитывает более двух тысяч лет. Наряду
с буддизмом и исламом, это
одна из трех мировых религий. Христианство возникло в I в.
н.э. на территории Римской империи. Среди исследователей нет единого мнения о точном
месте возникновения христианства. Некоторые считают, что это случилось в Палестине,
которая находилась в то время в составе Римской империи; другие предполагают, что это
произошло в еврейской диаспоре на территории Греции. В 63 г. до н.э. римский
полководец Гней Полтей ввел в Иудею войска, в результате чего она стала частью Римской
империи. К началу нашей эры и другие территории Палестины потеряли свою
самостоятельность, управление стало осуществляться римским наместником. Утрата
политической самостоятельности воспринималась частью населения как трагедия. В
политических событиях усматривали религиозный смысл. Распространялась идея
божественного возмездия за нарушения заветов отцов, религиозных обычаев и запретов.
Слайд 4
Процессы, происходившие
в Палестине, были подобны процессам, происходившим в других частях
Римской империи: везде римляне грабили и нещадно эксплуатировали местное население, обогащаясь за его счет. Кризис античных порядков и становление новых социально-политических отношений переживались людьми болезненно, вызывали ощущение беспомощности, беззащитности перед государственной машиной и способствовали поиску новых путей спасения. Возрастали мистические настроения. Появляется множество различных объединений, товариществ, так называемых коллегий. Люди объединялись на основе профессий, общественного положения, соседства и т.д. Все это создавало благоприятную почву для распространения христианства.
Слайд 5
Источники возникновения христианства
Возникновение христианства было подготовлено не
только сложившимися историческими
условиями, оно имело хорошую идеологическую основу.
Главным идейным источником христианства
является иудаизм. Новая религия переосмыслила идеи иудаизма о монотеизме, мессианстве,
эсхатологии, хилиазме - вере во второе пришествие Иисуса Христа и его тысячелетнее царство на земле.
Ветхозаветная традиция не утратила своего значения, она получила новую трактовку. Существенное
влияние на становление христианского мировоззрения оказала античная философская традиция. В
философских системах стоиков, неопифагорейцев, Платона и неоплатоников были выработаны
мыслительные конструкции, понятия и даже термины, переосмысленные в новозаветных текстах и
трудах богословов. Особенно большое влияние на основы христианского вероучения оказали
неоплатонизм Филона Александрийского и нравственное учение римского стоика Сенеки. Филон
сформулировал понятие Логоса как священного закона, позволяющего созерцать сущее, учение о
прирожденной греховности всех людей, о покаянии, о Сущем как первоначале мира, об экстазе как
средстве приближения к Богу, о логосах, среди которых Сын Божий — высший Логос, а другие логосы —
ангелы.
Сенека считал главным для каждого человека достижение свободы духа посредством осознания
божественной необходимости. Только повиновение судьбе порождает невозмутимость и спокойствие
духа, совесть, нравственные нормы, общечеловеческие ценности. Сенека в качестве нравственного
императива признал золотое правило морали, которое звучало следующим образом: «Обходись со
стоящим ниже так, как ты хотел бы, чтобы с тобой обходились стоящие выше».
Слайд 7
Наиболее спорным
вопросом в исследовании христианства является
вопрос об историчности Иисуса
Христа. В решении его можно выделить два
направления: мифологическое и историческое. Мифологическое
направление утверждает, что наука не располагает достоверными данными об
Иисусе Христе как исторической личности. Историческое
направление утверждает, что Иисус Христос был реальной личностью,
проповедником новой религии.
Источником , из которого христиане получают духовную информацию о Боге,
земной жизни Иисуса Христа, его учеников и основах христианского учения ,
является Библия. В состав Библии входит множество книг Ветхого Завета ( до
пришествия Иисуса Христа) и Нового Завета (жизнь и учение Христа и
его учеников - апостолов). Библия - строго каноническая (канон с греч. норма ,
правило) книга. Ее христиане называют Священным писанием, т.к. верят в то ,
что она , хотя написана конкретными авторами , но по внушению самого Бога
(путем божественного откровения).
Слайд 9
Этапы становления христианства как государственной религии
История
становления христианства охватывает период с середины I в. н.э.
до V
в. включительно. В течение этого периода христианство пережило ряд стадий
своего развития, которые могут быть сведены к следующим трем:
1 — стадия актуальной эсхатологии (вторая половина I в.);
2 — стадия приспособления (II в.);
3 — стадия борьбы за господство в империи (III-V в.).
На протяжении каждой из этих стадий менялся состав верующих, возникали и
распадались различные новообразования внутри христианства в целом,
непрестанно кипели внутренние столкновения, которые выражали борьбу за
реализацию насущных общественных интересов.
Слайд 10
Стадия актуальной эсхатологии.
На первой стадии христианство еще
не выделилось окончательно из иудаизма,
поэтому ее можно назвать
иудеохристианской. Название «актуальная эсхатология»
означает, что определяющим настроением новой религии в это время было ожидание
прихода Спасителя в ближайшее время, буквально со дня на день. Социальной основой
христианства стали порабощенные, обездоленные люди, страдающие от национального
и социального гнета. В раннем христианстве не было единой централизованной
организации, не было священников. Общины возглавляли верующие, способные
воспринять харизму (благодать, сошествие Святого Духа). Харизматики объединяли вокруг
себя группы верующих. Выделялись люди, которые занимались разъяснением учения. Их
называли дидаскалы — учителя. Для организации хозяйственной жизни общины
назначались специальные люди. Первоначально появились диаконы, выполнявшие простые
технические обязанности. Позднее появляются епископы — наблюдатели, надзиратели, а
также пресвитеры — старейшины. Со временем епископы занимают главенствующее
положение, а пресвитеры становятся их помощниками.
Слайд 11
Стадия приспособления.
На второй стадии, во II в., ситуация
меняется. Светопреставления не наступает; напротив, происходит
некоторая стабилизация римского
общества. Напряженность ожидания в настроениях христиан
сменяется на более жизненную установку существования в реальном мире и приспособления к его
порядкам. Изменяется социальный и национальный состав общин. В христианство начинают
обращаться представители состоятельных и образованных слоев населения разных народов,
населявших Римскую империю. Соответственно изменяется вероучение христианства, оно становится
более терпимым к богатству. Отношение властей к новой религии зависело от политической ситуации.
Один император осуществлял гонения, другой проявлял гуманность. Развитие христианства во II в.
привело к полному отрыву от иудаизма. Евреев среди христиан в сравнении с другими народностями
становилось все меньше. Необходимо было решать проблемы практически-культового значения:
пищевые запреты, празднование субботы, обрезание. В результате обрезание заменили на водное
крещение, еженедельное празднование субботы было перенесено на воскресенье, праздник Пасхи
перешел в христианство под этим же названием, но был наполнен другим мифологическим
содержанием, так же как и праздник Пятидесятницы.
Слайд 12
В течение III в. происходило формирование
крупных христианских центров в Риме,
Антиохии, Иерусалиме, Александрии, в
ряде городов Малой Азии и других областях. Однако
сама церковь не была внутренне единой: среди христианских учителей и проповедников
имелись расхождения относительно правильного понимания христианских истин. Появилось
множество направлений, по-разному трактовавших положения новой религии.
Назореи — проповедники-аскеты древней Иудеи. Внешним признаком
принадлежности к назореям был отказ от стрижки волос и употребления вина.
Монтанизм возник во II в. Основоположник Монтана в преддверии конца света
проповедовал аскетизм, запрет повторных браков, мученичество во имя веры.
Гностицизм – идеи заимствованные главным образом из платонизма и стоицизма.Гностики
признавали наличие совершенного божества, между которым и греховным материальным
миром имеются промежуточные звенья - зоны. К ним относили и Иисуса Христа. Гностики
пессимистически относились к чувственному миру, подчеркивали свою Богоизбранность.
Докетизм — направление, отделившееся от гностицизма. Телесность считали злым, низшим
началом и на этом основании отвергали христианское учение о телесном воплощении Иисуса
Христа. Они считали, что Иисус только казался облеченным в плоть, а в действительности
его рождение, земное существование и смерть были призрачными явлениями.
Маркионизм - по своим основным идеям был близок к гностикам.
Новатиане - занимали жесткую позицию по отношению к власти и тем христианам,
которые не смогли устоять под давлением властей и пошли на компромисс с ними.
Слайд 13
Стадия борьбы за господство в империи
На третьей
стадии происходит окончательное утверждение христианства как государственной религии. В
305 г. преследования христиан в Римской империи активизируются. Этот период в церковной истории известен как «эра мучеников». Закрывались места отправления культа, конфисковывалось церковное имущество, изымались и уничтожались книги и священная утварь, обращались в рабство плебеи, признанные христианами, арестовывали и казнили высших членов клира, а также тех, кто не покорился приказу отречься, оказав почести римским богам. Однако предпринятые властями меры не возымели действия. Христианство уже укрепилось в достаточной степени, чтобы оказать достойное сопротивление. Уже в 311 г. император Галерии, а в 313 — император Константин принимают указы о веротерпимости по отношению к христианству. Особенно большое значение имеет деятельность императора Константина I.