Слайд 2
Термин «Средние века» был впервые введён итальянским гуманистом Флавио Бьондо (1453),
до него же доминирующим термином для обозначения периода со
времени падения Западной Римской империи до Возрождения было введённое Петраркой понятие «тёмные века», которое в современной историографии означает более узкий отрезок времени (VI—VIII века).
Слайд 3
Средневековье условно делится на три основных периода:
Раннее Средневековье (конец
V — середина XI века).
Высокое , или Классическое, Средневековье (середина
XI — конец XIV века).
Позднее Средневековье или Раннее Новое время (XIV—XVI века)
Слайд 4
Университеты: магистры и школяры
В период развитого Средневековья в
европейских странах появились первые ученые и образовательные сообщества –
университеты. В роли основателей выступали, как правило, короли, императоры, римские папы.
Слайд 5
Даты основания университетов
Слайд 6
Университет в Болонье
Этот университет считается самым старейшим
не только в Европе, но и во всем мире.
Слайд 7
Программы:
В университетах на низшем, подготовительном, факультете изучались так
называемые «свободные искусства», объединенные в два цикла- тривиум (грамматика,
риторика, логика) и квадривиум (арифметика, геометрия, астрономия, музыка).
Слайд 8
Преподающие
Фома Аквинский
(1225/26-1274)-
богослов, философ. Монах- доминиканец. В 1323 г. причислен к
лику святых. Учился в Париже, Кёльне. Преподавал в Париже, Риме, Неаполе. В своих трудах исходил из положения о гармонии веры и разума, широко использовал учение Аристотеля, стремясь приспособить его к христианской доктрине. Им сформулированы многие основополагающие тезисы католического вероучения, в том числе пять доказательств бытия Бога.
Слайд 9
Пьер Абеляр
(1079-1142) – французский богослов, философ, поэт. Преподавал
в Парижском университете. Внес значительный вклад в развитие теологии,
пытался обосновать связь разума, логики и веры. Его труды были осуждены церковными соборами. Свой нелегкий жизненный путь он описал в «Истории моих бедствий»- одной из первых автобиографий в средневековой европейской литературе.
Слайд 10
Роджер Бэкон
( 1214-1292/94)- английский философ, естествоиспытатель. Учился, а
затем преподавал в Оксфорде. Монах- францисканец. Занимался оптикой, астрономией,
алхимией. Придавал большое значение экспериментальным исследованиям. Изучая свойства линзы, предвосхитил создание некоторых оптических приборов, а также предсказал ряд научных открытий
Слайд 11
Развитие литературы
Медиевисты XIX века различали два вида средневековой литературы, «ученую»
и «народную». К первому классу относились латинские тексты и
придворная поэзия, ко второму — все остальные произведения, считавшиеся, в духе романтиков, первородным искусством. . В это время возрастало многообразие жанров и закладывались истоки национальных культур. В разных странах были собраны и записаны эпические циклы, объединившие древние народные сказания –легенды
Слайд 12
Романский стиль
Это стиль в западно-европейском искусстве X—XII веков.
Наиболее полно он выразился в архитектуре. Романский стиль, художественный стиль,
господствовавший в Западной Европе (а также затронувший некоторые страны Восточной Европы) в X—XII вв. (в ряде мест — и в XIII в.), один из важнейших этапов развития средневекового европейского искусства. Термин «Романский стиль» был введён в начале XIX в.
Слайд 13
Готика
Период в развитии средневекового искусства, охватывавший почти все
области материальной культуры и развивавшийся на территории Западной, Центральной
и отчасти Восточной Европы с XII по XV век. Готика пришла на смену романскому стилю, постепенно вытесняя его. Хотя термин «готический стиль» чаще всего применяется к архитектурным сооружениям, готика охватывала также скульптуру, живопись, книжную миниатюру, костюм, орнамент и т. д. Понятие «русской готики» фактически неверно, но при Николае II было полностью утверждено в Британской империи, герцогстве Дармштацком, Российской империи, а также в ряде исламских государств.
Слайд 15
de Santa María de la Sede- собор в
городе Севилья (Андалусия, Испания)
Слайд 16
Возрождение
Этим термином обозначается направление в развитии европейской, в
первую очередь итальянской, культуры середины XIII-XVI в. При этом
выделяют три периода: предвозрождение (Треченто), раннее Возрождение (Кватроченто), высокое Возрождение. Характерные черты Возрождения заключались в обращении к античным идеалам прекрасного, в пробуждении интереса к человеку как совершенному созданию, части окружающего его мира.
Слайд 17
Старый дворец-резиденция синьории. Флоренция.
Слайд 18
Заключение
Вопреки мнению мыслителей итальянского Возрождения, средние века оставили
нам важнейшие достижения духовной культуры, в том числе институты
научного познания и образования. В их числе следует назвать, прежде всего, университет как принцип. Возникла дисциплинарная структура познания без которой была бы невозможна современная наука, люди получили возможность думать и познавать мир гораздо более эффективно, чем прежде.