Слайд 2
Культура есть порождение социального бытия, это не только
результат материрльного производства, но и продукт человеческого духа. Культура
казахов оставалась до середины XIX века глубоко традиционной. Ее разрушение есть следствие вторжения сильных соседей и; последовавших за этим политических кризисов, приведших к упадку хозяйства, к дальнейшей экономической несостоятельномсти кочевничества. Россия до 70-х годов XIX века была озабочена только укреплением своего положения в Средней Азии и исключала всякое культурное взаимодействие . народов империи. Вместе с тем, в XIX веке бурное течение жизни кочевников как бы приостановилось, оно сменилось размеренной суетой мирной жизни и дало возможность великим художникам осмыслить жизнь, степенно углубляясь в неё.
Слайд 3
Материальная культура казахов.
Жилище казахского народа - замечательный памятник
материальной культуры. В начале XlX века абсолютное большинство казахского
населений проживало в юртах. Особые мастера (уйшы) делали замечательные образцы юрт, отличающиеся как яркой красотой, так и богатством и соответствием всех частей. Нередко их направляли на различные этнографические выставки (Петербург, Москва, Париж). Русское правительство в большом количестве приобретало юрты для нужд армии (особенно в годы первой мировой войны).
Слайд 4
Появление зимовок в XIX в. - связано с
обострившимися проблемами землевладения и, конечно, переходом к оседлости. «Кыстау»
- зимнее жилище казахов XIX в. - это разнообразные строения, зависящие от климатических и естественно - исторических условий, а также степени экономического благосостояния владельца. В горных районах его строили из камня ми дерева, в степной части - из дерна и камня, в северной - чаще из дерева, на юге - из саманного кирпича. Окна делались на потолке, или на противоположной к выходной двери стенке, дверь выходила во двор. Кыстау обычно состоит из двух комнат (коржун уй). Вплотную к жилищу пристраиваются хозяйственные сооружения
Слайд 5
Одежда казахов
В одежде казахов XIX в, наблюдается
сильное воздействие татарской культуры. Если в начале века все
еще предпочитались ткани среднеазиатского производства из шелка,бархата, атласа и особенно дурня (полушелк), то в конце века все больше проникают ткани русского фабричного производства. Многие формы архаичной одежды казахов - саптама (сапоги с длинными голенищами), саукеле (головной убор невесты), айыр калпак (островерхие шапки мужчин) постепенно выходят из употребления. В XIX - начале XX вв. комплекс мужской и женской одежды был весьма устойчив и однороден на всей территории Казахстана. Штаны и нижние (ламбал), и верхние (шалбар) шили одинаковыми по покрою, широкими в шагу и у пояса, недлинные штанины обычно заправляли в сапоги. Шалбар изготавливали из верблюжьей домотканой материи, кожи, замши, а с XIX в. - из бумажных тканей темного цвета или из яркого бархата. С этого времени получают распространение верхние штаны русского покроя. Наиболее распространенным из верхней одежды является камзол (камзол) или оешпент (бешмет). Шили камзолы из плотных хлопчатобумажных материй, плиса, шерстяных тканей, бархата, шелка, с длинными или короткими рукавами, а иногда и вовсе без рукавов.
Слайд 7
В холодное время года носили камзолы на толстой
подкладке из шерсти или меха. Камзол был сугубо домашней
одеждой; выезжая за пределы аула, мужчина обязательно надевал поверх него другую одежду. Самый распространенный и обязательный элемент верхней одежды: шапан. «Шапаны» утепляли слоем шерсти или ваты. Казахи носили халаты во все времена года. В холодную погоду мужчины надевали на себя по несколько халатов. Тымак шили из тульи и четырех больших лопастей, скроенных из войлока и крытых тканью. Наиболее престижным мехом считался лисий малахай. Покрой тымака имел региональные особенности, по нему можно было судить о родовой принадлежности казаха.
Слайд 8
"Зар заман"
Родоначальником этого направления в литературе был поэт
Шортанбай Канайулы (1818—1881). В своих произведениях "Зар заман" он
называет эпохой скорби период казахской истории после присоединения Казахстана к России. Шортанбай критикует новую социальную группировку в казахском обществе, байство, возникшее в результате развития в степи товарно-денежных отношений. С горечью описывает тяжелую жизнь бедняков-жатаков, которые все заработанные за год деньги отдают в уплату за налог, бьет тревогу об испорченности нравов, лицемерии, ханжестве людей. Поэт отрицательно отзывался о росте земледелия в Казахстане. Шортанбай — поэт-пессимист. Он не находит выхода из создавшегося положения, призывает людей искать защиту в религии и соблюдать религиозные обряды.
Слайд 9
Созвучны с поэзией Шортанбая и произведения Дулата Бабатайулы
(1802—1874). В своих нравоучительных стихах "Осиет-Наме" он воспевает прошлую
жизнь казахского народа. Современную ему эпоху он называет временем всеобщей моральной деградации. Дулат осуждает действия казахских ханов XVIII в., допустивших русских на казахскую землю, рисует будущее казахов в самом мрачном виде. Он выступает за сохранение традиционного образа жизни. Присоединение Казахстана к России Дулат оценивает как большое несчастье казахского народа. Он говорил: "Страна твоя осталась в кольце. В этих условиях все богатство будет разграблено, а люди будут находиться на учете". Он предсказывал всеобщее разорение и исчезновение казахов как народ.
Слайд 11
Музыка Казахстана XIX века - золотой фонд духовной
культуры казахского народа. Это истинное наследие всего лучшего, что
было создано кочевниками на протяжении тысячелетий. В музыке сконцентрированы весь творческий талант и духовные силы казахского народа. Поистине этот период представляет собой замечательную веху в истории культурной жизни народа. В это время жили и творили выдающиеся композиторы, певцы и кюйши.
Слайд 12
Развитие системы образования. В конце XIX в. во многих городах,
деревнях и аулах открывалось множество школ, было положено начало
политехническому и женскому образованию. При многих школах имелись интернаты. К концу XIX в. в Казахстане было более 100 двухклассных школ с контингентом свыше 4 тыс. учеников.
Более способные выпускники русско-казахских школ поступали в кадетские корпуса и вузы России и зарубежных стран. Большое количество казахских юношей учились в Санкт-Петербургском университете, Военно-медицинской Академии, Казанском, Томском университетах и других вузах.
Получило дальнейшее развитие традиционное образование. В казахской семье мальчиков и девочек 5-6 лет обучали дома, затем они поступали в трехклассные мектебы, где изучали грамматику и арифметику.
Слайд 13
Медресе содержалось на средства частных лиц. Государство выделяло на
развитие образования мизерную сумму.
Медресе имело несколько дарисхана (классные комнаты),
худжры (комнаты для проживания учащихся), комнаты для омовений, столовые и кухни. Учеников называли шакирами, учителей - мударрисами. На должность учителя принимали людей не моложе 40 лет, имеющих диплом медресе. Они получали в год до 700 рублей. Учебный год начинался в сентябре-октябре и кончался в мае-июне.
В мектебах и медресе учились дети не только зажиточных родителей, но и бедных. Мусульманские учебные заведения сыграли большую роль в приобщении казахской молодежи к восточной культуре.
Слайд 14
И. Алтынсарин. Организатором народного образования во второй половине
XIX в. был выдающийся казахский просветитель Ибрай Алтынсарин (1841
-1889). Он родился неподалеку от Костаная в семье известного бия Балгожи, в 1857 г. окончил казахскую семилетнюю школу в Оренбурге. При помощи народа ему удалось в январе 1884 г. в Торгае, в 1888 г. в Иргизе, в 1884 г. в Костанае открыть казахские школы. С именем И. Алтынсарина связано и начало женского образования в Казахстане. Он открыл несколько школ для девушек с интернатами, в которых в 1886 г. обучались 211 учениц. Его заслугой также является открытие сельскохозяйственных, ремесленных школ, разработка дидактических принципов обучения и воспитания детей, создание учебных и методических пособий. Написанные им "Киргизская хрестоматия", "Руководство по обучению киргизов русскому языку", "Мактубат" имели огромное значение в истории казахской культуры.
Слайд 15
Казахская литература
Абай Кунанбайулы. Во второй половине XIX в.
ярким представителем был великий просветитель, поэт, классик Абай (Ибрагим)
Кунанбайулы (1845-1904). Абай родился в семье крупного скотовладельца в Шингисских горах Семипалатинской области. В школьные годы он изучил не только доступные ему произведения писаталей и поэтов, но и сам начал писать стихи. В 80-е годы Абай встретился со ссыльными революционерами, представителями русской революционной интеллигенции. Дружба с Е. Михаэлисом, П. Долгополовым, С.Гроссом помогла ему глубже изучить революционно-демократические идеи. С 1886 г. Абай начал переводить на казахский язык произведения Крылова, Пушкина, Лермонтова. В сближении с русской культурой Абай видел единственно верный путь выхода на мировую культуру. Его волновала идея братства и дружбы народов.
Абай был также известным композитором, знатоком и тонким ценителем казахской народной музыки. Он создал ряд лирических мелодий, которые вошли в сокровищницу казахской музыкальной культуры.
Слайд 17
КУРМАНГАЗЫ САГЫРБАЙ-УЛЫ
Курмангазы Сагырбай-улы (1818-1819) – гениальный кюйши-композитор, классик
казахской инструментальной музыки. Родился в местечке жидели на территории
Букеевской орды. Выходец из бедной среды, Курмангазы с юных лет проявил музыкальные даро-вания. Первым наставником игры на домбре был Ханбазар, а глав-ным учителем – кюйши Узак. Курмангазы учился и у других народ-ных талантов, таких как Баламайсан, Байжума, Сокыр Есжан. Став на профессиональный путь кюйши, Курмангазы создаёт свои произ-ведения, в которых отразились его переживания за судьбу народа, его решимость и верность освободительному движению. Вся жизнь великого кюйши прошла в борьбе за социальную справедливость и против произвола власть имущих. По народным рассказам, первый его кюй ''Кишкентай'' был посвящён руководителю народного восстания Исатаю Тайманову. В его кюях ''Акбай'', ''Адай'' и др. отражены его раздумья, вера в буду-щее. В кюе ''Сары арка'' слышатся мотивы несгибаемой воли народа к свободе, родной земле, безграничной степи.