Слайд 2
Самая существенная черта русского народного промысла - праздничное
ощущение радости.
Русский народ создал русский язык, красивый, как радуга
после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью.
Л. Н. Толстой
Слайд 3
Человек без ремесла, что птица без крыльев.
Тот человек
в почете, - чьи руки в работе.
Кто любит труд
– того люди чтут.
Ремесло пить - есть не просит, а хлеб приносит.
Ремеслу везде почет.
Ремесло – сокровище человека.
Ремесла за плечами не носят, а с ним добро.
Соха кормит, ремесло поит, промыслы обувают и одевают.
Слайд 4
Предметы быта, сделанные от начала до конца вручную
одним мастером согласно традициям предков, перешли в разряд сувениров.
Но потеряв свою утилитарную ценность, народное прикладное искусство, как правило, не умирает, ведь художественные ремесла – одно из самих ярких материальных отличий одного народа от другого.
Почти всё в избе делалось своими руками. Долгими зимними вечерами резали миски и ложки, долбили ковши, ткали вышивали, плели лапти, корзины. Хотя и не отличалось убранство избы разнообразием мебели: стол, лавки, скамьи, табуретки, сундуки – всё делалось с любовью. Это стремление к прекрасному, мастерство передавалось от поколения к поколению. Поэтому неудивительно, что обычные бытовые предметы становились всё совершеннее. Появлялись народные умельцы, зарождались промыслы.
Слайд 5
Ремесло – это мелкое производство готовых изделий,
где основу составляет ручной труд.
Одним из
характерных признаков является производство изделий по заказу потребителя.
В старину всякое ремесло называлось художеством, а мастера — художником. И это правильно. Делающий нужные и красивые вещи — тоже художник.
Промысел - когда люди семьями, селениями овладевают ремеслом с целью продажи своих изделий.
Слайд 6
Наша область, как лоскутное одеяло состоит из 18
районов. На территории Липецкого края издавна существовали такие промыслы,
как кружевоплетение, гончарное ремесло, хохломская роспись, валяние из шерсти, лоскутное шитьё, вышивка, лозоплетение, резьба по дереву. Богата Липецкая область народными ремёслами и промыслами и славится мастерами своими.
Слайд 7
ЕЛЕЦКИЕ КРУЖЕВА
Быстро вяжется узор
Ловкой кружевницей.
Нитка тянется
легко,
В кружева ложится.
Просто глаз не оторвать
От
такого дива.
Будто жизнь свою плетет
Ладно и красиво.
Слайд 8
Кружевное производство в Ельце возникло из распространенного в
ХVIII веке плетения гарусного шнура, которым после окраски вышивали
солдатские мундиры.
Работы Елецких кружевниц славятся во всем мире. Тонкость, рельефная скань, обилие сквозных элементов, декоративная отделка ячеек фона, изысканность делает кружево уникальным. В свободных растительных узорах сцепного кружева мастерицы стремятся передать реальные формы цветов, листьев, плодов, морозные узоры. Особенностью Елецкого кружева является изысканность, легкость, воздушность.
Слайд 9
Вятское кружево
Елецкое кружево
Вологодское кружево
Елецкое кружево
Вологодское кружево
Елецкое кружево
Слайд 12
НЕПОВТОРИМОСТЬ ЕЛЕЦКОГО КРУЖЕВА
В елецком кружеве нашли свое отражение
сказочные морозные узоры на окнах, изящность и легкость падающих
снежинок, неброская красота русского подстепья, июньское разнотравье, лиричность и грусть народных песен.
Слайд 14
Мастера кружевоплетения
Ах, спасибо, бабуля моя,
Что плести научила меня
Ох,
елецкое тонкое кружево,
Под коклюшки душою звеня…
Из комода я сколок
возьму,
Все иголочки в нем переткну…
Счастья выплету белый узор -
И получится наш разговор!
Слайд 16
Каждую весну устраивали жители липецкого края праздники- ярмарки.
И ни один из них не обходился без пестрого
красочного товара – глиняных игрушек – украшения ярмарки. А почему глиняные? Народная притча гласит: когда бог сотворил человека, осталось у него изрядное количество глины. Бог и спросил человека: “Что тебе надо?” Подумал человек и ответил “Дай мне счастья”. Тогда отдал Бог глину человеку
Слайд 17
Романовская игрушка: в простоте замысла- искра божья
История названия
игрушки началась в XVI веке, когда бояре Романовы образовали
здесь поселение и привезли своих крестьян из разорённых вотчин Скопинского уезда.
И на берегу реки Воронеж выросло большое село Романово-Городище.
В 1614 году близкий родственник царя Михаила Фёдоровича Романова Иван Никитович построил на городище острог, и селение стало называться городом Романов. В XVIII веке он был преобразован в село Романово – ныне Ленино.
Слайд 18
Почему игрушку всегда делали свистулькой?
По древним поверьям
свист отпугивает злых духов. Но есть и другая причина:
ребёнок, когда играет на свистульке, развивает свои лёгкие.
Образ Сирина восходит к древнегреческим сиренам. Это – полуптица-полуженщина, которая зачаровывает людей своим пением. В славянской мифологии, по поверью, чудесная птица является лишь счастливым людям, и только они могут услышать её прекрасное пение.
Слайд 19
Филимоновская
Дымковская
Романовская
Хлудневская
Романовская
Романовская
Найдите
картинки с изображением Романовской игрушки
Слайд 20
Добровская
Дымковская
Романовская
Каргопольская
Слайд 21
Фестиваль « романушки» –
это всегда большой, яркий праздник, где каждый может прикоснуться
к своим истокам, узнать много нового о липецком традиционном творчестве, научиться основам гончарного мастерства, и просто насладиться красотой русской культуры.
ВОЗРОЖДЕНИЕ РОМАНОВСКОЙ ИГРУШКИ
Слайд 23
Романовская игрушка многим отличается от каргопольской, абашевской, дымковской,
филимоновской и других.
Для них характерен интерес к жанровым композициям.
Катанье в санях – один из типичных сюжетов русского народного искусства.
Но в липецкой игрушке изображены не крестьяне, как в народных росписях по дереву, а военный с дамой, сани с запряжкой в один конь.
Вылепленные каждая в отдельности, фигурки соединены в композицию на узком длинном основании, сама форма которого напоминает полозья и как бы символизирует скольжение по снегу, быстрый бег саней.
Впечатление лёгкости создает и красивый цвет бледно-жёлтой поливы. Игрушка лаконична и проста по исполнению. С помощью дырочек, защипов и косых насечек переданы необходимые детали лиц, одежды, причудливые головные уборы.
Слайд 24
ДИНАСТИЯ МИТИНЫХ
Не многие имена старых мастеров романовской игрушки
сохранило для нас время. И тем приятнее осознавать, что
и сейчас живут и здравствуют люди, кто своими руками создавал для потомков эту удивительную глиняную историю романовского промысла.
Династию Митиных можно считать долгожителями игрушечного ремесла
Слайд 25
Добровская глиняная игрушка
Керамические колокольчики "Баба" и "Мужик с
гармонью" сохраняют в себе форму, технику и основной сюжет
добровской глиняной игрушки нач. XX века.
Автор этих работ – Светлана Юрьевна Пастухова, живет в г. Грязи, Липецкой области. Закончила художественно-графический факультет Липецкого Государственного Педагогического Университета. Сейчас, здесь же, работает и преподает студентам керамику, а также является руководителем кружка "Живая глина".
Слайд 26
Резьба по дереву и лозоплетение
Слайд 28
Древнее ремесло плетения лаптей пытается сохранить пожилой мастер
из Липецкой области Иван Семенович Полетаев
Слайд 29
По золоту фона
Затейливой змейкой
Орнамент здесь вьется,
Попробуй, сумей-ка.
Золотая хохлома
Липецкие узоры — народный промысел мастеров Липецкого края, изготовление различных
деревянных изделий и украшение их художественной росписью.
Изделия липецких мастеров радуют глаз и улучшают настроение. Наверное, в этом и заключается секрет их популярности.
Слайд 30
Липецкие узоры
Липецкие узоры
Городецкая роспись
Семеновская хохлома
Заволжская хохлома
Найдите изделия липецких
мастеров
Слайд 31
Семеновская хохлома
липецкие узоры
Липецкие узоры
Городецкая роспись
Семеновская хохлома
Слайд 32
Современное использование узоров хохломской росписи
Слайд 33
ВАЛЯНИЕ ИЗ ШЕРСТИ
Валенки - наша национальная обувь. Больше
их нигде во всем мире не делают.
Промысел самобытный. Нигде
катать валенки не учат.
В разных селах Липецкой области есть мастера по валянию: Желтые пески, Измалково, Лев Толстой и других, а в Ельце есть даже фабрика, где валенки
катают дедовским способом, вручную. Потому они и получаются высшего качества тонкие, мягкие и очень теплые. Вот мода пошла на дизайнерские валенки, с бисером, вышивкой и другими украшениями .
Слайд 34
Что можно делать из шерсти?
Картины из валенной шерсти,
украшения, сумки, чехлы для телефона, шарфы, тапочки, шапочки и
многое другое можно сделать из шерсти.
Так древняя традиция перешла на новый уровень. Интерес к художественному войлоку в мире стремительно растёт. Экологически чистые, красивые и необычные вещи становятся очень модными и популярными в России.
Слайд 37
Крейзи- квилт
Картина в технике « квилт»
Слайд 38
"Иголка бродит по канве,
Ложатся крестики
рядами,
Я шью мечту сама себе,
Из голубой небесной
дали.
Чтоб притянулась, прижилась,
И стала явью в одночасье.
Чтоб наконец она сбылась,
А я почувствовала счастье!»
Вышивка
Слайд 39
Тамбурный шов
Мураевенская вышивка
Гладь
Счетные швы
Образцы вышивки липецких мастериц
Белая
строчка
Слайд 40
Музей народного
и декоративно-прикладного искусства
Лебедянский Дом ремесел
Музей народных ремесел и промыслов г. Елец
Дом народного
творчества с. Троицкое
Слайд 41
Народный костюм Липецкой области
Домотканый и древний, ещё в
сундуках,
Сохранил вековые мой край сарафаны.
Что за чудная
дробь у тебя в каблуках?
Что за песни в душе твоей Анна?
Здесь у тихой сосны, где берез хоровод,
Заливные луга и медовые травы.
Задушевная русская песня живет
И она тебя славит по праву.
Как к лицу тебе этот наряд -
И понева и в блестках жемчужин сорока.
Слайд 42
«По одежке встречают…»
– эта поговорка пришла к
нам из глубины столетий. Тысячу лет назад нашим предкам
было достаточно один раз взглянуть на одежду незнакомого человека, чтобы понять, из какой он местности, к какому роду-племени принадлежит, какое положение занимает. Такая «визитная карточка» позволяла сразу решить, как себя вести с незнакомцем и чего от него ждать.
Слайд 43
Особенности народного костюма Липецкой области
Липецкий
традиционный костюм, представляет собой пёструю картину и по форме,
и по цветовой гамме. Объясняется это тем, что Липецкая область, образованная в 1954 году, вобрала в себя сложившуюся традиционную культуру соседних областей. В Воловском, Елецком, Долгоруковском, Тербунском, Измалковском, Лев-Толстовском районах в одежде нашли своё отражение черты рязанского костюма. В Лебедянском, Добринском, Краснинском и Липецком районах прослеживается влияние Тамбовского традиционного костюма. В остальных – Орловской, Воронежской и Тульской губерний.
Слайд 44
Понева надевалась на рубаху, затем надевался передник "запан»,
иногда с рукавами, далее "навершник» - тип укороченной рубахи,
и другие детали и украшения. Головной убор также состоял из нескольких частей: твердой основы - "кички» и мягкого верха - "сороки», дополняемых множеством деталей. Этот архаичный тип одежды, с туникообразным покроем ее отдельных частей был распространен на широкой территории южных губерний России (Рязанской, Тамбовской, Воронежской и других).
Слайд 45
Вышитые рубахи с черными клетчатыми поневами и яркие
вышитые, обязательно с красными кумачовыми полосами «занавески» — фартуки
с рукавами, повойники и кички с бисерными «позатыльниками». Широкие бисерные цветные «гайтаны».
Фольклорный коллектив села Колыбельское Липецкой области (костюмы: рубашки, плиссированные юбки-поневы из одноцветной ткани, бархатные корсетки, передники, парчовые кички, обмотки — связки бус с множеством лент). 70-е годы XX века. Село Колыбельское Липецкой области.
Слайд 46
Портрет Ф. Н. Ивлевой. 1970 г.
Женский костюм
села Колыбельского уникальный в Липецкой области. По исследованиям этнографов,
далекие предки жителей этого села были переселенцами из Литвы, с течением времени они обрусели, но в женском костюме сохранили главные элементы литовского — плиссированную юбку, называвшуюся в Колыбельском поневой, из одноцветной темно-красной шерстяной ткани, у рубашки — стояче-отложной воротник с острыми концами, форма которого поддерживалась специальным «ожерелком», бархатную «корсетку» и парчовый головной убор, существовавший теперь под названием «кичка». Неизменным элементом праздничного костюма молодой женщины была шейная «обмотка» (большая связка бус) с большим количеством лент
Слайд 47
Ф. Н. Ивлева в старинном
костюме села Колыбельское.
Такие «снаряды» носили лет до 35, а
затем складывали в сундук для старшей дочери. Действительно, парчовая кичка могла украшать только молодое лицо. Свойство парчи таково, что она старит, или, вернее сказать, делает более заметными морщины и обесцвечивает старое лицо. Так, в существовавшем обычае носить этот костюм только в молодом возрасте сказывается эстетическое народное чутье.
Слайд 48
текстильная кукла в народном костюме села Измалково Липецкой
области
Слайд 49
текстильная кукла в народном костюме села Романово Липецкого
района Липецкой области
Женский костюм с. Ленино
очень своеобразный. В нём преобладают сочные, яркие, насыщенные цвета - сочетание розового и синего, зелёного и красного. В комплект костюма входит рубаха, юбка, башлык (головной убор), подшейник, украшения - стеклянные бусы.
Слайд 50
текстильная кукла в народном костюме села Колыбельское Липецкой
области
Слайд 51
текстильная кукла в народном костюме села Волчье Липецкой
области
Слайд 54
Особенности костюма с. Панино
Итак,
около ста лет назад жительница села Панино наряжалась на
люди в белую холщевую блузу с вышивкой и поневу – верхнюю юбку из плотной ткани. Понева должна быть складчатой, причем, чем больше складок, тем параднее модель. Если будничную поневу шили из 6-7 полотен (отрезок ткани шириной в метр), то на парадную требовалось никак не меньше двенадцати. Чтобы выглядеть привлекательнее в глазах мужчин, деревенская щеголиха надевала одну-две коротких складчатых юбки под поневу – так формы красавицы казались пышнее. В таких нарядах просто невозможно не плыть «белой лебедью».
- На голову надевали лычку – косынку такую. Это замужные женщины ходили в лычках. А девки носили платки – атласные, безкаемные, - жаровые платки, старинные. Жаровыми их называют потому, что они на солнце как жар горят, отливают.
На рукавах холщовых рубах сельские модницы конца девятнадцатого века вышивали «полеты» - полоски орнамента. По этим «полетам» сразу можно было отличить, из какого села красавица.
- На рубахе вышиты кроме «полет» еще дубовые листья, ветрянка (ветряная мельница), виноград и «кучки» - такой традиционный орнамент, пирамидками.
Слайд 55
Мы познакомились лишь с малой частью великого культурного
наследия, которое оставили нам предки. Произведения, созданные нашим народом,
хранятся в музеях, показываются на выставках, служат образцами на производствах традиционных промыслов и продолжают делать нашу жизнь ярче и красивее.
Слайд 56
Богата земля Липецкая своими мастерами, славящими ее по
всему миру. Но главным ее богатством является Земля- кормилица
и хлеб, выращенный на ней.
Слайд 57
Хлеб – с самых давних времен является символом
достатка, материального благополучия и изобилия. Этот продукт осмысляется, прежде
всего, как дар Божий, но и одновременно как самостоятельное живое существо или образ самого божества. Так сложилось исторически, что отношение к хлебу в нашей стране всегда было особо почтительное и религиозное. С далеких времен, хлеб как один из самых позитивно окрашенных символов довольно часто упоминается в сочетании с Богом, солнцем и землей.
Слайд 58
У древних славян было принято, чтобы хлеб постоянно
лежал на столе в красном углу, тем самым символизируя
богатство дома и готовность принять гостей. Кроме того, хлеб считался знаком божественного покровительства и своеобразным оберегом от враждебных сил. Как и наши предки, мы кладем хлеб перед иконами, тем самым свидетельствуя о своей верности Господу, а Господь, в свою очередь, кладет хлеб на стол наш. Считается, что хлеб это дар Божий, а стол это Божья ладонь.