Слайд 2
Происхождение и расселение мордовского народа
VI—VII веках нашей эры
мордва
Мордва–
народность финноугорских народов Поволжья. Основные группы мордвы – эрзя
и мокша, сохранившие племенные и этнические самоназвания и говорящие на разных,
хотя и близких языках. Формирование мордвы происходило в междуречьях Оки, Волги, Цны, Суры,
Алатыря. Древнейшая область обитания эрзи – бассейн Суры, мокши – бассейн Мокши.
Традиционным
типом поселений являлись городища. Большинство их относится к городецкой культуре раннего железного века (Давыдовское, Горельское, Тригуляйское и др.). Почти все городища мысовые, с незначительным и бедным культурным слоем, находятся вдали от крупных рек, в верховьях оврагов.
Слайд 3
Происхождение и расселение мордовского народа
На территории Тамбовской области
проживали мокшанские племена, а цнинская мордва была её особой
составной частью.
Древняя история тамбовской мордвы исследуется учеными уже более 100 лет.
О ее жизни рассказывают мордовские кладбища-могильники, остатки небольших поселений.
Слайд 4
Происхождение и расселение мордовского народа
Крюково-Кужновский могильник VIII –
XI вв
исследовано около 700 погребений.
Обычное положение покойных –
на спине с вытянутыми вдоль туловища или сложенными на груди руками. В могилах встречаются подстилки из луба и досок, иногда – следы гробов. Покойных в некоторых случаях заворачивали в луб или ткань. Северная ориентировка погребенных связывается с памятниками эрзи, а южная – с мокшей.
На территории Тамбовской области выявлены 12 мордовских могильников, из них только один имеет северную ориентировку, в остальных покойники ориентированы головами на юг.
Обряд трупосожжения появился у мордвы уже в первой половине I тысячелетия н.э. кремация умерших всегда совершалась на стороне, кальцинированные кости ссыпались в могилу. Вещи раскладывались на дне ямы в порядке ношения при жизни умершего. Типичными для среднецнинской мордвы являются находки височных привесок с грузиком и спиралью, шумящих привесок в виде гусиных лапок, застёжек-сюльгам.
Слайд 6
Происхождение и расселение мордовского народа
Давыдовский могильник расположен на
левом берегу р. Серп, у южной окраины с. Давыдово(Моршанский
р-н), датируется VIII – XII вв. н.э.
Впервые упоминается в «Известиях ТУАК» (1890).
В 1892 г. А.А. Спицын произвёл частичные раскопки. Обнаружено четыре мордовских погребения.
С костяками найдены бронзовые украшения, железные детали конской упряжи.
Слайд 7
Происхождение и расселение мордовского народа
Елизавето-Михайловский могильник расположен на
правом берегу р. Морша, на дюне между селами Михайловка
и Елизаветино (Моршанский р-н).
Открыт П.П. Ивановым в 1911 г. Раскопки велись им в 1927–1928 гг.
Исследованы 136 мордовских погребений. Выявлены трупоположения и трупосожжения. С костяками найдены железные орудия труда, оружие, бронзовые украшения, керамика.
Погребённые лежали в грунтовых ямах с закруглёнными углами, рядами, головой на юг, что является этническим признаком мордвы-мокши.
Археологи А.Е. Алихова и Р.Ф. Воронина датируют могильник VIII–XI вв. н.э.
Слайд 8
Происхождение и расселение мордовского народа
Лядинский могильник расположен на
левом берегу р. Ляда у с. Новая Ляда (Тамбовский
р-н).
Открыт при железнодорожном строительстве в 1869 г.
Вещи из могильника в 1877 г. были частично описаны И.Р. Аспелиным.
В 1888 г. по заданию Императорской Археологической комиссии раскопки произвёл В.Н. Ястребов. Им обнаружены 143 мордовских погребения.
Вместе с костяками найдены железные орудия и оружие, бронзовые и серебряные украшения, керамика.
В 1889 г. раскопки продолжил П.И. Пискарёв,
В 1983 – 1985 гг. – Р.Ф. Воронина, которая выявила 83 погребения, богатый инвентарь. Памятник датирован В.Н. Ястребовым, а также Ю.В. Готье и А.И. Яковлевым X – XI вв. н.э., Р.Ф. Ворониной – IX – XI вв. н.э.
Слайд 10
Занятия мордвы
Вся жизнь мордовского народа была тесно связана
с лесом и рекою.
Мордвин любил лес, берег его,
лелеял.
Лес давал обильную пищу: диких зверей, ягоду, строительный материал для жилья и отопления, служил надежным укрытием при появлении противника.
Слайд 11
Занятия мордвы
Мордовское земледелие также было связано с лесом.
Оно
носило подсечный характер.
Вырубались небольшие участки леса, деревья сжигались,
а зола использовалась как удобрение. Такую почву можно было возделывать 5 – 7 лет, затем всё повторялось на новом месте.
Как правило, через 20 – 30 лет население возвращалось на прежнее место, уже заросшее молодым лесом.
Подобный тип земледелия не требовал постоянного ухода за почвой и позволял получать относительно стабильный урожай ячменя, ржи, полбы, гороха, конопли.
Слайд 12
Занятия мордвы
О распространении подсечного земледелия говорят многочисленные орудия
труда в могилах умерших: железные наконечники сох, серпы, топоры.
Особое место занимали топоры-кельты, употребляемых для обработки почвы и рубки деревьев.
Уже в IX в. земледелие стало играть важную роль в хозяйственной деятельности угро-финнов, а к XII в. оно становится одним из ведущих видов занятий.
Слайд 13
Занятия мордвы
Местное население продолжало заниматься и скотоводством.
Длительное
время оно являлось основой хозяйственной жизни мордовских племен.
Разводили
коров, овец, свиней, лошадей. Их пасли на заливных лугах в долинах рек.
Слайд 14
Занятия мордвы
Старинным занятием мордвы считалось бортничество или сбор
меда диких пчел.
В высоких деревьях в глубине леса
выдалбливались дупла, куда заманивали рой диких пчел.
В разгар лета начинался сбор меда. Мед шел в пищу и служил лекарственным средством.
Слайд 15
Занятия мордвы
В числе занятий мордвы были изготовление гончарной
посуды, обработка кости, кожи, шерсти и дерева.
Из кожи
изготовляли сумочки, пояса, конскую упряжь, обувь.
Из шерсти женщины ткали и вязали одежду, коврики, подстилки.
Слайд 16
Занятия мордвы
Важным видом занятий оставалась обработка металла.
Кузнечным производством,
изготовлением оружия и орудий труда занимались мужчины.
А вот
ювелирное производство у мордовских племен находилось в женских руках. Из меди и бронзы выделывались украшения, некоторые виды оружия.
Слайд 17
Занятия мордвы
В праздничный костюм женщины-мордовки входил головной убор,
с височными бронзовыми подвесками и серьгами.
Девушки на шее
носились бусы из глины, смальты или шейные бронзовые витые гривны, украшенные витыми подвесками.
На груди женщины находились большие бронзовые бляхи или красивые литые украшения с разнообразными подвесками – «шумящие подвески», как их называют археологи.
Слайд 18
Занятия мордвы
В женских и мужских могилах в большом
количестве встречаются бронзовые, оловянные и серебряные перстни и кольца,
многие из которых были привозными.
Руки женщины украшали кованые браслеты с расплющенными концами или витыми в виде спирали. Широко в украшении костюма мужчин и женщин применяли сюльгаму – бронзовую застёжку, которая заменяла пуговицы.
Слайд 19
Занятия мордвы
Мужской костюм украшался гораздо скромнее: сюльгамы, браслеты,
гривны, перстни и обязательный пояс.
Пояс служил признаком мужчины.
Он представлял собой широкий кожаный ремень, украшенный бронзовыми или серебряными бляхами с различным ритуальным узором.
Количество блях подчеркивало имущественное и социальное положение мужчины-воина в обществе.
Слайд 20
Занятия мордвы
Поселения мордвы имели вид полуземлянок из легких
конструкций и обычно располагались вдоль берегов рек на краю
леса.
В случае появления противника жители быстро уходили со своими семьями в глубь леса, где у них имелись временные укрепленные поселения – «тверди». Занятия подсечным земледелием ограничивало пребывание поселений на одном месте.
Слайд 21
Занятия мордвы
Занятия подсечным земледелием ограничивало пребывание поселений на
одном месте.
После того как почва истощалась, жилища переносились
на новое место.
Сами поселения мордвы в Тамбовском крае исследованы мало, больше изучались мордовские родовые кладбища.
Слайд 22
Занятия мордвы
Мордва могла и постоять за себя в
военных конфликтах.
Почти в каждом мордовском мужском погребении находят оружие,
что говорит о поголовном участие мужчин в военном деле.
Встречаются и могилы профессиональных воинов, составлявших окружение главы рода. В них исследователи находят мечи, сабли, узкие ножи-стилеты, а иногда целые наборы таких боевых ножей, топоры, копья различных видов, стрелы, футляры для стрел, защитные доспехи.
Слайд 23
Занятия мордвы
Находки в погребальном инвентаре говорят о тесных
связях мордвы с соседями.
У кочевых алан с Подонья
они приобретали оружие, поясные наборы, украшения, ткани.
От волжских булгар получали конскую упряжь, сабли, ювелирные изделия.
Ближайшими соседями мордвы на северо-западе были славяне, а затем русские. От них мордва получала посуду, украшения, оружие.
За приобретенные товары местное население расплачивалось мехами, медом, воском, скотом.
Слайд 24
Занятия мордвы
Длительное время мордва уплачивала дань Хазарскому каганату
– крупнейшему государственному образованию в междуречье Дона и Волги.
Однако в конце X в. Хазарское государство прекратило свое существование после ударов, нанесенных ему киевским князем Святославом.
Слайд 25
Верования мордвы
Языческие представления древней мордвы включали десятки божеств.
Небом и временем управлял бог Шкай, его супругой была
Анге – богиня жизни и добра.
Чи-паз считался богом Солнца.
Пургине-паз – богом грома, земля находилась в ведении Мода-авы (Модавы).
Вода – Ведь-авы (или Ведявы), лес – Вирь-авы (или Вирявы).
Слайд 26
Верования мордвы
Своих богов-покровителей имели реки, озера, священные деревья.
Отголоски почитания природных божеств можно увидеть в современных названиях
сел Вирятино, Пичер, Пичаево (от Пичь-ава – сосна-мать).
Все эти имена встречаются в молитвах, преданиях и поверьях у мордвинов.
Слайд 27
Верования мордвы
Мордовские племена почитали и некое высшее начало
под именем Азар.
Но, как и у многих других
народов, это божество разделялось на отдельные силы природы.
Мордовские Ведьязар – лесной бог, Юртазар – домашний бог во многом напоминали славянских леших и домовых.
Слайд 28
Вывод
Мордва – древнейшая народность с богатейшей историей ,
проживающая на территории Тамбовской
Древнейшее упоминание о мордве (mordens)
содержится в труде известного историка VI в. Иордана. В 60-е годы X в. в письме хазарского кагана (царя) Иосифа в числе перечисленных данников Хазарии упоминается «ариса», скорее всего, эрзя.
В русской летописи говорится о даннических отношениях с Русью: «А по Оце реце, где втечеть в Волгу… мордва свой язык… А се суть инии языци, иже дань дають Руси: чудь, меря, весь, мурома, черемись, мордва…». В более поздних летописных сводах мордовские племена постоянно встречаются в записях.